Финансирование оборотных



К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985)

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличе-

Расходы бюджета — экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны, содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по государственному внутреннему долгу, затраты на оказание финансовой поддержки территориям и др.

Финансовые ресурсы и их распределение по видам затрат и потребителям определяются в государственном финансовом плане— государственном бюджете, составляемом ежегодно по народному хозяйству в целом и по союзным республикам раздельно. В государственном бюджете определяются все доходы государства от всех отраслей народного хозяйства, а также расходы на финансирование народного хозяйства. В расходной части бюджета значительную часть занимают расходы по финансированию капитальных вложений и, в частности, капитального строительства.

в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансирует затраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры (дороги, транспорт, связь). Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров. Государственный бюджет — важный источник финансирования социальных расходов. Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Здесь же аккумулируются взносы в фонды социального страхования, а также процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций. От 75 до 90% (в зависимости от страны) всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов населения, остальные 10— 25% приходятся на обложение имущества и капитала. Налоговая (фискальная) политика является методом государственного воздействия на хозяйственные процессы. Меняя ставки подоходного обложения, правительство может регулировать сумму средств, остающихся «на руках» у населения и корпораций. Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам ряда стран Запада удавалось по-

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принт типу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов. К сожалению, существовавшая до недавних пор система безвозвратного финансирования государственных расходов культивировала бесхозяйственность и иждивенчество у

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределение национального дохода (частично — и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные ресурсы -примерно половина - направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети -на социально-культурные мероприятия.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей стране

Наше государство, проявляя заботу о совершенствовании организационных форм управления экономикой и социальной сферой, проводило в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления. Эта деятельность имела не только чисто фискальное значение; благодаря сокращению расходов на управление экономились денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий. Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации управленческого труда, делает руководство общественным производством более оперативным, конкретным, а потому - более действенным.

При утверждении своих государственных бюджетов бывшие союзные республики утверждали объем доходов и расходов республиканского бюджета, устанавливали размеры поступлений по отдельным источникам доходов и направления расходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и другие расходы, а также увеличивали в случае необходимости общую сумму доходов и расходов, но без изменения установленных в бюджете страны для республики размеров отчислений от общесоюзных доходов и налогов.


Потребность в оборотных средствах предприятий (объединений) частично покрывается также за счет кредиторской задолженности и прочих источников. Кредиторская задолженность — это внеплановый заемный источник оборотных средств предприятия (объединения) . Она возникает чаще всего в результате нарушений финансовой дисциплины и недостатков в организации хозяйственно-финансовой деятельности (например, при задержке платежей, при поступлении материальных ценностей раньше их оплаты и т. д.). К прочим источникам формирования оборотных средств относятся средства вышестоящих организаций (министерств, промышленных объединений, главков), выделяемые в порядке внутрихозяйственного перераспределения прибыли и излишка оборотных средств подведомственных объединений, предприятий и организаций. На финансирование оборотных средств вновь вводимых в эксплуатацию предприятий (объединений) направляют бюджетные ассигнования.

банковские кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок до одного года, долгосрочные — на срок свыше одного года. В зависимости от цели кредитования банковские кредиты подразделяются на кредиты, выдаваемые на финансирование оборотных средств (как правило, краткосрочные кредиты), и на кредиты, предоставляемые на финансирование капиталовложений (преимущественно долгосрочные кредиты). Кредиты могут выдаваться в рублях и в валюте. Плата за кредит взимается по ставкам, сложившимся на денежном рынке по краткосрочным кредитам и на рынке капиталов — по долгосрочным кредитам. Проценты, уплаченные по кредитам в соответствии с действующими законами, могут относиться либо на себестоимость продукции, либо на балансовую прибыль, либо на чистую прибыль.

РАЗДЕЛ в ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования МП через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерове, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т.д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована МП, оборотный капитал, направленный на производство (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности, однако, возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10—30 тыс. долл., сроки — до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности.

В результате дискуссии о возможностях дальнейшего повышения аналитичности баланса, прошедшей в начале 50-х годов, баланс был дополнен некоторыми важнейшими показателями финансового плана, такими как прибыль и ее распределение, бюджетное и внутрисистемное финансирование оборотных средств, лимиты банковского кредитования. Кроме того, в соответствии с Положением о бухгалтерских отчетах и балансах от 12 сентября 1952 г. в баланс вновь были введены регулирующие статьи. Так, основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стали отражать по первоначальной стоимости.

оплатить свои денежные обязательства. В этой главе мы рассмотрим выбор между риском и прибыльностью и то, как это влияет на финансирование оборотных средств.

рассчитаны на финансирование оборотных активов, возрастающих по мере увеличения продаж (например, счетов дебиторов и материальных запасов), тогда как с помощью долгосрочных займов с твердыми сроками погашения, как правило, финансируют основные средства, теряющие ценность в соответствии с графиком амортизации. Такая концепция балансирования сроков (matching maturities) важна для оценки состояния задолженности компании.

Векселя к оплате банкам часто представляют собой краткосрочное финансирование оборотных активов компании (счетов дебиторов и материальных запасов). Компания с сезонными потребностями привлечения средств может иметь сезонную кредитную линию. Например, компания розничной торговли может использовать банковскую ссуду для пополнения запасов к Рождеству. Когда компания реализует свои товарные запасы, образуется дебиторская задолженность или наличность. После того как эти счета инкассировали или после накопления наличности дебиторская задолженность перед банком погашается. Поэтому краткосрочная дебиторская задолженность перед банком может колебаться в зависимости от того, в какой момент цикла движения наличности компания составляет свой годовой баланс. Кроме того, большинство кредитных учреждений ожидают, что в период затишья в делах заемщик удовлетворит несезонные нужды за счет собственного капитала и погасит все кредитные линии. Этот период именуют "периодом зачистки" (clean-up period).

где ОАод — сумма собственного и долгосрочного заемного капитала, направленного на финансирование оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату); СК — сумма собственного капитала предприятия (средняя или

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п.


Финансовых нарушений Финансовых отношениях Финансовых портфелей Финансовых правоотношений Финансовых спекуляций Финансовых вычислений Финансовых возможностей Финансовых управляющих Финансовыми инструментами Фактически использованных Финансовыми показателями Финансовыми структурами Финансовыми затруднениями вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика