Финансовых потрясений



Тюмень - это основная база ТЭКа России, которая дает 3/4 всех поступлений в федеральный бюджет. Падение производства в нем грозит бедой: не будет финансовых поступлений, не хватит энергии .

Инвестиционная деятельность предприятий - наиболее слабое место современной Российской экономики, и в немалой степени это связано с неэффективным налоговым регулированием производственно-хозяйственной деятельности. Невозможность финансирования инвестиций за счет собственных средств способствовала активным поискам предприятиями сторонних инвесторов. Причем преимущественно все предприятия прорабатывают варианты привлечения средств для долгосрочных инвестиций. При этом надежды возлагаются на следующие источники финансовых поступлений: создание совместных предприятий или получение кредита от иностранного банка или фонда. Это направление инвестиций реализуется на практике крайне трудно. Основные причины - это нестабильность российской экономики в целом и налоговой системы в частности. В результате у инвесторов вызывает неуверенность не уровень налогов, а то что их ставки часто меняются; существующий порядок налогообложения не стимулирует активности банков в части долгосрочных кредитов, хотя прибыль от их предоставления (сроком на три и более года) на инвестиции освобождена от налогообложения. Эта льгота малопривлекательная, так как банки интересуют, прежде всего, текущие налоговые платежи. Именно эти платежи, а также ужесточение Центральным банком РФ режима резервирования, позволяют банкам накопить достаточно средств для долгосрочного кредитования, а также организации финансово-промышленных групп. Это мера привлекает предприятия возможностью получить долгосрочное финансирование от какого-либо крупного инвестиционного института -члена данной группы. Однако реальные инвесторы - банки и инвестиционные компании - пока не особенно стремятся стать официальными членами финансово-промышленной группы, поскольку никаких специально льгот по налогам или резервированию для них не предусмотрено: привлечение средств путем эмиссии собственных акций - один из вариантов финансирования инвестиций, однако здесь появляется проблема размещения выпуска; получение кредитной линии от крупного банка в обмен на передачу им крупного пакета собственных акций и допуск к участию в управлении предприятием — также составляет определенную проблему.

- прогнозирование будущих финансовых поступлений и расходов компании по подразделениям, проектам и статьям бюджета (сферам деятельности компании);

В настоящее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы является финансирование через государственные заказы, государственные программы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями. Однако это не альтернатива базовому нормативному бюджетному финансированию. Названный способ бюджетного финансирования, обладая определенными достоинствами — гибкостью и динамичностью, адресностью получения финансовых средств, не лишен недостатков. Главный из них — нестабильность финансовых поступлений. Это ограничивает возможности широкого применения данного способа финансирования, вследствие чего целесообразно базовое бюджетное финансирование дополнять финансированием через контракты, фанты и фонды.

При внешнем анализе изучается реальная стоимость имущества предприятия, делается прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала, уровня и тенденций изменения дивидендов и т. п.

Результатом мероприятий, осуществленных по инициативе таких государственных деятелей, как Витте, Столыпин, Коковцов, стала отлаженная система финансовых поступлений. Политика государства была направлена на поддержку отечественных производителей. Налоги обеспечивали стабильные доходы казны при минимальных затратах в отличие от железных дорог, которые приносили доход порядка 680 млн руб., но в то же время требовали огромных средств на свое содержание. Накануне Первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение. В бюджете на 1914 г., доходная часть которого была определена в размере 3522 млн руб., а расходная — 3303 млн руб., планировалось три подразделения налоговых поступлений: прямые налоги — 264,5 млн руб., косвенные — около 710 млн руб. и пошлины — более 230 млн руб. В косвенных налогах преобладали таможенные сборы (351,9 млн руб.), а также акцизы на сахар (150 млн руб.), табачные изделия и спички (98,4 млн руб).

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на банковских счетах предприятия. На основе всех этих данных составляется сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год).

С приходом в группу Предтеченского действовавший с 1993 г. скромный контракт института с этой международной корпорацией менее чем за год «потяжелел» более чем в десять раз и превратился в главный источник финансовых поступлений института, обеспечивший вполне достойное существование всех его сотрудников на многие годы вперед.

и др. с целью увеличения плановой величины финансовых поступлений и/или сокращения плановой величины финансовых расходов.

Как следует из вышеприведенных расчетов, притом, что производство и реализация продукта А вполне рентабельны для предприятия, ограниченная емкость рынка при стабильном в текущем периоде, технологически обусловленном объеме производства, за данный бюджетный период приведет к увеличие-нию уровня финансового дефицита (сальдо финансовых поступлений и расходов компании). При первичном расчете целевого объема продаж основным критерием является значение функции маржинального дохода; зато при корректировке показателей сводного бюджета для снижения уровня финансового дефицита и выведения показателей финансового состояния до нормативных значений величина функции ВПЗ приобретает весьма существенное значение при решении вопроса, от выпуска какого вида продукции следует отказаться.

Уточненный коэффициент ликвидности Показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет имеющихся денежных средств, но и за счет ожидаемых финансовых поступлений /Денежные /Быстрореализуемые^ 1 Дебиторская ^ ^ средства J + 1 ценные бумаги J + 1 задолженность 1


рубежных исследователей на главную среди этих причин — глубокий циклический спад в мировом капиталистическом хозяйстве начала 80-х годов, особенно в группе энергоемких отраслей. За счет экономической депрессии, валютно-финансовых потрясений и связанной с ними массовой распродажи нефти и нефтепродуктов из коммерческих запасов относят не менее половины общего сокращения сбыта жидкого топлива членами ОПЕК. Среди других причин выделяются рост его производства за пределами организации, меры по экономии и рационализации потребления, переход на альтернативные энергоносители [23, с. 59—60; 219, с. 25].

За короткий срок в России была создана современного типа двухуровневая банковская система. Сформировался фондовый рынок, причем акции российских компаний стали обращаться и на зарубежных фондовых биржах. Страна вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы принялись приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную нишу на фондовом рынке заняли различные государственные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка (они отличались высокой доходностью и наименьшим риском). Получилось так, что экономика России оказалась лишь на подступах к мирохозяйственной адаптации, а финансы фактически уже стали частью глобальных финансов. В результате спрос на финансовых рынках обусловил тенденцию роста рыночной стоимости котирующихся корпоративных акций и госбумаг без соответствующего изменения положения в российской экономике. Из-за неравномерности развития финансовой системы и самой экономики сужалась база государственных финансов, что усиливало зависимость национальной финансовой системы от мировой, от поведения нерезидентов, нередко преследовавших спекулятивные интересы. И как только зарубежные инвесторы начали нести убытки от финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии, российский фондовый рынок стал резко терять в весе. Перед государством встала двуединая задача: во-первых, привести в соответствие развитие финансовой системы и других отраслей и сфер национальной экономики, во-вторых, синхронизировать это развитие на рыночной основе.

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала сомнений у руководства Центрального банка1. Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Вторичные дилеры таких обязательств не имели, но и не могли осуществлять торговлю государственными облигациями по собственным ценам. Первичные дилеры в конечном счете оказались заложниками своих обязательств по поддержанию ликвидности рынка ГКО— ОФЗ, когда крах пирамиды ГКО — ОФЗ стал неизбежным. Следует отметить, что еще за три месяца до принятия Правительством России рокового решения о дефолте активно прорабатывались различные варианты переоформления ГКО в более длинные долговые обязательства (ценные бумаги) правительства, с целью смягчения неизбежных финансовых потрясений для России. И варианты были. В частности, переговоры с крупнейшими операторами ГКО, контролирующими около 80% его объема, показали готовность последних вывести из ГКО в менее доходные, но более надежные бумаги приблизительно 10 млрд долл.1 Рассматривались и другие варианты выхода из сложившегося кризиса. Однако правительством был принят самый непредсказуемый и самый разрушительный не только для финансовой системы, но и экономики России в целом вариант, заключавшийся в установлении дефолта не только по ГКО — ОФЗ, но и по валютным обязательствам частных фирм и банков, а также в принудительной реструктуризации ГКО.

В заключение темы следует подчеркнуть, что финансовая устойчивость — сложное, многогранное состояние счетов любой организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. В процессе хозяйственных операций финансовое состояние постоянно меняется. Знание предельных границ (нормативных значений) использования собственных и заемных средств для покрытия вложений в оборотные и внеоборотные активы позволяет собственнику маневрировать ресурсами и хозяйственными операциями в целях повышения эффективности производственно-финансовой деятельности, изыскивать возможности укрепления платежеспособности и финансовой устойчивости организации в рыночной системе хозяйствования, а также создавать условия для предотвращения «финансовых потрясений», ведущих в конечном итоге к банкротству.

В заключение темы следует подчеркнуть, что финансовая устойчивость — сложное, многогранное состояние счетов любой организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. В процессе хозяйственных операций финансовое состояние постоянно меняется. Знание предельных границ (нормативных значений) использования собственных и заемных средств для покрытия вложений в оборотные и внеоборотные активы позволяет собственнику маневрировать ресурсами и хозяйственными операциями в целях повышения эффективности производственно-финансовой деятельности, изыскивать возможности укрепления платежеспособности и финансовой устойчивости организации в рыночной системе хозяйствования, а также создавать условия для предотвращения «финансовых потрясений», ведущих в конечном итоге к банкротству.

Новые виды ценных бумаг выжили также потому, что расширили выбор инвестора. Когда экономисты улыбаются во сне, возможно, они мечтают о таком разнообразном рынке ценных бумаг, где их число будет сопоставимо с возможным в будущем количеством стран на земном шаре. Такой рынок дал бы инвестору максимально возможный выбор и позволил сформировать портфель, защищающий от любых финансовых потрясений.

За короткий срок в России была создана современного типа двухуровневая банковская система. Сформировался фондовый рынок, причем акции российских компаний стали обращаться и на зарубежных фондовых биржах. Страна вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы принялись приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную нишу на фондовом рынке заняли различные государственные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка (они отличались высокой доходностью и наименьшим риском). Получилось так, что экономика России оказалась лишь на подступах К мирохозяйственной адаптации, а финансы фактически уже стали частью глобальных финансов. В результате спрос на финансовых рынках обусловил тенденцию роста рыночной стоимости котирующихся корпоративных акций и госбумаг без соответствующего изменения положения в российской экономике. Из-за неравномерности развития финансовой системы и самой экономики сужалась база государственных финансов, что усиливало зависимость национальной финансовой системы от мировой, от поведения нерезидентов, нередко преследовавших спекулятивные интересы. И как только зарубежные инвесторы начали нести убытки от финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии, российский фондовый рынок стал резко терять в весе. Перед государством встала двуединая задача: во-первых, привести в соответствие развитие финансовой системы и других отраслей и сфер национальной экономики, во-вторых, синхронизировать это развитие на рыночной основе.

Период 1990-х годов в России связан с целым рядом экономических бурь и финансовых потрясений. Они были вызваны прежде всего приватизацией и акционированием предприятий, становлением российского рынка ценных бумаг. Следствием бурного развития фондового рынка стали и современная финансовая практика, и резкая имущественная дифференциация общества на крупных собственников (владельцев и крупных акционеров предприятий, мелких и мельчайших собственников.

Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО — ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала сомнений у руководства Центрального банка'. Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По мнению многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Вторичные дилеры таких обязательств не имели, но и не могли осуществлять торговлю государственными облигациями по собственным ценам. Первичные дилеры в конечном счете оказались заложниками своих обязательств по поддержанию ликвидности рынка ГКО - ОФЗ, когда крах пирамиды ГКО — ОФЗ стал неизбежным. Следует отметить, что еще за три месяца до принятия Правительством России рокового решения о дефолте активно прорабатывались различные варианты переоформления ГКО в более длинные долговые обязательства (ценные бумаги) правительства, с целью смягчения неизбежных финансовых потрясений для России. И варианты были. В частности, переговоры с крупнейшими операторами ГКО, контролирующими около 80% его объема, показали готовность последних вывести из ГКО в менее доходные, но более надежные бумаги приблизительно 10 млрд долл.* Рассматривались и другие варианты выхода из сложившегося кризиса. Однако правительством был принят самый непредсказуемый и самый разрушительный не только для финансовой системы, но и экономики России в целом вариант, заключавшийся в установлении дефолта не только по ГКО — ОФЗ, но и по валютным обязательствам частных фирм и банков, а также в принудительной реструктуризации ГКО.


Фактически отработанные Финансовая корпорация Финансовая поддержка Финансовая статистика Финансовая зависимость Финансовой бюджетной Финансовой глобализации Финансовой интеграции Финансовой корпорацией Финансовой налоговой Финансовой олигархии Фактически отсутствует Финансовой прочности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика