|
Финансовых правоотношений
Нормы продаж устанавливают в процессе разработки плана маркетинга на год. Первым делом фирма принимает решение о практически достижимых контрольных показателях сбыта. Этот прогноз становится основой для планирования производства, численности рабочей силы и финансовых потребностей. После этого руководство устанавливает нормы продаж по регионам и территориям, которые в сумме обычно превышают контрольный показатель в прогнозе сбыта. Делают это для того, чтобы побудить управляющих службами сбыта и коммивояжеров приложить максимально возможные усилия. И даже если нормы продаж окажутся невыполненными, фирма, возможно, все-таки сумеет достичь контрольных показателей прогноза сбыта.
Когда этот руководитель ушел на пенсию, банк назначил на его место еще довольно молодого специалиста, имевшего степень магистра делового администрирования. Его подход к работе оказался совсем иным. Он попросил отдел маркетинговых исследований банка предоставить ему информацию об общей сумме кредитов, выданных транспортным компаниям всеми банками региона, дать сведения о маркетинговых стратегиях и долях рынка, занимаемых банками-конкурентами, и сделать прикидку основных финансовых потребностей транспортных компаний на будущее. Одним из главных открытий после изучения собранных материалов стал вывод о том, что банк использвал потенциал рынка менее чем на 50%. После этого новый специалист по ссудам создал систему планирования и контроля, требовавшую определения целей, формулирования стратегических подходов и разработки программ действий применительно к разным сегментам рынка транспортных фирм. Он назначил управляющих по сегментам рынка, отвечавших за разработку планов действий и методов контроля за их исполнением в рамках своих сегментов. Благодаря применению системы маркетингового планирования и контроля новый руководитель за два года удвоил сумму кредитов, выданных предприятиям транспортной сферы.
На фоне этих финансовых потребностей мы и должны рассматривать вопрос о прибылях и доходах нефтяной промышленности. А картина эта, несомненно, дает основания для беспокойства. Чтобы нефтяная промышленность могла достичь указанных темпов капиталовложений, ей придется в целом увеличивать свою чистую прибыль примерно на 15% в год и добиться аналогичного повышения нормы прибыли на вложенный капитал. Но за последнее десятилетие, не считая отдельных кратковременных повышений прибыльности в периоды таких кризисов, какие имели место в 1971, 1973 и 1974 гг., наблюдалась тенденция к падению нормы прибыли. Если в 50-х годах средняя норма прибыли на вложенный капитал достигла высокого уровня — примерно 14—15%, то уже с конца 50-х годов она почти неуклонно падала, пока не достигла 11%, а затем, несмотря на ее некоторый рост в середине последующего десятилетия, упала в 1972 г. до уровня менее 10%.
Наконец, вопрос упирается также и в финансовые соображения. В наше время для осуществления любой энергетической программы требуются огромные капитальные затраты, длительные сроки освоения и еще более длительные периоды ожидания, пока начнется реальный приток доходов. За последние несколько лет необходимость в нефти ничуть не уменьшилась, а потребности нефтяной промышленности во все увеличивающихся капиталовложениях только возросли. Учитывая масштабы этих финансовых потребностей, нефтяным компаниям придется постоянно делать выбор между намечаемыми ими проектами. Кое-кто сочтет, что широкая диверсификация их деятельности стоит связанных с ней риска и расходов, но для многих дело будет обстоять иначе.
которая в большинстве случаев устанавливается произвольно. Между тем от конкретного значения этой величины зависит формирование ресурсов, идущих на развитие предприятия (инвестиции). Именно по этим причинам тариф, формируемый на основе существующего механизма ценообразования, не отражает реальных финансовых потребностей коммунальных предприятий.
При инфляции цены на сырье, материалы, топливо растут и соответственно растет номинальная величина финансовых потребностей организации на эти цели. Но при отсрочке платежей инфляция фактически уменьшает реальную цену приобретения производственных запасов, понуждая организацию повышать средний срок кредиторской задолженности (в разумных пределах) так, что он начинает превышать средний срок дебиторской задолженности.
Социальная функция состоит в том, что государство должно поддерживать социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантировать прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы, производительности труда, обеспечивать занятость населения. В выполнении этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства. Реализация данной функции связана с расширением государственных финансовых потребностей, спроса социального сектора экономики и домашних хозяйств.
Прогноз денежных средств — важный инструмент внешнего финансового анализа. Представленный в форме годового финансового прогноза, он показывает ожидаемое ежемесячное поступление денежных средств и совершение платежей. Расчеты движения денежных средств особенно полезны при определении финансовых потребностей предприятий с сезонными операционными циклами, например, производителей прохладительных напитков, одежды.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Под влиянием требований экономического развития, финансовых потребностей государства и борьбы рабочего класса идея прогрессивного обложения во второй половине XIX в. вылилась в «теории прогрессивных налогов». Начнем с истории вопроса. Беглые замечания о полезности прогрессивного обложения богатых мы встречаем еще у А. Смита. Во Франции отстаивали идею прогрессивного обложения в XVIII в. Ж.-Ж.Руссо и в XIX в. Ж.Б. Сэй. Вывод о необходимости прогрессивного обложения Ж.-Ж. Руссо делает из теории эквивалента, говоря, что «государство усиленно охраняет огромные имущества богача и едва дает возможность бедняку пользоваться хижиной, которую он построил собственными руками». Ж.Б. Сэй, доказав числовыми примерами, что пропорциональное обложение не ведет к уравнительности, говорит: «Я не боюсь утверждать, что справедлив только прогрессивный налог»2.
Во второй части нашего исследования методов финансового анализа и планирования мы имеем дело с анализом потоков денежных средств и финансовым прогнозированием. Отчет об источниках и использовании денежных средств помогает финансовому директору или кредитору в оценке использования фирмой денежных средств и в определении того, за счет каких источников фирма это делает. В дополнение к изучению прошлых периодов аналитик может посредством данных отчета об источниках и использовании средств, основанных на прогнозах, оценить будущие потоки. Такой отчет представляет для финансового директора эффективный метод оценки роста фирмы и ее будущих финансовых потребностей и определения наилучшего способа финансирования этих потребностей. В частности, отчет об источниках и использовании денежных средств очень полезен в планировании средне- и долгосрочного финансирования. и практики должны быть пересмотрены в целях интегрированного развития России в рамках рыночного мирового сообщества. Если для практического решения данных проблем необходимо длительное время, то теоретические основы должны быть созданы уже сегодня или хотя бы должна быть обозначена концепция новой финансовой системы страны. Единство этой системы означает соподчиненность бюджетно-налоговых отношений, а стало быть, единственным правовым актом их регламентирования может быть Кодекс государственных доходов и расходов (КГДР). Этот документ должен содержать положения исключительно методологического, а не методического свойства, поскольку он создается не на один год и не должен зависеть ни от идеологических, ни от каких-либо других влияний. На этапе перехода к рынку этот правовой документ должен разрабатываться шаг за шагом, а в процессе этого движения учитывать все позитивные тенденции развития бюджетно-налоговых отношений, обсуждаться самым тщательным образом в экономической печати, проходить независимые экспертизы и вводиться в действие частями. Сигналом для принятия общей части КГДР, устанавливающей права и обязанности сторон налоговых, кредитных, страховых и других сфер публичных финансовых правоотношений, принципы налогообложения, заимствования и бюджетного финансирования, а также основные методологические положения по формированию этих сфер, должны послужить стабилизация экономического роста и политическая устойчивость общества в течение по крайней мере пяти лет. В течение этого времени содержание общей части КГДР может регламентировать основные методические характеристики состава и структуры налогов, займов и направлений бюджетного финансирования, не детализируя и не дублируя нормативные положения по бухгалтерскому учету, таможенному и другому законодательству. Все вышесказанное — всего лишь краткое изложение позиции относительно правового регламентирования системы публичных финансовых отношений и их составной части — бюджетно-налоговых отношений.
пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции.
К Обшей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности участников финансовых правоотношений.
Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует их между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов, компетенция которых в области финансов установлена конституцией РФ и конституционными правовыми актами субъектов Федерации, а также законодательными и другими нормативными актами.
Финансовый орган (кредитная организация) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.
сировании, — это тоже участники финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное их расходование в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с:
Подробнее о понятии и структуре финансовых правоотношений см.: Ковалева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001.
Финансовая грамотность Финансовая неустойчивость Финансовая реструктуризация Финансовая структура Финансовой эквивалентности Финансовой бухгалтерской Финансовой хозяйственной Фактически отработанному Финансовой кредитной Финансовой неустойчивости Финансовой организации Финансовой поддержке Финансовой производственной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|