|
Финансовых учреждений
Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйстдова-ния, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
Каждый институт финансовой системы подразделяется на элементы, пединституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.
В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные отношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения, имевшая место в истории нашей страны, отнюдь не доказывают натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом — функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от формы собственности -финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
Поэтому на рубеже 90-х годов с особой остротой возникла задача перестройки всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Радикальные преобразования призваны обеспечить переход на такие формы финансовых взаимосвязей, которые отвечают функционированию экономики на принт типах социально-ориентированного рыночного хозяйства, способствуют эффективному использованию финансовых ресурсов, создают основу для их роста. Успех в проведении финансовых преобразований во многом будет зависеть от того, удастся ли обеспечить экономический простор воздействию финансов на общественное производство. То, что финансы могут влиять на производство, не подлежит сомнению. Вопрос лишь в том, как с наибольшей полнотой учесть эту возможность, как в максимальной степени реализовать ее.
К сожалению, в существующей системе финансовых взаимосвязей как льготы, так и санкции пока что слабо используются в интересах достижения лучших результатов хозяйствования. По действующему налоговому законодательству перечень льгот, особенно в части реинвестирования прибыли, неоправданно ограничен; отсутствует их дифференциация по территории страны, учитывающая специфику отдельных регионов (что, кстати, очень развито за рубежом); нет системы льгот, ориентирующей предприятия на приоритетные направления развития народного хозяйства. Бюджетное финансирование до недавних пор вообще не рассматривалось в качестве крупномасштабной финансовой льготы, что послужило одной из причин широкого распространения иждивенчества при формировании финансовых ресурсов предприятий.
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принт типы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы. Сфера формирования спроса и предложений на ссудный капитал. С функциональной точки зрения, Р.с.к. представляет собой систему рыночных отношений, обеспечивающую аккумуляцию временно свободных денежных капиталов и их перераспределение между различными отраслями. С институциональной точки зрения, Р.с.к. — это совокупность кредитно-финансовых учреждений и фондовых бирж, обслуживающих движение ссудного капитала. Р.с.к. условно делится на два сектора: денежный рынок, на котором проводятся операции с краткосрочным капиталом, и рынок капиталов, где формируются спрос и предложения на среднесрочные и долгосрочные кредиты. На практике эти два сектора Р.с.к. тесно связаны друг с другом, и границу между ними четко провести нельзя. Постоянно происходит перелив капиталов, краткосрочные инвестиции могут трансформироваться в средне- и долгосрочные и наоборот.
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и/или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Большинство компаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при финансировании своих сделок. Серьезное влияние на эффективность маркетинговой деятельности компании могут оказать повышение стоимости кредита и/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого компании необходимо наладить прочные связи с наиболее важными для нее кредитно-финансовыми учреждениями.
сил явно входит экономическое ослабление прогрессивных государств на Арабском Востоке, подрыв их хозяйственной и в особенности финансовой самостоятельности, что позволило бы потеснить их с позиций как внутри региона, так и на международной арене, осложнило бы положение всего радикально-антиимпериалистического крыла в национально-освободительном движении. Как справедливо подчеркнуто в редакционной статье центрального органа ФНО Алжира, подобная ситуация чревата тем, что «большинство стран ОПЕК перейдет под усиливающуюся опеку международных финансовых учреждений, контролируемых Западом, и в особенности США, теряя суверенное право определять ориентацию социально-экономической политики, так же как они перестали распоряжаться уровнем цен на свою нефть» [387, 1983, № 992, с. 5].
Наряду с предоставлением ресурсов по двусторонним каналам Ливия участвует в подавляющем большинстве финансовых фондов, банков развития, специализированных инвестиционных компаний и других учреждений, созданных под эгидой Лиги арабских государств, Организации африканского единства, Организации исламская конференция, ОПЕК, ОАПЕК. Причем в целом ряде случаев СНЛАД выступила инициатором их основания и одним из крупнейших доноров. Это относится, например, к Заемному фонду, который был учрежден в начале 1974 г. с поступлением преобладающей доли взносов от Ливии и Алжира и кото-» рый позднее был включен в состав Арабского банка экономического развития Африки. Ливия является вторым после Саудовской Аравии крупнейшим подписчиком на капитал этого банка (16,3%), а также Исламского банка развития (17,3%) [199а, с. 77, 106, 118]. В то же время Ливия практически не принимает участия в системе финансовых учреждений МВФ и МБРР, в которую активно вовлечены нефтяные монархии, особенно Саудовская Аравия, являющаяся, в частности, наряду с США одним из основных доноров (по 30% взносов) так называемого фонда Вит-тевена при МВФ, созданного в 1978 г. для гарантирования уплаты долгов развивающихся стран [59а, с. 386—387].
Причем и в данной области наблюдается активизация функций ливийской стороны. До середины 70-х годов участие Ливии в совместных банковских предприятиях, как с точки зрения доли в акционерном капитале, так и в особенности представительства ее граждан в руководящих органах этих финансовых учреждений, можно охарактеризовать лишь в качестве портфельных инвестиций. Однако в дальнейшем получили распространение и прямые капиталовложения страны. Например, «Либиан Араб Форин " Бэнк» владеет !/з акций «Арабо-испанского банка» в Мадриде (главный управляющий ЛАФБ — председатель совета директоров этого банка).
По данным исследований с середины 70-х гг. около 2/3 из числа 500 крупнейших американских компаний в той или иной форме вели себя противозаконно . Опросы общественного мнения показали, что по мнению широкой публики приверженность этичному поведению в США падает. Согласно одному опросу, 65% американцев считают, что общий этический уровень в стране снизился за последнее десятилетие °. Только 7% американцев полагают, что он повысился. На вопрос о наиболее распространенных вариантах неэтичной деловой практики руководитель одного из финансовых учреждений сказал: «Взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах» ' . Еще одно исследование, охватившее 15-летний период, показало, что руководители предприятий стали более цинично, чем 15 лет назад, относиться к этике поведения руководства в целом .
Формулировка миссии «Сан Бэнкс», одного из крупнейших финансовых учреждений на юго-востоке страны, полностью удовлетворяет требованиям к необходимой
Не так давно я проводил плановую встречу с советом директоров одного из немецких финансовых учреждений. Это были опытные бизнесмены. Самому молодому из них было около пятидесяти пяти лет, большинству же — за шестьдесят. За свою долгую карьеру они повидали немало изменений и в банковском деле, и в банковских информационных технологиях, начиная еще с систем на мэйнфреймах. Однако к освоению технологий Интернета этот банк еще не приступал. Перед моим докладом банкиры прослушали серию презентаций сотрудников М1сго8оГ1, посвященных нашей стратегии. Войдя в конференц-зал, я увидел, что они сидят, скрестив руки на груди, и вид у них нерадостный.
Взятые в целом функции кредитно-финансовых учреждений, называемых часто финансовыми посредниками, определяются как финансовое посредничество, т. е. как особая экономическая функция, служащая определенным целям. Определение целей и функций финансового посредничества дает теория финансового посредничества, которая состоит из трудов различных экономистов (А. Пигу, Р. Голдсмит, Дж. Герли, Е. Шоу, У. Зильбер, Б. Фридман и др.)
В этой связи следует заметить, что реальная финансовая стабилизация характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих показателей, а именно: устойчивость бюджетной системы, надежность кредитно-финансовых учреждений, рациональность денежного обращения, устойчивость финансового положения предприятий реального сектора экономики. В этом контексте чисто монетарные результаты финансовой стабилизации выглядят весьма сомнительными. На самом деле, в 1996 г. падение прибыли в основных отраслях реального сектора превысило 70 %, доля убыточных предприятий возросла в 1,5 раза и достигла к концу года 56 %. Таким образом, в 1996 г. сформировался новый, крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора финансовыми ресурсами, который не обеспечивает не только расширенного, но даже и простого воспроизводства. Вложения в основной капитал уменьшились в 1996 г. на 18 %. Проблемы нарастания кризиса неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней и обратного потока финансирования из бюджета, являются производными по отношению к продолжающемуся процессу экономического спада. Следовательно, политика макроэкономической стабилизации, выражающаяся в удержании денежной массы в определенных пределах, оказывается несостоятельной в плане обеспечения инвестиций и экономического роста. Денежно-кредитная политика является только частью экономической политики государства. В этой связи постановка задачи обеспечения экономического роста на основе финансовой стабилизации представляется ошибочной. Эти вопросы необходимо решать в комплексе и одновременно. Необходимость учета целого ряда факторов при принятии мер денежно-кредитного регулирования прослеживается хотя бы на примере переплетения интересов российских экспортеров и задачи укрепления национальной валюты. Задачу обеспечения притока кредитных ресурсов в промышленность, строительство, сельское хозяйство следует решать в комплексе со стимулированием наращивания собственных средств коммерческих банков, т.к. только "нулевые"
По данным Государственного реестра ФПГ, к 1 января 1997 года статус ФПГ получили 46 групп. В их состав входит около 700 предприятий и 90 кредитно-финансовых учреждений. Совокупный годовой оборот продукции составляет около 90 трлн. рублей
Фактически отработанное Финансовой безопасности Финансовой дисциплины Финансовой инфраструктуры Финансовой концепции Финансовой математики Финансовой обеспеченности Финансовой отчетностью Финансовой поддержкой Финансовой рентабельности Финансовой стратегии Фактически полученные Финансовое обеспечение вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|