Финансовая статистика



В этой связи следует заметить, что реальная финансовая стабилизация характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих показателей, а именно: устойчивость бюджетной системы, надежность кредитно-финансовых учреждений, рациональность денежного обращения, устойчивость финансового положения предприятий реального сектора экономики. В этом контексте чисто монетарные результаты финансовой стабилизации выглядят весьма сомнительными. На самом деле, в 1996 г. падение прибыли в основных отраслях реального сектора превысило 70 %, доля убыточных предприятий возросла в 1,5 раза и достигла к концу года 56 %. Таким образом, в 1996 г. сформировался новый, крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора финансовыми ресурсами, который не обеспечивает не только расширенного, но даже и простого воспроизводства. Вложения в основной капитал уменьшились в 1996 г. на 18 %. Проблемы нарастания кризиса неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней и обратного потока финансирования из бюджета, являются производными по отношению к продолжающемуся процессу экономического спада. Следовательно, политика макроэкономической стабилизации, выражающаяся в удержании денежной массы в определенных пределах, оказывается несостоятельной в плане обеспечения инвестиций и экономического роста. Денежно-кредитная политика является только частью экономической политики государства. В этой связи постановка задачи обеспечения экономического роста на основе финансовой стабилизации представляется ошибочной. Эти вопросы необходимо решать в комплексе и одновременно. Необходимость учета целого ряда факторов при принятии мер денежно-кредитного регулирования прослеживается хотя бы на примере переплетения интересов российских экспортеров и задачи укрепления национальной валюты. Задачу обеспечения притока кредитных ресурсов в промышленность, строительство, сельское хозяйство следует решать в комплексе со стимулированием наращивания собственных средств коммерческих банков, т.к. только "нулевые"

Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального секторя..

Элементами «шоковой терапии» в экономике являются либерализация цен, ликвидация так называемого «денежного зонтика» и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешнеэкономических отношений; конвертируемость валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; финансовая стабилизация; быстрая приватизация и др. Но эффективной «шоковая терапия» может быть только в условиях успешной институциональной, структурной, социальной политики, формирования рыночной инфраструктуры.

Заслуживает внимания для России и проблема соотношения экономики и политики при переходе к рынку. Мировой опыт показывает, что переход к рынку более успешен, если политические и экономические преобразования разведены во времени. В тех же случаях, когда глубокое переустройство государственности в процессе утверждения во власти группировок новой идеологической ориентации совмещаются во времени с радикальным изменением экономической системы, ход последнего начинает подчиняться логике политической борьбы и тем самым резко затрудняется. Это, к сожалению, и произошло в России. Реформы начала 90-х годов решали прежде всего политические задачи, с их помощью удалось изменить форму общественного бытия в стране. Политические критерии оказались решающими и при выборе российской властью радикальной либерально-монетаристской модели рыночного реформирования. Главное средство макроэкономического управления — жесткая монетарная политика, а приоритет текущей хозяйственной деятельности — финансовая стабилизация, трактуемая как исчерпывающее условие для спонтанно развивающейся инвестиционной активности и экономического роста.

Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан России. Средства достижения этой цели — финансовая стабилизация, существенное сокращение темпов инфляции, оживление рынка реальных инвестиций, сдерживание растущей безработицы, преодоление чрезмерной дифференциации населения по доходам.

граммы; финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; перестройка налоговой си-

•• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

Цели пенсионной реформы: финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий; совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

3 Такая трактовка понятия бюджетного федерализма дается в работе: Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 1995. № 8- С. 21. По существу данную точку зрения разделяют и авторами пособия: Дадашев А. 3., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 144.

В частности, снижение инфляции достигнуто в основном за счет массового прекращения государственного финансирования большинства важнейших народнохозяйственных программ, многомесячной невыплаты заработной платы, пособий по безработице, детских пособий, задержки расчетов по госзаказу и т.д. С хроническим и масштабным недостатком денег в реальном секторе напрямую связаны дезорганизация расчетов, задержки всех видов платежей, поступления налогов в бюджет и т.д. Многое из происходящего в последнее время в денежной сфере является не движением к рыночной системе, а возвращением к примитивным натуральным отношениям. Отмечая большую важность и исключительную актуальность осуществляемой в стране жесткой финансовой стабилизации, необходимо, вместе с тем, особо подчеркнуть как крайне негативный факт почти полный ее отрыв от реальной экономики. Между тем, опыт ряда стран свидетельствует о том, что финансовая стабилизация, не связанная с экономическим ростом, не может быть результативной и устойчивой и нередко оборачивается откатом экономики к исходным рубежам ее реформирования, однако уже в условиях неизмеримо сократившейся воспроизводственной базы. Может возникнуть замкнутый круг, при котором дальнейшее продолжение жесткой финансовой стабилизации практически закрывает путь к экономическому росту, а значительное ее ослабление может вновь вызвать гиперинфляцию.

Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального сектора.


Общеэкономическая и финансовая статистика

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 13.2 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 3.2 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика 1 общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).

• финансовая статистика;

В первый раздел — «Финансовая статистика» — включены:

В зависимости от предмета изучения в отечественной статистике финансов выделяют следующие разделы: статистика государственных финансов, банковская статистика, статистика сберегательного дела, статистика страхования, статистика финансов предприятий и организаций, статистика денежного обращения, статистика цен, международная финансовая статистика, статистика процентных ставок, валютных курсов, ценных бумаг, биржевая статистика. Каждый из разделов имеет свои особенности организации сбора и обработки данных.

Публикуемые статистические показатели в основном признаны надежными, и начиная с апреля 1996 г. в соответствии с договоренностью, достигнутой между ЦБ РФ, Минфином РФ, Госкомстатом РФ и Международным валютным фондом, Российская Федерация, являющаяся страной-членом МФВ, публикует основные показатели денежной и банковской статистики: платежного баланса, государственных финансов, национальных счетов, международной ликвидности, а также сведения об официальном курсе ЦБ РФ российской валюты и действующих в стране процентных ставках по депозитам, кредитам и государственным ценным бумагам в ежемесячном международном сборнике «Международная финансовая статистика».

• публиковать материалы, полученные на сопоставимой со многими странами методологии, в сборнике «Международная финансовая статистика»; предоставлять МВФ необходимую информацию (МВФ, организованный в 1944 г. как специализированное учреждение ООН, обязал все 180 стран-членов (Россию в том числе) предоставлять ему макроэкономические и денежно-кредитные данные, основанные на международных стандартах).

Основными областями сотрудничества Госкомстата РФ с МВФ являются: платежный баланс, финансовая статистика, статистика цен, внешнеэкономическая деятельность, демографичес-

7. Иванов Н., Орешкин В. Макроэкономическая финансовая статистика: основные элементы, принципы составления, понятия и задачи // Банковское дело. — 1997. — № 2.

31. Финансовая статистика: Учебник / Под ред. Г. В. Даркова, Г. К. Максимова. — М.: Финансы, 1969.


Финансового благополучия Финансового инструмента Финансового механизма Финансового обеспечения Финансового посредника Финансового равновесия Финансового учреждения Фактически понесенных Финансовому оздоровлению Финансовом благополучии Финансовом планировании Финансовом учреждении Финансово экономическим вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика