|
Финансовая статистика
В этой связи следует заметить, что реальная финансовая стабилизация характеризуется комплексом взаимосвязанных и взаимовлияющих показателей, а именно: устойчивость бюджетной системы, надежность кредитно-финансовых учреждений, рациональность денежного обращения, устойчивость финансового положения предприятий реального сектора экономики. В этом контексте чисто монетарные результаты финансовой стабилизации выглядят весьма сомнительными. На самом деле, в 1996 г. падение прибыли в основных отраслях реального сектора превысило 70 %, доля убыточных предприятий возросла в 1,5 раза и достигла к концу года 56 %. Таким образом, в 1996 г. сформировался новый, крайне низкий уровень самообеспечения реального сектора финансовыми ресурсами, который не обеспечивает не только расширенного, но даже и простого воспроизводства. Вложения в основной капитал уменьшились в 1996 г. на 18 %. Проблемы нарастания кризиса неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней и обратного потока финансирования из бюджета, являются производными по отношению к продолжающемуся процессу экономического спада. Следовательно, политика макроэкономической стабилизации, выражающаяся в удержании денежной массы в определенных пределах, оказывается несостоятельной в плане обеспечения инвестиций и экономического роста. Денежно-кредитная политика является только частью экономической политики государства. В этой связи постановка задачи обеспечения экономического роста на основе финансовой стабилизации представляется ошибочной. Эти вопросы необходимо решать в комплексе и одновременно. Необходимость учета целого ряда факторов при принятии мер денежно-кредитного регулирования прослеживается хотя бы на примере переплетения интересов российских экспортеров и задачи укрепления национальной валюты. Задачу обеспечения притока кредитных ресурсов в промышленность, строительство, сельское хозяйство следует решать в комплексе со стимулированием наращивания собственных средств коммерческих банков, т.к. только "нулевые"
Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального секторя..
Элементами «шоковой терапии» в экономике являются либерализация цен, ликвидация так называемого «денежного зонтика» и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешнеэкономических отношений; конвертируемость валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; финансовая стабилизация; быстрая приватизация и др. Но эффективной «шоковая терапия» может быть только в условиях успешной институциональной, структурной, социальной политики, формирования рыночной инфраструктуры.
Заслуживает внимания для России и проблема соотношения экономики и политики при переходе к рынку. Мировой опыт показывает, что переход к рынку более успешен, если политические и экономические преобразования разведены во времени. В тех же случаях, когда глубокое переустройство государственности в процессе утверждения во власти группировок новой идеологической ориентации совмещаются во времени с радикальным изменением экономической системы, ход последнего начинает подчиняться логике политической борьбы и тем самым резко затрудняется. Это, к сожалению, и произошло в России. Реформы начала 90-х годов решали прежде всего политические задачи, с их помощью удалось изменить форму общественного бытия в стране. Политические критерии оказались решающими и при выборе российской властью радикальной либерально-монетаристской модели рыночного реформирования. Главное средство макроэкономического управления — жесткая монетарная политика, а приоритет текущей хозяйственной деятельности — финансовая стабилизация, трактуемая как исчерпывающее условие для спонтанно развивающейся инвестиционной активности и экономического роста.
Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан России. Средства достижения этой цели — финансовая стабилизация, существенное сокращение темпов инфляции, оживление рынка реальных инвестиций, сдерживание растущей безработицы, преодоление чрезмерной дифференциации населения по доходам.
граммы; финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; перестройка налоговой си-
•• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
Цели пенсионной реформы: финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий; совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
3 Такая трактовка понятия бюджетного федерализма дается в работе: Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 1995. № 8- С. 21. По существу данную точку зрения разделяют и авторами пособия: Дадашев А. 3., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 144.
В частности, снижение инфляции достигнуто в основном за счет массового прекращения государственного финансирования большинства важнейших народнохозяйственных программ, многомесячной невыплаты заработной платы, пособий по безработице, детских пособий, задержки расчетов по госзаказу и т.д. С хроническим и масштабным недостатком денег в реальном секторе напрямую связаны дезорганизация расчетов, задержки всех видов платежей, поступления налогов в бюджет и т.д. Многое из происходящего в последнее время в денежной сфере является не движением к рыночной системе, а возвращением к примитивным натуральным отношениям. Отмечая большую важность и исключительную актуальность осуществляемой в стране жесткой финансовой стабилизации, необходимо, вместе с тем, особо подчеркнуть как крайне негативный факт почти полный ее отрыв от реальной экономики. Между тем, опыт ряда стран свидетельствует о том, что финансовая стабилизация, не связанная с экономическим ростом, не может быть результативной и устойчивой и нередко оборачивается откатом экономики к исходным рубежам ее реформирования, однако уже в условиях неизмеримо сократившейся воспроизводственной базы. Может возникнуть замкнутый круг, при котором дальнейшее продолжение жесткой финансовой стабилизации практически закрывает путь к экономическому росту, а значительное ее ослабление может вновь вызвать гиперинфляцию.
Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация — не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопленным национальным богатством, массовым и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального сектора. Общеэкономическая и финансовая статистика
Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 13.2 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).
Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 3.2 они представлены в виде общеэкономической и финансовой статистики) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регулярно публикуемая официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность (индексы цен, динамика 1 общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором массиве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).
• финансовая статистика;
В первый раздел — «Финансовая статистика» — включены:
В зависимости от предмета изучения в отечественной статистике финансов выделяют следующие разделы: статистика государственных финансов, банковская статистика, статистика сберегательного дела, статистика страхования, статистика финансов предприятий и организаций, статистика денежного обращения, статистика цен, международная финансовая статистика, статистика процентных ставок, валютных курсов, ценных бумаг, биржевая статистика. Каждый из разделов имеет свои особенности организации сбора и обработки данных.
Публикуемые статистические показатели в основном признаны надежными, и начиная с апреля 1996 г. в соответствии с договоренностью, достигнутой между ЦБ РФ, Минфином РФ, Госкомстатом РФ и Международным валютным фондом, Российская Федерация, являющаяся страной-членом МФВ, публикует основные показатели денежной и банковской статистики: платежного баланса, государственных финансов, национальных счетов, международной ликвидности, а также сведения об официальном курсе ЦБ РФ российской валюты и действующих в стране процентных ставках по депозитам, кредитам и государственным ценным бумагам в ежемесячном международном сборнике «Международная финансовая статистика».
• публиковать материалы, полученные на сопоставимой со многими странами методологии, в сборнике «Международная финансовая статистика»; предоставлять МВФ необходимую информацию (МВФ, организованный в 1944 г. как специализированное учреждение ООН, обязал все 180 стран-членов (Россию в том числе) предоставлять ему макроэкономические и денежно-кредитные данные, основанные на международных стандартах).
Основными областями сотрудничества Госкомстата РФ с МВФ являются: платежный баланс, финансовая статистика, статистика цен, внешнеэкономическая деятельность, демографичес-
7. Иванов Н., Орешкин В. Макроэкономическая финансовая статистика: основные элементы, принципы составления, понятия и задачи // Банковское дело. — 1997. — № 2.
31. Финансовая статистика: Учебник / Под ред. Г. В. Даркова, Г. К. Максимова. — М.: Финансы, 1969.
Финансового благополучия Финансового инструмента Финансового механизма Финансового обеспечения Финансового посредника Финансового равновесия Финансового учреждения Фактически понесенных Финансовому оздоровлению Финансовом благополучии Финансовом планировании Финансовом учреждении Финансово экономическим вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|