Финансовой дисциплины



Внедрение АСУ в ГПО позволит решать многие задачи: улучшить технико-экономическое планирование, управление финансовой деятельностью, бухгалтерский учет, управление капитальным строительством, материально-техническим снабжением, планированием, учетом и анализом кадров и т. п., что, безусловно, отразится на характере и методах труда ИТР и служащих ЛПУМГ.

Основными принципами организации финансов предприятий, как уже отмечалось, являются демократический централизм, деление оборотных средств на собственные и заемные, плановость, хозяйственный расчет, наличие финансовых ресурсов. Финансы социалистических предприятий планово организуются государством в процессе составления, утверждения и исполнения народнохозяйственного плана и бюджета страны. Планируя в централизованном порядке капитальные вложения, объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, а также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, государство осуществляет руководство финансовой деятельностью социалистических предприятий и объединений.

Б. Функциональные подсистемы, различающиеся по видам управленческой деятельности: планирование, учет и анализ труда и заработной платы; планирование, учет и анализ кадров; управление финансовой деятельностью; управление материально-техническим снабжением и комплектацией; управление распределением и сбытом продукции; бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности; управление научно-исследовательскими работами; научно-техническая информация.

Такая структура обусловливает единую систему специализации управленческого труда, повышает персональную ответственность работников за своевременное и качественное принятие решений, действенность контроля за .производственно-финансовой деятельностью предприятий и объединений отрасли.

управления финансовой деятельностью — охватывает составление баланса доходов и расходов, расчет нормативов собственных оборотных средств, анализ выполнения плана финансирования капитальных вложений, анализ финансового состояния предприятия, контроль расчетов за выполненные работы, с поставщиками материальных ценностей, рабочими и служащими и др.;

Естественно, что определение того, какие конкретно виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации. По словам специалиста по вопросам управления Альфреда Чандлера: «Структура соответствует стратегии». Различия в целях приводят к фундаментальным различиям в структуре. Например, в большинстве организаций юридические службы безусловно относятся к аппаратной деятельности. Однако в юридической фирме юристы составляют хребет организации. Аналогичным образом, обучение обычно является либо аппаратной деятельностью, либо просто одной из обязанностей линейного руководителя. Но в колледже преподавание — основной вид деятельности организации. Финансы представляют собой ключевой вид деятельности почти в любой организации и поэтому относятся к линейной деятельности. Однако ведение финансовых документов, бухгалтерский учет можно рассматривать в качестве аппаратной деятельности, потому что это вспомогательное средство для руководства финансовой деятельностью.

Последовавшее затем в качестве «ответной» меры ИПК сокращение добычи нефти и, следовательно, сокращение доходов Ирака, вынудило правительство предъявить ИПК ряд требований, в числе которых: предоставление Ираку права контроля над финансовой деятельностью ИПК и участие в основном капитале ИПК и ее дочерних компаний в размере 20%; выплата долгов компании за 1964—1970 гг.; увеличение добычи нефти до максимальной пропускной способности нефтепроводов к портам Средиземного моря; установление гарантированного объема добычи нефти; перевод правления компании ИПК из Лондона в Багдад.

Оперативный анализ связан непосредственно с функциями оперативного управления снабжением, производством, сбытом продукции, финансовыми расчетами, а также с контролем за чодом выполнения текущих планов. Назначение оперативного анализа сводится к тому, чтобы установить причины возникающих отклонении от рассчитанного хода производства, запланированного обеспечения предприятия материальными ресурсами, объема отгружаемо!! и реализованной продукции и своевременности расчетов по платежам за реализованную продукцию, а также определит!) отклонения от плановых показателей, оцепить и/; возможные последствия для предприятия и необходимые меры по устранению отрицательно действующих факторов и закреплению положительных факторов. По сути дела оперативный анализ выступает как инструмент планово-диспетчерского управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий. По данным оперативного анализа производится оценка текущей работы предприятия и принимаются управленческие решения на последующие периоды. Такой анализ проводится несколькими функциональными подразделениями предприятия: производственно-диспетчерским отделом, отдельными производствами, цехами и производственными участками, плановым отделом, отделом материально-технического снабжения, центральной бухгалтерией, отделом труда и заработной платы, финансовым отделом, отделом сбыта и другими подразделениями предприятия. Оперативный анализ направлен па изучение происходящих отклонений в хозяйственных процессах по сравнению с плановыми, нормативными и расчетными показателями, характеризующими деятельность социалистического предприятия. Такой анализ проводится, как правило, за пебо.тьлше отрезки времени: смену, сутки, неделю и месяц работы п :1едпршгпгя.

Размер собственных оборотных средств, необходимый дли нормальной работы предприятия, устанавливается ею производственно-финансовой деятельностью. Высокий технический уровень производства, ритм'ичння организация его работы, получение продукции хорошего качества, своевременность расчетов по хозяйственным операциям позволяют даже при существенном росте объема производства не увеличивать сумму средств в их кругообороте при осуществлении производственных целевых функций.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — система, в которой реализуются функции управления организацией. В С.у.о. однородные, близкие по содержанию функции управления объединяются в подсистемы: подсистема общего и линейного руководства; функциональные подсистемы: управления конструкторской подготовкой производства; управления технологической подготовкой производства; управления инструментальной подготовкой производства; управления ремонтным обслуживанием производства; управления энергетическим обслуживанием производства; управления стандартизацией; управления метрологическим обеспечением производства; управления транспортным обслуживанием производства; управления рационализацией, изобретательством и патентоведением; управления механизацией и автоматизацией производства; управления техническим контролем и испытанием; управления капитальным строительством; оперативное планирование производства; оперативное регулирование и деспетчи-рование производства; управления перспективным и текущим технико-экон. планированием; управления трудом и заработной платой; управления нормированием; управления трудовой мотивацией; управления финансовой деятельностью; управления учетом и отчетностью; управления экон. анализом; управления материально-техническим снабжением; управления внешней кооперацией и комплектованием; управления сбытовой деятельностью; управления работой с персоналом; управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала; обеспечивающие подсистемы: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, обеспечение управления техническими средствами, обеспечение управления регламентирующей документацией, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления; целевые подсистемы: маркетинг, управления выполнением плана производства и поставок продукци; управления обеспечением качества продук-

за производственно-финансовой деятельностью предприятий и объединений отрасли (см. рис. 1). Все это позволило перейти к двух-трехзвенной системе управления (министерство — производственное объединение — буровое предприятие).


Контроль рублем оказывает непосредственное влияние на организацию производственно-хозяйственной деятельности, так как способствует выявлению резервов, повышению рентабельности, соблюдению плановой и финансовой дисциплины.

Государственный контроль осуществляется прежде всего через финансово-кредитную систему, проводимую Государственным банком СССР. Госбанк на особых счетах хранит средства предприятий и систематически контролирует использование этих средств, сопоставляя их расход с ходом выполнения планов. На Госбанк возложены также функции контроля платежеспособности предприятий и соблюдений ими государственной финансовой дисциплины.

Проектное задание служит основным документом для включения объекта и титульные списки, планирования капитальных вложений, заключения договоров между заказчиками и строительными организациями. На основе титульных списков, проектов и сметы Стройбанк открывает финансирование стройки, обеспечивая прежде всего строящиеся, реконструируемые и расширяемые объекты. В дальнейшем но чтим документам банк контролирует соблюдение государственной планово-финансовой дисциплины заказчиками и строительными организациями.11ри отсутствии одного из этих документов капитальное строительство не финансируется.

Если в процессе анализа установлено, что в рассматриваемом периоде сумма неотложных платежей превышает сумму платежных средств, то немедленно разрабатывают конкретные меры по улучшению финансового состояния предприятия. В этом состоит главная задача анализа платежеспособности на ближайший период. На платежеспособность предприятия наибольшее влияние оказывают выполнение производственной программы, снижение себестоимости продукции, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение дебиторской задолженности и др. Важную роль играет соблюдение расчетной и финансовой дисциплины.

Финансовый отдел ведет работу с поставщиками и покупателями, разрабатывает мероприятия по укреплению финансовой дисциплины и ускорению оборачиваемости оборотных средств.

11. Анализ финансового состояния предприятия. В финансовых показателях отражаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Успешное выполнение плана по выпуску и реализации продукции, производительности труда, снижению себестоимости продукции, прибыли создает реальные условия и предпосылки для выполнения финансового плана и обеспечения устойчивости финансового положения анализируемого объекта. Важность изучения финансового состоя ния определяется неразрывностью связи производственно-хозяйственной и финансовой сторон деятельности предприятия, которая проявляется в последовательном переходе средств из одной формы в другую в процессе производства и реализации продукции. При анализе финансового состояния предприятии изучается обоснованность финансового плана, соответствие его конкретным условиям производства, т. е. напряженность и степень пыполнения, а также проверяется правильность использования собственных и заемных средств, своевременность выполнения обязательств предприятия по взносам и платежам, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии финансовых ресурсов. Кроме того, вскрываются резервы по дальнейше

предметам, незавершенному промышленному производству, расходам будущих периодов, готовой продукции и т. д. Эти запасы представляют собой иммобилизованные оборотные средства в товарно-материальных ценностях, не предусматриваемые условиями производственно-хозяйственной деятельности. Под иммобилизацией оборотных средств понимают излишние запасы или излишек вложения средств над предназначенными для этой цели источниками. Для формирования этих запасов использованы внеплановые привлеченные источники. Это является серьезным нарушением платежно-финансовой дисциплины. На конец года предприятие имеет незаполненный норматив по оборотным средствам, который вызван их недопоставкой против плана, а также неэффективностью использования материально-сырьевых ресурсов.

левых федеральных и международных программ в области образования; разработка гос. образовательных стандартов и установление эквивалентности (ностри-фикация) документов об образовании (в т.ч. и документов иностранных государств); лицензирование деятельности образовательных заведений независимо от их организационно-правовых форм, а также их гос. аккредитация; осуществление полномочий учредителя подведомственных учебных заведений; установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам педагогических работников; формирование структуры системы образования, разработка перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных им образовательных учреждений; разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ, организация издательства учебной литературы и производства учебно-наглядных пособий; содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения; разработка предложений по объемам бюджетного финансирования образовательных учреждений, по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; разработка гос. нормативов финансирования образовательных учреждений, материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; участие в изучении потребности рынка в специалистах, прогнозирование развития сети образовательных учреждений; координация деятельности учебных заведений, отраслевых и региональных систем профессионального образования по определению объема и структуры подготовки специалистов, организация межотраслевой и межрегиональной кооперации в этой области; контроль исполнения законодательства РФ в области образования, гос. образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в области образования. Аппарат министерства включает следующие управления; научно-исследовательских работ; финансирования научных исследований и инноваций; по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами; учебных заведений среднего профессионального образования, профес-

Вторая задача учета состоит в том, чтобы обеспечить контроль за сохранностью социалистической собственности. Советское общество располагает огромными общенародными фондами. Но «Как бы ни росло богатство нашего общества, строжайшая экономия и бережливость,—говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС,— остаются важнейшим условием развития народного хозяйства, повышения благосостояния народа»1. Поэтому в современных условиях возрастает роль учета и контроля за сохранением и правильным использованием национального богатства. Образцово поставленный учет оборудования, материалов, готовой продукции, денежных средств и всего другого имущества позволяет не только вскрывать и предупреждать факты хищения, перерасходов, расточительства народного добра, не допускать нарушений сметно-финансовой дисциплины, но и, что особенно важно, создавать условия, исключающие возможность каких бы то ни было хищений и злоупотреблений, воспитывать бережливое отношение к социалистической собственности.

Схема записей по учету специальных фондов может быть представлена в виде табл. IX. 1. Кредитовое сальдо по счету «Специальные фонды» показывает неиспользованный остаток средств по фондам и отражается в пассиве баланса, а дебетовое сальдо показывает перерасход, который подлежит отражению в активе. Перерасход по специальным фондам рассматривается как серьезное нарушение финансовой дисциплины. Он должен быть обязательно покрыт последующими отчислениями.

сти в сумме 81 тыс. руб. вложены в капитальный ремонт. В обоих случаях средства использованы не по назначению, т. е. допущено нарушение финансовой дисциплины.


Финансового моделирования Фактически полученного Финансового потенциалов Финансового соглашения Финансового управленческого Финансовому инструменту Финансовому положению Финансовом менеджменте Финансовом сообществе Финансово экономическая Финансово экономической Финансово банковских Фактически произведенные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика