Финансового посредника



Взятые в целом функции кредитно-финансовых учреждений, называемых часто финансовыми посредниками, определяются как финансовое посредничество, т. е. как особая экономическая функция, служащая определенным целям. Определение целей и функций финансового посредничества дает теория финансового посредничества, которая состоит из трудов различных экономистов (А. Пигу, Р. Голдсмит, Дж. Герли, Е. Шоу, У. Зильбер, Б. Фридман и др.)

• о сущности финансового посредничества;

ные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций1.

В настоящее время косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (которые определяются как разность между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками) не распределяются между их потребителями и относятся к промежуточному потреблению условной единицы с нулевым выпуском. Поэтому сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики должна быть уменьшена на величину стоимости этих услуг.

где КИУФП — косвенно измеренные услуги финансового посредничества; ЧНПИ — чистые налоги на продукты и импорт.

ПП — промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества; Н — сумма всех налогов на продукты и импорт; С — сумма всех субсидий на продукты и импорт.

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (КИУФП) 21175,8; Налоги на продукты (НП) 196434,2; Субсидии на продукты (СП) 59441,4; Потребление основного капитала (ПОК) 413740,4.

ПП по экономике в целом (включая услуги финансового посредничества):

• стоимость услуг финансового посредничества, заключающегося в аккумулировании временно свободных денежных средств одних единиц и предоставлении их в пользование другим единицам, плата за которые поступает финансовым учреждениям не в форме прямых платежей за предоставленные услуги, а в форме процентов и других доходов от собственности, которые не могут непосредственно рассматриваться как платежи за оказанные услуги.

Стоимость услуг финансового посредничества рассчитывается косвенным путем как разница между доходами от собственности, полученными финансовыми посредниками, и процентами, выплаченными финансовыми посредниками их кредиторам. Такой способ расчета стоимости услуг финансового посредничества основан на предположении, что процентная ставка, получаемая финансовыми посредниками за предоставляемые в пользование финансовые ресурсы, содержит в неявной форме оплату услуг финансового посредничества, в то время как процентная ставка по привлеченным ресурсам занижена на величину оплаты услуг, связанных с предоставлением этих ресурсов.

Следовательно, величина стоимости косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП) может быть рассчитана следующим образом:


К середине 50-х годов экономика Западной Европы и Японии была восстановлена, и эти страны перестали нуждаться в услугах МБРР в качестве финансового посредника. Но одновременно повышается потребность в посреднической роли МБРР со стороны развивающихся стран, которые приступили к реализации программ развития в условиях низкой нормы внутренних сбережений и ограниченного доступа на мировой рынок капиталов. Под эгидой МБРР для 40 стран создаются консультативные группы, в рамках которых страны-доноры вырабатывают общую стратегию помощи. Крупные средства Банк, как и страны-доноры, выделял Южной Корее и Тайваню. Им предназначалась роль «витрины развития» при поддержке Запада. МБРР в рассматриваемый период разделял стратегическую линию развития стран Латинской Америки и Азии, в основу которой были положены планирование и ведущая роль государства в экономике. Свою главную непосредственную задачу МБРР видел в том, чтобы путем кредитования капиталоемких инфраструктурных объектов стимулировать экономический рост.

Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.

Во-вторых, при наличии финансового посредника ставка за кредит для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Эти суммы ставок вместе с издержками посредника оказываются не так велики, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.

Финансовое посредничество выгодно по многим обстоятельствам. Во-первых, далеко не все сберегатели являются специалистами по финансовым операциям, разбирающимися в тонкостях ссудо-заемных операций. Во-вторых, даже имея определенные знания в подобных операциях, сберегатель, прибегая к услугам профессионалов, освобождается от необходимости поиска конкретного варианта инвестирования средств, т. е. экономит собственное время и ресурсы для занятия своим основным бизнесом. В-третьих, деньги сберегателя начинают «работать», а в противном случае они могли бы бездействовать. В-четвертых, сберегатель получает доход, заставляя по сути финансового посредника эффективно использовать полученные им средства. В-пятых, с помощью посредников можно диверсифицировать, снизить или передать риск другому лицу. В-шестых, финансовые посредники могут аккумулировать большие объемы денежных средств и после их концентрации вкладывать их в проекты, потенциально недоступные мелким инвесторам или сберегателям.

Те же. кто в качестве сферы деятельности выбрал коммерческий банк, страховую компанию, паевой и инвестиционный фонд, т. е. есть о р ганизацию — финансового посредника, должны не только разбираться в законах функционирования финансовых рынков, но и уметь выделять и прогнозировать факторы, воздействующие на процентные ставки, значения фондовых индексов. Поскольку финансовые посредники активно вмешиваются в эти процессы, то необходимо владеть навыками применения различных финансовых инструментов, например ипотечных кредитов, депозитных сертификатов и т. п. Служащий кредитного отдела банка не может, скажем, квалифицированно определить риск невозврата кредита, если не владеет знаниями в области финансового менеджмента. Наиболее актуальной в современных условиях является профессия финансового менеджера предприятия, который обязан помимо жизнедеятельности финансовых рынков и основных принципов работы финансовых посредников разбираться в тонкостях управления корпоративными финансами. Арсенал его познаний должен включать бухгалтерский учет и анализ, маркетинг, информатику и компьютерные системы, налогообложение и законодательное регулирование.

Если для покупки ценных бумаг привлекаются заемные средства, клиент обязан уведомить об этом финансового посредника. Доля заемных средств не может превышать 50% общей стоимости приобретаемых ценных бумаг. Кредит на покупку может быть предоставлен как профессиональным участником рынка ценных бумаг, если он имеет право на проведение банковских операций, так и банком. До полного погашения кредита посредник не может передавать клиенту ценные бумаги.

Инвестиционный фонд привлекает средства многих мелких инвесторов, объединяя их и вкладывая от своего имени в крупные пакеты акций. Следовательно, инвестиционный фонд является крупным инвестором в отличие от инвестиционной компании, выступающей в первую очередь в роли финансового посредника между эмитентами и инвесторами при первичном размещении ценных бумаг. Если инвестиционная компания работает в основном с юридическими лицами, то инвестиционный фонд — и с юридическими, и с физическими лицами. Инвестиционный фонд не может заниматься иными видами деятельности, а инвестиционная компания может работать также в качестве инвестиционного консультанта и финансового брокера.

Институциональный инвестор представляет собой юридическое лицо — финансового посредника, аккумулирующего средства индивидуальных инвесторов и осуществляющих инвестиционную деятельность, специализированную, как правило, на операциях с ценными бумагами. Основными институциональными инвесторами выступают инвестиционные компании, инвестиционные фонды и т.п.

Объем аудиторских проверок разного типа зависит от характера реализующей проект организации или операций, являющихся предметом проверки. Например, техническое задание на проведение аудиторской проверки финансового посредника потребует от аудитора особого внимания к кредитному портфелю такой организации.

48 Глава 2 * Модели банка как финансового посредника

50 Глава 2 * Модели банка как финансового посредника


Финансово независимым Финансово промышленные Финансово реализуемым Финансовую бухгалтерскую Финансовую отчетность Финансовую состоятельность Финансовую зависимость Фирменной структуры Фактически реализованную Физические параметры Физических процессов Физически устаревшего Физической структуры вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика