Финансово экономической



Аналитические процедуры представляют собой один из видов экспертных процедур и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности исследуемого экономического субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.

Таким образом, аналитические процедуры представляют один из основных видов экспертных процедур. Они по существу состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта. Их применение основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями. Основной целью применения аналитических процедур является вьшвление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска, которые требуют особого внимания эксперта. Анали-

Порядок работы с проектами, кредитуемыми в России Всемирным банком, регулируется постановлением Правительства РФ № 395 от 3 апреля 1996 г. Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной программы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «группой семи». После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

Далеко не все эти проекты реализуются вполне успешно: проблемы возникают, как правило, в связи с недостаточно точными финансово-экономическими расчетами и решениями: занижение затрат на реализацию проекта, превышение сроков реализации проектов, слабый учет рыночной ситуации и ее перспектив.

Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют как правомочность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органами управления организации, так и осуществляют контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные

Держатели акций, если они не являются членами правления, ознакамливаются только с финансово-экономическими результатами.

В системе аудита сущность аналитических процедур, цели их проведения, х!рактеристика видов, порядка и методов приложения к типовым ситуациям регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аналитические процедуры». Согласно п.2.1 этого стандарта «аналитические процедуры, представляя собой один из видов аудиторских пр оцедур по существу, состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта». Эти процедуры носят многоцелевой характер, однако их основной целью является «выявление наличия

• дать определение понятия «денежные потоки» и объяснить его взаимосвязь с другими финансово-экономическими показателями;

Аналитические процедуры, представляющие собой один из видов аудиторских процедур по существу, — это выявление, анализ и оценка соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта.

1. Аналитические процедуры, по существу, состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Применение аналитических процедур основано на существовании явной причинно-следственной связи между анализируемыми показателями.

За рубежом внутрифирменные бюджеты на период свыше одного года не обязательно являются индикативными, т. е. ориентировочными, составляемыми прежде всего для аналитических целей. Если речь идет об осуществлении крупных инвестиционных проектов, то бюджеты могут быть директивными и на период 3—5 лет и более. В пределах же календарного года финансовые показатели и бюджетные наметки строго утверждаются как директивные. В России сегодня также считается приемлемым составление бюджетов на период в один год. Объясняется это традициями планирования и составления отчетности (например, бухгалтерской), практикой заключения (или пролонгации) основной массы договоров на новый год в конце старого года, общими финансово-экономическими установками, связанными с принятием и исполнением государственных бюджетов всех уровней.


На примере Алжира обширный круг экономических и социально-политических проблем, связанных с использованием нефтяных доходов, достаточно полно охвачен исследованиями, в том числе монографическими (ем. {58; 59; 82; 104; 149; 61; 153; 154]). Поэтому в данном разделе монографии внимание автора сконцентрировано по преимуществу на опыте Ливии, не только гораздо менее изученном, но и со стороны фактической менее известном советскому читателю. Отдельные аспекты этой проблематики в ливийских условиях затронуты в работах [44; 86; 157; 168], тогда как другие, например особенности внешней финансово-экономической политики страны, пока еще специально не анализировались.

— использование внешней нефтяной политики как регулятора предложения на мировом капиталистическом рынке жидкого топлива, как весьма существенного средства воздействия на его конъюнктуру и прежде всего на ценообразование. Чаще это средство используется для сдерживания поставок с целью повысить или стабилизировать цены. В таком качестве оно относится к условиям, лимитирующим «потолок» производства. Однако встречаются и факты противоположного применения экспортной тактики, наиболее характерные для Саудовской Аравии, которая временами максимизировала нефтедобычу для сбивания цен, хотя это и противоречило официально объявленной ею долгосрочной производственной и финансово-экономической стратегии. Но в данном конкретном случае, как и в ряде других, правящие круги этой нефтяной монархии руководствовались скорее своими узкоклассовыми, чем общенациональными интересами.

До обнаружения запасов жидкого топлива крайне отсталая ливийская экономика имела ярко выраженную аграрно-сырьевую направленность. По уровню среднедушевого дохода страна занимала одно из последних мест в мире. Однако важное стратегическое положение возбуждало интерес к ней империалистических держав, стремление гарантировать здесь прочность своих позиций и после предоставления Ливии независимости в 1951 г. Причем надежды возлагались как на продолжение прямого военного присутствия в виде иностранных баз на ее территории, так и на усиление тесной финансово-экономической зависимости режима короля Идриса от Запада. О масштабах этой зависимости свидетельствует хотя бы тот факт, что до конца 50-х годов западная «помощь» достигала половины национального дохода, а доля внешних источников в финансировании государственного бюджета— 2/s и выше [262, с. 23, 28]. Кроме того, ливийская валюта была тесно привязана к английскому фунту стерлингов. Все эти обстоятельства существенно облегчали внедрение иностранного капитала в страну, лишая ее самостоятельности в решении ключевых проблем хозяйственного развития.

На протяжении первых восемнадцати лет со времени учреждения АфБР его деятельность регулировалась соглашением, в соответствии со ст. 3 которого участвовать в банке могли только страны, имеющие «статус независимого государства Африки» [99, с. 174]. Эта статья закрепляла одно из принципиальных различий между организационной структурой АфБР и других международных банков развития, в частности отличие от Межамериканского банка развития и Азиатского банка развития. В противоположность двум последним международным финансовым институтам, основанным при активном участии США и с самого начала оказавшимся под контролем империалистических держав, африканский банк с первых дней своего существования отстаивал самостоятельность. Задача эта осложнялась прежде всего финансовыми трудностями большинства молодых освободившихся государств континента, а также бойкотом, которому его подвергали страны Запада — экспортеры капитала и доноры финансово-экономической «помощи».

К тому времени относительные масштабы перенакопления денежного капитала обоими государствами примерно сравнялись, но их абсолютная величина у Ливии была значительнее. Продолжая стимулировать приток в страну иностранного предпринимательского капитала, который полностью монополизировал нефтяной сектор экономики и чья доля в целом достигала половины валовых внутренних инвестиций, ливийский монархический режим весьма слабо использовал даже наличные возможности для производительного освоения нефтеденег, не говоря уже о расширении этих возможностей. В финансово-экономической политике был сделан акцент на размещении основной массы национальных денежных накоплений за рубежом преимущественно в форме валютных авуаров. Подобная тенденция превращения в государство-рантье рассматривается рядом советских исследователей как один из основных признаков «кувейтской модели» хозяйственного развития, характерной и для некоторых других нефтяных монархий Аравии [126, с. 7, 74; 148, с. 202].

Пять американских и две западноевропейские нефтяные монополии, объединенные с начала 30-х годов в негласный международный нефтяной картель, с их поистине феноменальной финансово-экономической мощью, помноженной на их политическое влияние в десятках стран и в военных блоках капиталистического мира, еще совсем недавно чувствовали себя в богатых нефтью развивающихся государствах более чем уверенно. Не далее как во второй половине 60-х годов председатели совета директоров двух крупнейших нефтяных монополий США, «Стандард ойл оф Нью-Джерси» и «Галф ойл» неоднократно заверяли своих акционеров в том, что они не считают реальной угрозу национализации нефти в странах ОПЕК1- Эта самоуверенность неоколонизаторов, возможно, в немалой степени опиралась на верноподданнические заверения их вассалов в ряде тех стран ОПЕК, где им удалось сколотить верную себе агентуру из местной правящей верхушки. Кое-кто на Аравийском полу-

Технико-экономическое планирование призвано определять направление всей производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия на ближайший год в виде техпромфинплана и на 5 лег и более в виде перспективных планов Оно охватывает все важнейшие количественные и качественные показатели работы предприятия и его подразделений в их тесной взаимосвязи и взаимоувязке.

Производственное объединение является главным оперативно-исполнительным звеном в системе управления и одновременно органом управления и хозяйствования. Внутренние и внешние производственные отношения объединения построены на принципах хозрасчета. В основе создания производственных объединений лежат технологические и экономические связи предприятий и организаций по выпуску конечной продукции, они располагают всей полнотой прав и ответственностью в решении конкретных вопросов производственно-хозяйственной деятельности, включая потребность выпускаемой продукции и спрос на нее, формирование планов, производственных программ, распределение фондов, материально-технических ресурсов, управление научно-техническим прогрессом, руководство текущей финансово-экономической деятельностью, формирование и распределение поощрительных фондов, планирование социального развития коллектива.

чения имеют научное обоснование и могут служить в качестве наглядного материала при обсуждении и принятии таких стратегически важных для вуза решений, как установление минимального размера стоимости обучения контрактного студента в год и приоритетного контингента контрактных студентов при определенных ограничениях, вводимых вузом; установление размера накладных расходов для внебюджетных видов деятельности, которые будут направлены на нужды учебного процесса данного вуза; составление бюджета вуза как финансово-экономической перспективы. Эти значения являются хорошим базовым ориентиром при выборе того или иного управленческого решения, на которое также оказывают влияние сложившиеся цены на подготовку специалистов того или иного профиля в регионе, количество учебных площадей, платежеспособность предприятий и населения, суммы постоянных затрат на подготовку специалистов в данном вузе и многое другое.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Основная цель финансово-экономической экспертизы, осуществляемой аудитором, должна определяться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов эффективного использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения хозяйственного субъекта, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.


Фискальной политикой Физические характеристики Физических параметров Физически изношенных Фактически сложившегося Физического перемещения Физическом распределении Физиологические потребности Физкультурно спортивным Фондообразующего показателя Фондоотдача фондоемкость Фондоотдачи оборачиваемости Фондовыми опционами вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика