|
Формирования потребности
Отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями. П.э. возникла на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и экономических наук. К важнейшим проблемам П.э. относятся: выявление места личности в структуре производительных сил, изучение отношения человека к различным формам собственности (личной, частной и др.), проблемы распределения и потребления, формирования потребностей, их количественных и качественных характеристик и др. Основная задача П.э. - разработка на основе психологических исследований практических рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Основные закономерности и тенденции формирования потребностей. Закон Парето, правило "тяжелой половины" Твельда, закон Энге-ля. Стохастический характер формирования потребностей.
Отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями. П.э. возникла на стыке социальной психологии, психологии управления, психологии труда и экономических наук. К важнейшим проблемам П.э. относятся: выявление места личности в структуре производительных сил, изучение отношения человека к различным формам собственности (личной, частной и др.), проблемы распределения и потребления, формирования потребностей, их количественных и качественных характеристик и др. Основная задача П.э. - разработка на основе психологических исследований практических рекомендаций по повышению эффективности хозяйственной деятельности.
• разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного технического обслуживания, системы стимулирования сбыта и формирования потребностей потребителей.
* Функция потребительского эффекта считается аддитивной, т.е. U/J(Qt + Q,) — ~ fs(Qi) + Uil(Q1), при условии, что процесс формирования потребностей по разным группам благ (товаров и услуг) протекает независимо друг от друга, хотя уровни спроса на эти агрегированные группы платных благ связаны между собой через бюджетные ограничения [12.
Основными источниками информации при расчетах перспективной потребности в нефтепродуктах являются карточки учета поставки нефтепродуктов, отчеты нефтебаз и управления о реализации нефтепродуктов и плановые задания по развитию наиболее топливоемких отраслей народного хозяйства, обслуживаемых отдельно взятым территориальным управлением Госкомнефтепро-дукта РСФСР. Для прогнозирования потребности в рассматриваемых видах нефтепродуктов на уровне отдельно взятого территориального управления целесообразно использовать метод экстраполяции, основанный на изучении статистических закономерностей развития процессов формирования потребностей народного хозяйства в нефтепродуктах в ретроспективном периоде и распространении их на будущее в сочетании с методом экспертных оценок.
Потребность народного хозяйства в таких нефтепродуктах, как автобензин и дизельное топливо, носит массовый и повсеместный характер. В условиях нормального развития экономики страны производство и потребление этих видов нефтепродуктов достаточно устойчивы в течение определенного периода времени, так как автобензин и дизельное топливо применяются для работы огромного числа карбюраторных и дизельных двигателей. Использование для этих целей других твердых и жидких топлив не наблюдалось и впредь не предвидится. Не предвидится также внедрение в широких масштабах новых эффективных транспортных и других технических средств, потребляющих в процессе работы нефтепродукты. Следовательно, сложившиеся объективные тенденции изменения потребления массовых светлых нефтепродуктов в известной степени предопределяют их объемы в будущем. В таких условиях для изучения сложившихся тенденций и закономерностей развития процесса формирования потребностей народного хозяйства в нефтепродуктах и перенесения их на буду-
Исходя из условий формирования потребностей в рассматриваемых нефтепродуктах в Башкирском управлении Главнеф-теснаба РСФСР в качестве главных компонентов при определении потребности народного хозяйства в автобензине были выбраны две отрасли — сельское хозяйство республики и автотранспорт общего пользования, по дизельному топливу — сельское хозяйство и нефтедобывающая промышленность.
Уровень экономического развития страны определяет уровень и масштабы потребления, а значит во многом и условия формирования потребностей людей.
Проблема потребностей объективно является междисциплинарной, в ней тесно взаимосвязаны психологические, экономические и другие аспекты. Однако до последнего времени эти аспекты рассматривались, как правило, изолированно. Основным объектом исследований психологов были процессы формирования потребностей, а специалисты по микроэкономике анализировали структуру потребления, исходя из концепции предельной полезности. В этой главе предложена схема общей теории потребностей, в которой,учитываются взаимосвязи экономических и психологических аспектов поведения человека.
4) динамику формирования потребностей, определяющую механизм их взаимосвязей (требование динамичности). чению организации руководителями, специалистами и рабочими требуемых профессий, специальностей и квалификации; количество случаев нарушений установленного порядка оформления кадровой документации (контрактов, пенсионных дел, трудовых книжек, справок, отчетов и т.п.); степень обеспеченности полноценного резерва на выдвижение на должности руководителей и специалистов; своевременность и качественность оформления установленной отчетности; количество случаев нарушения трудовой дисциплины сотрудниками кадровой службы, в т.ч. невыполнения возложенных на них обязанностей, неправомерного использования прав; количество случаев нарушения графика проверки и анализа соблюдения работниками трудовой дисциплины; степень реализации программы формирования потребности организации в специалистах с учетом перспектив ее деятельности, программы обучения и повышения квалификации работников организации.
Схема формирования потребности в ресурсах и стоимости при создании, функционировании и ремонте модуля.
На формирование потребностей в средствах производства оказывает влияние множество причин. Например, на величину перспективной потребности в подшипниках для нужд сервиса в значительной мере влияет изменение производительности оборудования, на котором установлены подшипники. В свою очередь, производительность оборудования определяется социальными, организационными, техническими условиями, которые действуют на каждом рабочем месте и постоянно изменяются. Учесть все первопричины на стадии формирования потребности невозможно, но, зная факторы изменения интенсивного и экстенсивного использования оборудования, можно оценить величину перспективной потребности. Оценка ее всегда содержит фактор неопределенности, который отражает неполноту знаний потребности и измеряется с помощью различных вероятностных характеристик. Текущая потребность в изделиях для нужд фирменного обслуживания техники определяется объемом, необходимым для достижения некоторого запланированного
Расчеты при прогнозировании рекомендуется проводить в такой последовательности. На основе изучения общих закономерностей развития процесса формирования потребности народного хозяйства в нефтепродуктах поэтапно определяют кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы потребности в нефтепродуктах по управлению в целом. Для получения более надежных прогнозов потребность в нефтепродуктах определяют несколькими способами с использованием различных математических моделей. Полученные варианты потребности предназначены для проведения процедуры верификации, позволяющей получать прогнозы с достаточно высокой для практических рекомендаций вероятностью.
Первый способ прогнозирования основан на изучении общей закономерности изменений процесса формирования потребности в массовых светлых нефтепродуктах во времени и экстраполяции их на будущее. При этом предполагается, что объективные условия протекания процесса формирования потребности в нефтепродуктах в прошлом и будущем достаточно сходные. Исходными данными для проведения расчетов этим способом прогнозирования служат динамические ряды показателей, представленные объемом реализации автобензина и дизельного топлива в целом по управлению за продолжительный период времени (20 лет и более). Для выявления общей тенденции применяется набор наиболее распространенных в экономических исследованиях функций. Кроме того, предусматривается проведение ретроспективной проверки прогнозных свойств выбранной для экстраполяции аналитической модели.
этом в модель включаются только те показатели, плановые значения которых утверждаются в централизованном порядке. Таким образом, в модели отражается определенная степень управляемости процессом формирования потребности отраслей в нефтепродуктах.
Сущность подзадачи — изучение динамики потребления отдельных марок нефтепродуктов за ретроспективный период с последующим определением их прогнозных значений в условиях соблюдения баланса в целом по виду нефтепродукта. Процесс формирования потребности в автобензине по управлению в целом рассматривается как ряд параллельно протекающих процессов формирования потребности в отдельных марках автобензина (А-66, А-72, А-76, АИ-93). Аналогично этому формирование 'потребности в дизельном топливе распадается на частные процессы формирования потребности в летнем и зимнем дизельном топливе.
При прогнозировании потребности народного хозяйства в-автобензине и дизельном топливе может быть использован опыт прогнозирования спроса населения на товары широкого потребления. Использование этого опыта правомерно по той причине, что спрос населения на товары широкого потребления, как и потребность народного хозяйства в автобензине и дизельном топливе, носят устойчивый, массовый характер, а влияние множества факторов на тот и другой экономический . процесс учесть невозможно. Например, потребление автобензина зависит не только от технического состояния машин, оснащенных карбюраторными двигателями, и объема транспортных работ,, но и от квалификации шоферов, состояния дорог, климатических условий и ряда других причин. Однако процесс формирования потребности народного хозяйства в массовых светлых нефтепродуктах в отличие от процесса формирования спроса населения на товары широкого потребления более управляем и наиболее тесно связан со всем ходом развития народного хозяйства. Поэтому ни одна из известных методик прогнозирования спроса населения на товары широкого потребления не может быть полностью использована для прогнозирования потребности в автобензине и дизельном топливе.
Для прогнозирования потребности народного хозяйства в; массовых светлых нефтепродуктах Отделом экономических исследований БФАН СССР разработана методика, основанная на изучении статистических закономерностей развития процесса формирования потребности в нефтепродуктах и распространении их на будущее. Несмотря на свою относительную простоту, при прогнозировании на сравнительно короткое время метод экстраполяции дает наиболее достоверные результаты, поскольку им автоматически учитывается влияние многочисленных факторов на процесс формирования потребности в массовых светлых нефтепродуктах. Для того чтобы механически не распространять выявленные в прошлом закономерности, а учитывать тенденции отраслевых изменений и вводить поправочные коэффициенты, методикой предусматривается сочетание метода экстраполяции с результатом экспертных оценок.
Методический подход при долгосрочном прогнозировании имеет специфические особенности, обусловленные характером развития процесса формирования потребности народного хозяйства в массовых светлых нефтепродуктах. Это относится прежде всего к выбору факторов, учитываемых в экономико-математической модели прогнозирования потребности. При долгосрочном прогнозировании необходимо учитывать такие факторы, как возможные изменения в составе энергоносителей, т.е. замену дизельных и карбюраторных двигателей электрическими или какими-либо другими. Необходимо предусмотреть , также существенные изменения в структуре народного хозяйства, т. е. возникновение или развитие энергоемких отраслей, использующих в качестве топлива автобензин и дизельное топливо.
Потребность народного хозяйства в автобензине и дизельном топливе носит устойчивый массовый характер. На процесс формирования потребности в этих нефтепродуктах влияет множество факторов. Учесть непосредственное влияние каждого из них невозможно. Это предопределяет необходимость использования экономико-математических методов и ЭВМ. Наиболее подходящим для данных целей является метод экстраполяции, основанный на изучении статистических закономерностей развития какого-либо процесса за прошлые периоды и распространение этих закономерностей на будущее. Несмотря на относительную простоту, метод экстраполяции при прогнозировании потребности дает наиболее удовлетворительный результат (особенно при сочетании его с методом экспертных оценок), позволяющий в какой-то мере отразить относительную управляемость процесса формирования потребности в нефтепродуктах, зависимость его от экономической политики государства.
Формирование благоприятного Фактической численности Формирование информационных Формирование инвестиционной Формирование концепции Формирование корпоративной Формирование нормативной Формирование организационных Формирование положительного Формирование принципов Формирование региональных Формирование совокупности Фактической доходности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|