Функциями управления



Оперативный анализ связан непосредственно с функциями оперативного управления снабжением, производством, сбытом продукции, финансовыми расчетами, а также с контролем за чодом выполнения текущих планов. Назначение оперативного анализа сводится к тому, чтобы установить причины возникающих отклонении от рассчитанного хода производства, запланированного обеспечения предприятия материальными ресурсами, объема отгружаемо!! и реализованной продукции и своевременности расчетов по платежам за реализованную продукцию, а также определит!) отклонения от плановых показателей, оцепить и/; возможные последствия для предприятия и необходимые меры по устранению отрицательно действующих факторов и закреплению положительных факторов. По сути дела оперативный анализ выступает как инструмент планово-диспетчерского управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий. По данным оперативного анализа производится оценка текущей работы предприятия и принимаются управленческие решения на последующие периоды. Такой анализ проводится несколькими функциональными подразделениями предприятия: производственно-диспетчерским отделом, отдельными производствами, цехами и производственными участками, плановым отделом, отделом материально-технического снабжения, центральной бухгалтерией, отделом труда и заработной платы, финансовым отделом, отделом сбыта и другими подразделениями предприятия. Оперативный анализ направлен па изучение происходящих отклонений в хозяйственных процессах по сравнению с плановыми, нормативными и расчетными показателями, характеризующими деятельность социалистического предприятия. Такой анализ проводится, как правило, за пебо.тьлше отрезки времени: смену, сутки, неделю и месяц работы п :1едпршгпгя.

Основными функциями оперативного управления являются: а) конкретизация плановых заданий во времени и по структурным элементам предприятия (цехам, участкам, мастерским, рабочим местам и др.); б) учет и анализ хода основного производственного процесса, включающие фиксацию, сбор и обработку фактических результатов (за установленное время или в определенный момент) и сопоставление их с плановыми и нормативными показателями; в) выработка управляющих воздействий на элементы основного производственного процесса с целью коррекции отклонений от нормального хода и в связи с действием незапланированных внешних и внутренних возмущений.

Степень охвата учетных функций. Этот признак характеризует состав учетных задач, решаемых системой. В этой связи программные средства АИС-БУ подразделяются на системы автоматизации отдельных разделов бухгалтерского учета; системы частичной автоматизации бухгалтерского учета; системы комплексной автоматизации бухгалтерского учета; системы автоматизации бухгалтерского учета, интегрированные с функциями оперативного учета; системы автоматизации бухгалтерского учета корпоративных систем управления экономическим объектом.

•>• Системы автоматизации бухгалтерского учета, интегрированные с функциями оперативного учета

Системы автоматизации бухгалтерского учета, интегрированные с функциями оперативного учета. Эти системы, обладая всеми возможностями предыдущей группы, являются ступенью к программам следующего класса — корпоративным информационным системам управления. Многие системы автоматизации изначально создавались исключительно для решения задач бухгалтерского учета. По мере развития в них включали задачи автоматизации управления других подразделений хозяйствующих субъектов и, прежде всего, таких, в которых возникает первичная информация: склада, цеха, отдела снабжения, отдела сбыта и т.п. Таким образом, помимо задач бухгалтерского учета стали автоматизироваться задачи оперативного управления. Такие системы в настоящее время представлены достаточно широко.

Например, программы «1С:Бухгалтерия» и «1С:Торговля и Склад», рассматриваемые в комплексе, являются системой автоматизации бухгалтерского учета, интегрированной с функциями оперативного учета, в то время как сама по себе «1С:Бухгалтерия» является системой комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Система «БЭСТ-4» фирмы «Интеллект-сервис», рассматриваемая как единое целое, также является

системой автоматизации бухгалтерского учета, интегрированной с функциями оперативного учета, поскольку помимо обработки бухгалтерской информации позволяет решать задачи складского учета, управления закупками и продажами, взаимодействия с интеллектуальными кассовыми аппаратами и т.д. В то же время, если выделить из нее только набор модулей, предназначенных для ведения бухгалтерского учета, то его следует считать системой комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

тичной автоматизации бухгалтерского учета; КА — системы комплексной автоматизации бухгалтерского учета; КА+ОУ — системы автоматизации бухгалтерского учета, интегрированные с функциями оперативного учета; БУ-КИС — системы автоматизации бухгалтерского учета корпоративных информационных систем управления хозяйственным субъектом. Концепция построения информационной модели: У — системы с универсальной моделью учетных данных; С — системы со специализированными моделями учетных данных. Способ построения программной системы: Е — системы, построенные на основе единого программного ядра; КС — комплексы специализированных программных модулей. Возможность расширения базовых функций системы: ЗФ — системы с замкнутой функциональностью; ОРФ — системы с ограниченно развиваемой функциональностью; ПР — системы полностью реконфигури-руемые. Порядок распространения и тиражирования: МТ — системы массово тиражируемые; МЛТ — системы малотиражные; И — системы индивидуального назначения.

Функциями оперативного маркетинга являются:

13. Функциями оперативного маркетинга являются:

Автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ), которые наряду с функциями оперативного управления и контроля, присущими СОУ, осуществляют решение отдельных организационных и расчетных задач.


интеграция. Для расширения рынка и распространения японского стиля управления они развивают активность на международных рынках (гл. 4, 5, 6 и 7). В-третьих, преуспевающие японские корпорации являются централизованными и в то же время «мягкими» организациями. У них мощный центральный аппарат, лаборатории централизованы, а специа-производственные отделения, если они имеются, не наделяются в отличие от независимых единиц всеми функциями управления. Подобная централизация удобна для осуществления крупных стратегических шагов. В то же время организация «мягкая», нет строгого разделения обязанностей на рабочих местах, а решения на всех уровнях иерархии принимаются коллегиально (гл. 10).

По функциональному признаку подсистемы выделяются в соответствии с функциями управления. К основным функциональным подсистемам на нефтеперерабатывающем предприятии относятся следующие:

Конкретный выбор переменных точно так же, как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних переменных. Мы остановимся на них более подробно в двух последующих главах.

уровней управления и подразделений. Другим названием для подраз -делений может быть термин функциональные области, которые не следует смешивать с функциями управления. Понятие функциональная область относится к работе, которую выполняет подразделение для организации в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала или планирование финансов.

Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить з.а тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации. Например, было бы глупо увольнять лучших коммивояжеров фирмы только потому, что они никогда не представляют отчеты о расходах вовремя. Более того, бессмысленно провозглашать, что ваша система направлена на получение конкретных результатов, если фактически она не может их достичь. Бесполезно иметь обширную и точную информацию о различных отклонениях от намеченных целей, если эта информация не используется для осуществления необходимых корректирующих действий. Это означает, что информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают правом произвести на ее основании соответствующие изменения. Когда контрольный механизм не срабатывает, то чаще всего причина кроется в том, что необходимо усовершенствовать структуру прав и обязанностей, а не процедуру измерений. Таким образом, чтобы быть эффективным, контроль должен быть интегрирован с другими функциями управления.

Он также выступает против принципа разделения управления и действия: «Если мы будем вынуждены жить, руководствуясь исключительно формальными правилами, будут потеряны творческая энергия людей и чувство ответственности, а управление превратится в безжизненный процесс. В компании „Сони" коллективы и группы не работают в реальном соответствии с такими функциями управления, как принятие решений и отдача приказаний. Напротив, каждый рабочий действует в полном соответствии с той степенью

ные, экон., технические и соц. задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Он реализует важнейшую функцию управления — функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации работы ее отдельных звеньев. Особенность современного взгляда на руководителя, как лидера коллектива, состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создать и поддерживать в нем хороший психологический климат. Вторая группа, выделяемая в персонале управления, — специалисты, призванные выполнять функции подготовки и разработки альтернативных вариантов управленческих решений. Обеспечивают обработку и анализ информации, характеризующую состояние производственного процесса в заданный интервал или момент времени, разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. К категориям специалистов относятся инженеры, экономисты, юристы и т.д. Работники, выполняющие разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов, относятся к категории технических исполнителей и, как правило, классифицируются по отдельным операциям управления. В их состав включаются секретари, техники, лаборанты и т.д. Основная задача — осуществление информационного обслуживания руководителей и специалистов при выработке, обосновании и реализации управленческих решений. КАФЕДРА — основное учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения. Осуществляет учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу среди студентов, подготовку научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников и специалистов. К. организуется приказом ректора по реше-

элементарным требованиям техники безопасности и экон. нормативам; г) имеется доступный по ценам рынок жилья, состоящий из квартир и индивидуальных до-мон (3—10% постоянного свободного резерва); д) существует система бесплатной (как правило) высококвалифицированной подготовки и переподготовки кадров по важнейшим профессиям; е) работодатель и работополучатели равны перед законом; ж) национальный рынок является звеном международного рынка труда. ПРИНЦИПЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ — основные теоретические положения (правила), включающие: обусловленность функций управления персоналом целями организации — функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями организации; первичность функций управления персоналом — состав подсистем и организационная структура системы управления персоналом организации, требования к профессионально-квалификационному уровню работников и их численности зависят от содержания, количества, качества и трудоемкости функций управления персоналом; оптимальность соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом — определяет пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции), и функциями управления персоналом (инфрафункций) организации (оптимальным считается соотношение 1:3); оптимальное соотношение управленческих ориентации — диктует необходимость соблюдения пропорций междуфункциями управления, направленными на развитие организации и функциями, обеспечивающими функционирование организации (оптимальное соотношение — 1:3); потенциальные имитации — означает, что временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня; экономичность — предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на ед. вы-

СПЕЦИАЛИСТЫ — работники, умственный труд которых отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью, требующий для своего выполнения специального образования. Работники этой категории разрабатывают на основе имеющихся у них специальных знаний, умений и навыков варианты решения конкретных, как правило функциональных, вопросов производственного и управленческого характера. Классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой: инженеры-технологи, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.

Автоматизация процессов управления подготовкой производства базируется на решении комплекса задач, состав которых определяется характером управляемых объектов и функциями управления.

По функциональному признаку подсистемы выделяются в соответствии с функциями управления. К основным функциональным подсистемам на нефтеперерабатывающем предприятии относятся следующие:


Функциональных возможностей Функциональными обязанностями Функциональными возможностями Функциональным руководителям Фактической трудоемкости Функциональная структура Функциональной организационной Функциональной структурой Функциональное подразделение Функциональное управление Функционального состояния Функционально стоимостный Функционально стоимостного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика