|
Функциональные подсистемы
Цеховой структуре управления чаще всего соответствуют три ступени управления: директор — начальник цеха — начальник участка. На выбор форм управления цехом влияет степень централизации функций управления. При бесфункциональной форме отсутствуют функциональные подразделения в аппарате управления цехом, в цехе остается только линейный аппарат. Все управлен--ческие работы по функциям выполняются аппаратом управления предприятием. При децентрализованном выполнении функций управления в цехе создаются функциональные службы (бюро, группы) или вводятся необходимые должности специалистов: экономическое руководство сосредоточивается в планово-экономическом бюро, оперативноое управление — в производственно-диспетчерском бюро, технологическая подготовка — в технологическом бюро и т. д.
На крупных предприятиях и в объединениях использование цехового принципа формирования структур приводит к большому количеству цехов, что снижает оперативность и действенность управления, затрудняет координацию деятельности отдельных подразделений. Целесообразно в таких случаях использовать укруп-ненно-объектную структуру управления, которая предполагает объединение цехов в производства на основе предметной пли технологической специализации. При создании производств цехи могут быть сохранены или упразднены. В том и другом случае для управления производством, как правило, создаются функциональные подразделения, которые непосредственно подчиняются начальнику производства. При условии сохранения цехов последние имеют в основном линейный аппарат и в случае необходимости — диспетчерское бюро. Управление производством может быть организовано по трех- или четырехступенчатой схеме: генеральный директор — начальник производства — начальник смены или генеральный директор — начальник производства — начальник цеха — начальник смены.
К другим областям, где используется обслуживающий персонал, относятся связи с общественностью, маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение, оценка воздействия каких-либо проектов на окружающую среду и юридические проблемы. Данные функциональные подразделения предоставляют руководству информацию, необходимую для принятия эффективных решений.
Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. Если продолжить наш пример с авиакомпанией, то в ее эксплуатационном отделе можно выделить такие вторичные подразделения как инженерно-техническую службу, техобслуживание, наземную службу и летную службу. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставили бы свои собственные цели выше общих целей всей организации .
Возможный недостаток продуктовой структуры — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции. В каждом продуктовом отделении есть свои функциональные подразделения, но, возможно, не такого размера, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся технические средства и оборудование. В особенности эта проблема встает на заводах с массовым производством и оборудованием, которое как правило, может работать 24 часа в сутки.
В то же время в промышленных компаниях, чьи товары в известной степени стандартизированы и, следовательно, конкурируют, подразделение маркетинга столь же, если даже не больше, важно, как и другие функциональные подразделения. В эту категорию попадают компании текстильной, пищевой, химической, сталелитейной и резиновой промышленностей.
ции; управления ресурсами; управления развитием производства; управления развитием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; управления развитием управления; управления соц. развитием, управления охраной труда, окружающей среды и природопользованием. Носителями функций этих подсистем являются отдельные должностные лица или функциональные подразделения. Системный подход предусматривает рассмотрение каждой из приведенных подсистем как системы, состоящей из элементов, взаимосвязанных между .собой элементами производственной системы организации (см. рис.) и внешней средой.
делений аппарата управления. Представляет собой таблицу, с левой стороны которой по вертикали формулируются функции управления, выполняемые конкретным функциональным подразделением, а вверху по горизонтали перечисляются все функциональные подразделения аппарата управления и должности высших руководителей. На пересечении строк и столбцов проставляются символы, отражающие степень участия отдельных функциональных подразделений и руководителей в выполнении конкретных функций данного подразделения. Часто применяются следующие символы: О — отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ; П — представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У — участвует в выполнении данной функции; С — согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций; Р — принимает решение, утверждает, подписывает документ (табл. см. ниже).
Наименование функций отдела управления персоналом Функциональные подразделения и должностные лица
Функциональные подразделения и должностные лица
Функциональные подразделения органа упрабления Б. Функциональные подсистемы, различающиеся по видам управленческой деятельности: планирование, учет и анализ труда и заработной платы; планирование, учет и анализ кадров; управление финансовой деятельностью; управление материально-техническим снабжением и комплектацией; управление распределением и сбытом продукции; бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности; управление научно-исследовательскими работами; научно-техническая информация.
Функциональные подсистемы состоят из подсистем: материально-технического снабжения и комплектации оборудования; реализации продукции; финансовой деятельности; бухгалтерского учета и отчетности; подготовки и распределения инженерно-технических и рабочих кадров, труда и заработной платы.
В формировании состава служб и отделов выражается содержание процесса разделения труда — выделяются функциональные подсистемы и структурные подразделения по функциям управления, распределяются работы внутри служб и отделов. Таким образом создаются основы для специализации управленческой деятельности.
линейно-функциональные подсистемы управления: научных исследований; конструкторски-технологических разработок; опытно-экспериментальной отработки технологических и конструкторских решений; внедрения новой продукции и техники; материально-технического обеспечения и технического обслуживания научно-производственного процесса; экономического развития объединения; кадрового обеспечения и социального развития коллектива; внешних связей и правового обеспечения; капитального строительства; административного и хозяйственного обслуживания.
Функциональные подсистемы охватывают функции управления: перспективное, текущее и оперативное планирование; оперативный учет; контроль и регулирование; бухгалтерский и статистический учет и отчетность; анализ производственно-хозяйственной деятельности.
Функциональные подсистемы играют активную роль в решении задач управления производством. Их разработка сложна и трудоемка. В пей участвуют обычно специалисты как научно-исследовательских организаций, так и предприятий, для которых создаются автоматизированные системы управления.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — система, в которой реализуются функции управления организацией. В С.у.о. однородные, близкие по содержанию функции управления объединяются в подсистемы: подсистема общего и линейного руководства; функциональные подсистемы: управления конструкторской подготовкой производства; управления технологической подготовкой производства; управления инструментальной подготовкой производства; управления ремонтным обслуживанием производства; управления энергетическим обслуживанием производства; управления стандартизацией; управления метрологическим обеспечением производства; управления транспортным обслуживанием производства; управления рационализацией, изобретательством и патентоведением; управления механизацией и автоматизацией производства; управления техническим контролем и испытанием; управления капитальным строительством; оперативное планирование производства; оперативное регулирование и деспетчи-рование производства; управления перспективным и текущим технико-экон. планированием; управления трудом и заработной платой; управления нормированием; управления трудовой мотивацией; управления финансовой деятельностью; управления учетом и отчетностью; управления экон. анализом; управления материально-техническим снабжением; управления внешней кооперацией и комплектованием; управления сбытовой деятельностью; управления работой с персоналом; управления подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации персонала; обеспечивающие подсистемы: правовое обеспечение управления, информационное обеспечение управления, обеспечение управления техническими средствами, обеспечение управления регламентирующей документацией, нормативное обеспечение управления, хозяйственное обеспечение управления, делопроизводственное обеспечение управления; целевые подсистемы: маркетинг, управления выполнением плана производства и поставок продукци; управления обеспечением качества продук-
Функциональные подсистемы
Предложения по совершенствованию произ-водственной системы и системы управления Разработка проектной документации на функциональные подсистемы Разработка системы стимулирования внедрения проекта
Основы системы управления качеством продукции (КС УК.П) для предприятий разработаны Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартов (ВНИИС). Для управления качеством целесообразно выделить три основные функциональные подсистемы: разработка новой продукции и технологии производства, проектирование и освоение новых производств; производство продукции; обеспечение эффективности продукции на стадии ее применения.
Выполнение отдельных функций по управлению качеством осуществляется взаимодействием организационных структур и исполнителей на основе получения, анализа, переработки и генерирования информации о состоянии объекта управления. В составе системы управления качеством формируется более или менее устойчивые и обособленные механизмы осуществления каждой функции. Они называются функциональными подсистемами системы управления качеством. Частные задачи управления, решаемые в этих подсистемах, заключаются в выработке специфических управленческих решений, преобразуемых затем в управленческие воздействия на объект (например, решение об изменении конструкции инструмента, корректировке технологического регламента, об изменении режима термической обработки деталей, об изменении рецептуры сырья, о замене катализатора и т.п.). Четкое, согласованное с общей целью системы выполнение частных задач каждой функциональной подсистемой является одним из важных условий эффективности управления качеством. Функциональные подсистемы независимо от конкретного содержания задач решают их главным образом путем сравнения управляемых параметров объекта (предмета труда, оборудования, технологии) и факторов, влияющих на эти параметры, с некоторыми эталонными (образцовыми) или стандартными или нормированными величинами, соблюдение которых гарантирует необходимое качество. Совокупность этих величин и постоянная деятельность по их разработке, обоснованию, обновлению и передаче заинтересованным подразделениям называется параметрической подсистемой системы управления качеством.
Функциональными обязанностями Функциональными возможностями Функциональным руководителям Фактической трудоемкости Функциональная структура Функциональной организационной Функциональной структурой Функциональное подразделение Функциональное управление Функционального состояния Функционально стоимостный Функционально стоимостного Функционирования экономической вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|