|
Функциональными руководителями
При формировании организационной структуры очень важно правильно установить степень централизации функций и уровень специализации подразделений в системе управления. Эти параметры зависят от распределения управленческих работ между функциональными подсистемами и внутри них по уровням управления, а также от передачи полномочий с верхнего уровня на нижестоящие.
Основными функциональными подсистемами являются: 1. Управление технической подготовкой производства (конструкторская, технологическая, материальная). 2. Технико-экономическое управление, в том числе: а) технико-экономическое планирование; б) бухгалтерский учет. 3. Управление материально-техническим снабжением. 4. Оперативное управление основным производством. 5. Управление вспомогательным производством. 6. Управление сбытом. 7. Управление кадрами. 8. Управление качеством. 9. Управление финансами. 10. Нормативное хозяйство.
Схема взаимосвязи автоматизированных систем управления с функциональными подсистемами «Нормы и нормативы» комплексной АСН
Выполнение отдельных функций по управлению качеством осуществляется взаимодействием организационных структур и исполнителей на основе получения, анализа, переработки и генерирования информации о состоянии объекта управления. В составе системы управления качеством формируется более или менее устойчивые и обособленные механизмы осуществления каждой функции. Они называются функциональными подсистемами системы управления качеством. Частные задачи управления, решаемые в этих подсистемах, заключаются в выработке специфических управленческих решений, преобразуемых затем в управленческие воздействия на объект (например, решение об изменении конструкции инструмента, корректировке технологического регламента, об изменении режима термической обработки деталей, об изменении рецептуры сырья, о замене катализатора и т.п.). Четкое, согласованное с общей целью системы выполнение частных задач каждой функциональной подсистемой является одним из важных условий эффективности управления качеством. Функциональные подсистемы независимо от конкретного содержания задач решают их главным образом путем сравнения управляемых параметров объекта (предмета труда, оборудования, технологии) и факторов, влияющих на эти параметры, с некоторыми эталонными (образцовыми) или стандартными или нормированными величинами, соблюдение которых гарантирует необходимое качество. Совокупность этих величин и постоянная деятельность по их разработке, обоснованию, обновлению и передаче заинтересованным подразделениям называется параметрической подсистемой системы управления качеством.
Взаимодействие АСПР с автоматизированной системой управления научно-техническим прогрессом (АСУНТ) исходит из роли и значения научно-технического прогресса в развитии советской экономики и задач по его ускорению, которые определены XXVI съездом КПСС. Речь идет об усилении взаимосвязи плановых заданий в области научно-технического прогресса с другими заданиями государственного плана, о более полном учете в нем результатов осуществления научно-технических мероприятий на всех уровнях руководства. При этом в рамках АСУНТ будет формироваться система показателей, отражающих предложения по обоснованию планов развития науки и техники на базе научно-технических прогнозов, комплексной программы научно-технического прогресса и целевых научно-технических программ. В этих условиях планы развития науки и техники будут разрабатываться при тесном взаимодействии АСУНТ с соответствующей подсистемой АСПР, которая, в свою очередь, связана со всеми другими функциональными подсистемами АСПР, обеспечивая тем самым непрерывность и комплексность планирования процесса «исследование—производство», а также отражение во всех разделах народнохозяйственного плана экономических и социальных результатов внедрения достижений науки и техники.
всю совокупность подлежащих реализации функций, задач, расчетов, процедур обоснования, согласования и принятия решений, и комплексно, т. е. характеризовать не только отдельные элементы плановой работы, но и связи между ними. С другой стороны, они должны быть отражены таким образом, чтобы можно было распределить плановые функции, задачи, процедуры и т. п. между отдельными функциональными подсистемами АСПР, а также определить потребность в вычислительных мощностях, экономико-математических моделях, информации, программах для ЭВМ, подготовке кадров, т. е. установить задания обеспечивающим подсистемам АСПР.
Примерный перечень задач, решаемых функциональными подсистемами Прогнозирование потребностей в продукции, планирование повышения ее качества; планирование совершенствования системы КС УКП; разработка перечня стандартов по управлению качеством и др. Подготовка, подбор и расстановка кадров; освоение производства новой продукции Проектирование новых технологических процессов и конструирование соответствующего оборудования, внедрение средств автоматизации; повышение квалификации кадров; охрана окружающей среды и охрана труда
Традиционно включаются функции управления подготовкой производства, планирования, материально-технического снабжения и сбыта (маркетинга); ведения бухгалтерского учета и осуществления бухгалтерской деятельности, реализации и сбыта готовой продукции, а также решение кадровых вопросов. В теории компьютерной обработки они называются функциональными подсистемами. Значительную роль в процессе управления играет бухгалтерский учет, где сосредоточено около 60% всей информации.
стью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».
телыцика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику уникальный регистрационный номер. Таким образом создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Так, основными документами являются баланс предприятия (ф. № 1), отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), приложения к балансу (ф. № 3, 4 и 5), расчеты по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий и другие налоговые расчеты. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации». Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки. В конечном итоге информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по налогоплательщикам — юридическим лицам. В первую очередь это касается документальных проверок. Документальные про-
По своим функциям бухгалтерская составляющая в корпоративных системах аналогична классу систем комплексной автоматизации бухгалтерского учета, но здесь добавляются проблемы взаимодействия с другими функциональными подсистемами. называть последних функциональными руководителями). Поэтому
называть последних функциональными руководителями - ФР).
функциональными руководителями и руководителями проектов
называть последних функциональными руководителями - ФР).
3) высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.
3) высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.
Основной недостаток матричной структуры заключается в ее сложности. При этом причиной многих проблем матричной структуры служит именно наложение проектных (вертикальных) и функциональных (горизонтальных) полномочий, в результате которого возникает возможность конфликта между проектными и функциональными руководителями. Тем не менее, эта структура используется во многих отраслях промышленности (химическая, банковское дело и страхование, электронная и вычислительная техника).
Противоречие между двумя этими принципами, по мнению А. Гоулднера, состоит в том, что руководители высшего уровня в централизованной структуре, не обладая необходимыми специальными знаниями (или властью знания) и технической компетенцией для оценки качества проектов решений, подготовленных функциональными специалистами, имеют юридическое право давать заключения и принимать решения о целесообразности их реализации. В этих условиях названное противоречие приобретает вид позиционного конфликта между линейными и функциональными руководителями.
Регулирование достигается разработкой и реализацией многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации. Основной вид решения — управленческое решение, осуществляемое линейными и функциональными руководителями.
Часто функциональная структура существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение сотрудников. Среди наиболее важных преимуществ данного типа структуры назовем более глубокую проработку решений по функциональным направлениям, высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций, высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями. Основная проблема функциональной структуры — ориентация в основном на реализацию закрепленной функции, отсутствие гибкости и приспособляемости в случае изменения внутренней или внешней ситуации, а также воз^ можность конфликтов между руководителями функциональных подразделений.
В матричной организационной структуре используются как функциональные, так и дивизио-нальные структуры, обеспечивая сбалансированность между функциональными руководителями и руководителями, ориентированными на выполнение одной конкретной проблемы (например проекта).
Функциональной организационной Функциональной структурой Функциональное подразделение Функциональное управление Функционального состояния Функционально стоимостный Функционально стоимостного Функционирования экономической Функционирования финансовых Фактическое изменение Функционирования конкретного Функционирования национальной Функционирования организации вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|