|
Функциональным подсистемам
Представляется, что методология контроля накладных расходов, распределяемых косвенно, на нефтеперерабатывающих предприятиях должна быть в корне изменена. На зарубежных предприятиях накоплен значительный опыт составления бюджетов накладных расходов по всем направлениям деятельности предприятия. Указанные бюджеты составляются по каждому центру затрат (по калькуляционным подразделениям: производственным, административным, сбытовым и другим функциональным подразделениям). Для каждого подразделения ведется раздельный учет фактических затрат на отдельных синтетических счетах производственной бухгалтерии. С учетом объемов выполненных работ расходы по бюджету корректируются и сопоставляются с фактическими расходами. Состав подразделений определяется организационной структурой предприятия.
Чтобы помочь руководителям в планировании и контроле, специалисты по бухгалтерскому учету подразделяют затраты по функциональным подразделениям, к которым они относятся. Примерами таких подразделений могут быть производственные цехи, обслуживающие хозяйства, службы сбыта и маркетинга, научно-исследовательский сектор.
расходы и др.), по местам их возникновения и центрам ответственности (цехам, отделам, службам и функциональным подразделениям организации), по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Обычно практикуемое (или традиционное) финансирование программ является лишь способом подготовки сметы расходов функциональных подразделений и программ. Оно не связано с предоставлением ресурсов и обеспечением возможности выбора для подразделений, работающих по программам, или с требованием к функциональным подразделениям самостоятельно завоевывать рынки сбыта внутри организации и за ее пределами. Короче говоря, финансирование программ, как правило, не учитывает особенностей организационной структуры и не влияет на ее гибкость. Подобный способ распределения средств между функциональными подразделениями гарантирует только выполнение программ, обеспечивая при этом более эффективное, чем обычно, определение стоимости их реализации.
Трансфертные цены - это, по существу, форма контрактных отношений внутри энергокомпании. Применение в энергокомпании внутренних цен требует не только соответствующей корпоративной культуры, но и решения двух взаимосвязанных задач: внедрения раздельного учета затрат и финансовых результатов по функциональным подразделениям и разработки внутренних экономических нормативов для электростанций и сетевых предприятий.
2) децентрализация (рассредоточение) функций-по регламентации управленческого труда по разным функциональным управлениям или функциональным подразделениям организации. " .' .
• по документам организационного, организационно-распорядительного характера — правовой службе и другим функциональным подразделениям в соответствии с их специализацией;
• количеством видов функций управления, структурой функциональных подсистем системы управления, структурой целевых подсистем системы управления, распределением функций по уровням управления, распределением функций по функциональным подразделениям, уровнем автономности осуществления функций;
• числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, соответствием важности решаемых задач уровню линейного руководства, затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления;
Бюджет нулевого уровня — выделение средств осуществляется с нуля. Это означает, что инвестиции обосновываются запланированными объемами работ и сопутствующими или нормативными затратами. Другая форма финансирования с нулевого уровня служит для обеспечения деятельности административного аппарата. Целевое финансирование административного аппарата сводится к определению величины и распределению по статьям всех затрат, требуемых для оказания управленческих услуг функциональным подразделениям. Каждое функциональное подразделение должно обосновать необходимость тех или иных услуг со стороны административного аппарата. Оба вида нулевых бюджетов решают одни и те же задачи: ограни-
ций и частям инновационного процесса (функциональным подразделениям-организациям). По функциональному признаку подсистемы выделяются в соответствии с функциями управления. К основным функциональным подсистемам на нефтеперерабатывающем предприятии относятся следующие:
К функциональным подсистемам относятся подсистемы перспективного, годового и оперативного планирования, диспетчерский контроль, информационное и оперативное управление, контроль, учет и отчетность, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий и его подразделений. К обеспечивающим подсистемам относятся: информационная, включающая язык системы, системы памяти, документооборота, кодирования, шифровки, технологическую схему обработки данных;
Подсистема организационно-структурного обеспечения АСПР формирует предложения по оптимизации организационной структуры плановых органов в условиях АСПР и рациональному распределению плановых задач по функциональным подсистемам.
Особенности взаимодействия АСПР с основными АСУ. Разработка и внедрение АСПР осуществляются по отдельным функциональным подсистемам с их последовательным и параллельным объединением. Системность в этом случае обеспечивается согласованием параметров разрабатываемых подсистем с требованиями, предъявляемыми к системе в целом, а также с учетом взаимодействия АСПР с АСУ различных уровней.
Вот почему при проектировании АСПР сложился следующий порядок. Во-первых, модель принимается ко внедрению только в том случае, если расчеты по ней могут выполняться пользователем без участия автора-разработчика. Для этого модель должна быть снабжена методическими указаниями и инструкциями, позволяющими пользователю самостоятельно настраивать ее на решение конкретной задачи. Такая настройка может производиться, например, введением дополнительных ограничений или снятием некоторых из них, предусмотренных исходной постановкой; подбором формы целевой функции из заданного их набора; изменением вида какой-либо зависимости, учитываемой в модели, и т. д. При приемке в эксплуатацию первой очереди АСПР наличие указанной документации рассматривалось в качестве обязательного условия сдачи математического обеспечения каждой задачи в фонд алгоритмов и программ (ФАП) АСПР, а качество этой документации проверялось в ходе приемо-сдаточных испытаний специально созданными по отдельным функциональным подсистемам рабочими группами, в состав которых входили представители отделов Госплана. С учетом накопленного ими опыта при формировании второй очереди АСПР вопросам технологичности внедряемых задач уделяется особое внимание. Во-вторых, для решения проблемы использования экономико-математических моделей в технологии разработки плана было признано целесообразным организовать изучение плановыми работниками основ применения экономико-математических методов и электронной вычислительной техники в планировании. Для этого специалисты-плановики проходят обучение по специальной программе на Высших экономических курсах при Госплане СССР.
В дальнейшем совокупность решаемых задач должна существенно расшириться. Вместе с тем будет выравниваться распределение задач по режимам планирования и функциональным подсистемам, а также улучшаться их качественный состав. Расчеты по экономико-математическим моделям — наиболее эффективный и в то же время сложный вид работ, выполняемых в вычислительных центрах плановых органов. Здесь мы имеем дело уже не с прямой и очевидной по смыслу обработкой данных, а с решением сложных задач, в которых реальные социально-экономические процессы описываются с определенной степенью приближения абстрактным математическим языком. Задачи этого класса практически не отражены в действующих методических материалах, а выполняемые по ним расчеты являются новыми элементами планового процесса, которые с самого начала ориентированы на использование современной вычислительной техники. Поэтому если задачи обработки данных дают качественный сдвиг прежде всего в технологии плановой работы, то использование экономико-математических моделей существенно обогащает методический арсенал планирования.
Как следует из приведенных выше данных, в общем числе решаемых на ЭВМ задач недостаточен удельный вес, с одной стороны, задач перспективного планирования, а с Другой — задач, базирующихся на экономико-математических методах и моделях. Внедренные в прак* тику планирования задачи пока еще неравномерно распределены по различным функциональным подсистемам.
По функциональному признаку подсистемы выделяются в соответствии с функциями управления. К основным функциональным подсистемам на нефтеперерабатывающем предприятии относятся следующие:
Многообразие и сложность управленческих задач, решаемых применительно к разным областям деятельности предприятия, требуют создания специального аппарата работников, между которыми дифференцируются функции управления на подфункции (работы) и операции. Для их выполнения в аппарате заводоуправления создаются отделы, бюро, группы, а в цехах — бюро, секторы, группы, объединяемые системой управления, которая включает подсистему линейного руководства, функциональные подсистемы и подсистему обеспечения управления. Подсистема линейного руководства обеспечивает непосредственное управление производственным процессом путем координации работы целевых и функциональных звеньев на каждом уровне управления. Функциональные подсистемы характеризуются специализацией управленческой деятельности (т. е. конкретной функцией), обеспечивающей управление для достижения всех основных целей деятельности ПО (ПП). К функциональным подсистемам относятся, например, перспективное и текущее планирование, оперативное управление, контроль и т. д.
Инфологическая модель не только позволяет четко выразить логику расчета, но и служит основой для реализации других видов моделей: матричной, функциональной зависимости, графосхем. Это позволяет проектировать базы данных по задачам, комплексам задач, функциональным подсистемам и системе в целом. Созданием инфологической модели заканчивается технология постановки задачи.
Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильно-
Функциональной структурой Функциональное подразделение Функциональное управление Функционального состояния Функционально стоимостный Функционально стоимостного Функционирования экономической Функционирования финансовых Фактическое изменение Функционирования конкретного Функционирования национальной Функционирования организации Функционирования предприятий вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|