|
Функциональной подсистемой
ствля.ются в отдельных блоках, комплексах задач и задачах функциональной подсистемы. В то же время в каждой функциональной подсистеме на основе методов и средств, создаваемых в обеспечивающих подсистемах, разрабатываются обеспечивающие методы и средства, учитывающие специфику данной подсистемы.
В общесистемном обеспечении содержатся требования, стандарты и другие условия, предъявляемые к автономному обеспечению каждой функциональной подсистемы или относящиеся к области их взаимодействия. Типовые решения предназначены для групп функциональных подсистем АСПР (например, для подсистем отраслей машиностроения).
Технорабочие (для первой очереди —• рабочие) проекты функциональных подсистем АСПР включают документы, обосновывающие состав планово-экономических задач, подлежащих решению в условиях АСПР (состав очереди подсистем), и обеспечивающие их увязку с предыдущими очередями. Рабочая часть проекта функциональной подсистемы представляет собой документацию, обеспечивающую практическую реализацию задач в плановой практике, и формируется на протяжении всего периода реализации очереди АСПР.
Для организации работ по проектированию АСПР и повышения персональной ответственности за качество проектных материалов были назначены главный руководитель проекта АСПР и ведущие руководители проектов каждой обеспечивающей и функциональной подсистемы. В отделах Госплана СССР и Госпланах союзных республик созданы рабочие группы, которые с участием разработчиков формировали технические задания на проектирование подсистемы, координировали деятельность заказчиков и разработчиков, рассматривали проектные материалы по мере их подготовки, внося в них в случае необходимости соответствующие коррективы.
В целях методического единства проектирования первой очереди АСПР были подготовлены необходимые материалы, регламентирующие порядок разработки и внедрения АСПР, состав и содержание основных проектных документов, а именно: «Основные положения по разработке технических заданий на проектирование отраслевых подсистем АСПР», «Содержание и формы представления документации технического проекта первой очереди функциональной подсистемы АСПР», «Состав и содержание эскизного проекта АСПР», «Основные методические положения построения АСПР» и др.
Общесистемные средства предназначены для автоматизации разработки и отладки программ, управления процессом решения на ЭВМ задач в соответствии с принятой в АСПР технологией ввода, хранения и обновления данных в информационном фонде АСПР и для реализации других подобных универсальных процедур и операций. На стыке общесистемных и автономных находятся типовые средства проблемного математического обеспечения, предназначенные для решения отдельных классов планово-экономических задач и выполнения типовых процедур обработки информации. В типовых средствах широко используются стандартные программные системы, выполненные в виде пакетов прикладных программ и работающие под управлением ОС/ЕС. Для удобства пользования типовыми средствами математического обеспечения в АСПР разрабатываются средства компоновки программ для решения конкретных задач функциональных подсистем, которые обслуживаются также и специальными средствами автономного математического обеспечения. Последние создаются непосредственно разработчиками каждой функциональной подсистемы, в то время как общесистемные и, как правило, типовые средства проектируются службой подсистемы математического обеспечения АСПР.
Более конкретно и детально разработано методическое обеспечение внедряемых в плановую практику задач первой очереди АСПР. Методическое обеспечение совокупности задач первой очереди каждой функциональной подсистемы оформлено в виде описания состава задач первой очереди подсистемы, методов и моделей их решения, анализа соответствия этих методов действующим методическим материалам и основным проектным решениям по созданию методического обеспечения АСПР, описания взаимосвязей задач первой очереди внутри каждой подсистемы и взаимодействия задач разных подсистем.
И основные названные блоки, и блоки, возникающие в конкретных условиях и имеющие явно выраженный ситуационный характер, находятся в динамическом взаимодействии как между собой, так и с элементами структурно-функциональной подсистемы системы управления. При этом в различных системах управления в зависимости от общих свойств системы, ее характерных особенностей, а также в зависимости от уровня развитости системы управления и условий осуществления управленческой деятельности степень проявления отдельных блоков, а также характер их взаимодействия могут быть
Предметная область может быть ограничена отдельным приложением или комплексом взаимосвязанных приложений. Часто предметная область ограничена рамками функциональной подсистемы управления (бухгалтерский учет, производственный менеджмент, сбыт и реализация продукции и т. п.). В больших информационных системах корпоративного типа функции управления тесно интегрированы, и в первую очередь это касается учетных функций, являющихся основой бухгалтерского учета. Учетные функции представлены во всех функциональных подсистемах.
Процесс перехода отечественных предприятий к рыночным отношениям тесно связан с обеспечением приоритета потребительной стоимости, ее качества и технико-экономических характеристик. При этом вопрос ставится таким образом: решив проблемы качества продукции, можно решить и проблему ее количества, что соответствует задаче удовлетворения общественных потребностей и полностью согласуется с основными положениями маркетинговой деятельности. Следовательно, обеспечение качества инновации представляет важную составную часть системы маркетинга инновационного продукта и в качестве функциональной подсистемы должно входить в комплекс проведения маркетинговых исследований.
Исходя из сущности понятия системы и цели ее функционирования, которые раскрываются на основе системного подхода к изучению или проектированию ПС, следует выделить триединые части: функциональную, элементную и организационную. Функциональный аспект организации системы — это структура взаимосвязанных функций, которая устанавливается в соответствии с целью и подцелями функционирования системы. Раскрытие содержания взаимосвязанной совокупности функций с одинаковой целевой направленностью определяет состав простейших функциональных задач и последовательность их решения. В итоге формируются логика действия каждой функциональной подсистемы и логика функционирования системы в целом. Отраслевая система нормативов одновременно является функциональной подсистемой АСУ и АСПР и частью системы нормативов народного хозяйства. В связи с этим должна быть обеспечена преемственность отраслевых и народнохозяйственных нормативов. Это достигается применением единого методического подхода к их формированию.
Комплексная. АСН Газпром базируется на широком использовании современной вычислительной техники и средств связи, связана с АСН народного хозяйства и отраслевыми автоматизированными системами управления. Она является функциональной подсистемой, называемой «Нормы и нормативы», отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУ), а также автоматизированных систем управления объединениями (АСУ объединениями) и предприятиями (АСУП) (рис. 24). Наряду с этим она взаимодействует с комплексной АСН народного хозяйства на уровне Госплана СССР, которая является функциональной подсистемой автоматизированной системы плановых расчетов — АСПР.
Таблично-перфокарточная форма представляет серьезный шаг вперед в совершенствовании бухгалтерского учета. Отличительными особенностями ее являются: механизация и во многом автоматизация учетного процесса; отсутствие чередования ручных и машинных записей; абсолютное совпадение синтетического и аналитического учета благодаря их ведению по данным одних и тех же перфокарт; сокращение сроков составления отчетности; улучшение качества учета вследствие повышения точности расчетов; повышение производительности труда учетных работников; освобождение счетных работников от технической (расчетной и регистрационной) работы и предоставление им большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; сочетание оперативно-технического, статистического и бухгалтерского учета, а также планово-экономических расчетов, показатели которых получаются при помощи единого носителя информации — перфокарт. Автоматизированная форма бухгалтерского учета является функциональной подсистемой АСУП. Сущность этой формы состоит в формировании в «памяти» ЭВМ всех учетных регистров и в выводе их на печать. Но применение ЭВМ дает возможность автоматизировать не только учетную регистрацию и изготовление бухгалтерских регистров, но и всех процессов сбора, хранения, передачи, обработки и использования бухгалтерской информации, начиная с фиксации исходных данных и заканчивая составлением баланса и отчетности.
Таблично-перфокарточная форма представляет серьезный шаг вперед в совершенствовании бухгалтерского учета. Отличительными особенностями ее являются: механизация и во многом автоматизация учетного процесса; отсутствие чередования ручных и машинных записей; абсолютное совпадение синтетического и аналитического учета благодаря их ведению по данным одних и тех же перфокарт; сокращение сроков составления отчетности; улучшение качества учета вследствие повышения точности расчетов; повышение производительности труда учетных работников; освобождение счетных работников от технической (расчетной и регистрационной) работы и предоставление им большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; сочетание оперативно-технического, статистического и бухгалтерского учета, а также планово-экономических расчетов, показатели которых получаются при помощи единого носителя информации — перфокарт. Автоматизированная форма бухгалтерского учета является функциональной подсистемой АСУП. Сущность этой формы состоит в формировании в «памяти» ЭВМ всех учетных регистров и в выводе их на печать. Но применение ЭВМ дает возможность автоматизировать не только учетную регистрацию и изготовление бухгалтерских регистров, но и всех процессов сбора, хранения, передачи, обработки и использования бухгалтерской информации, начиная с фиксации исходных данных и заканчивая составлением баланса и отчетности.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета является функциональной подсистемой АСУП. Сущность этой формы состоит в формировании в памяти ЭВМ всех учетных
Выполнение отдельных функций по управлению качеством осуществляется взаимодействием организационных структур и исполнителей на основе получения, анализа, переработки и генерирования информации о состоянии объекта управления. В составе системы управления качеством формируется более или менее устойчивые и обособленные механизмы осуществления каждой функции. Они называются функциональными подсистемами системы управления качеством. Частные задачи управления, решаемые в этих подсистемах, заключаются в выработке специфических управленческих решений, преобразуемых затем в управленческие воздействия на объект (например, решение об изменении конструкции инструмента, корректировке технологического регламента, об изменении режима термической обработки деталей, об изменении рецептуры сырья, о замене катализатора и т.п.). Четкое, согласованное с общей целью системы выполнение частных задач каждой функциональной подсистемой является одним из важных условий эффективности управления качеством. Функциональные подсистемы независимо от конкретного содержания задач решают их главным образом путем сравнения управляемых параметров объекта (предмета труда, оборудования, технологии) и факторов, влияющих на эти параметры, с некоторыми эталонными (образцовыми) или стандартными или нормированными величинами, соблюдение которых гарантирует необходимое качество. Совокупность этих величин и постоянная деятельность по их разработке, обоснованию, обновлению и передаче заинтересованным подразделениям называется параметрической подсистемой системы управления качеством.
Комплексная АСН газовой промышленности является функциональ -ной подсистемой отраслевой автоматизированной системы управления (ОАСУ), а также АСУ объединениями и предприятиями, При этом должна быть обеспечена ее тесная связь и взаимодействие с комплексной АСН народного хозяйства на уровне Госплана СССР, являющейся (функциональной подсистемой автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР).
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов. Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования. Должна быть обеспечена информационная взаимосвязь как между задачами, решаемыми каждой функциональной подсистемой, так и с внешними уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются не только предприятия, организации и физические лица, но и такие органы, как налоговая полиция РФ, финансовые органы, банки, таможенные органы и т.д. Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного tr внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы доку-
Система управления распадается на подсистемы, выделение которых наглядно проявилось относительно недавно [1]. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как собственно систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы управления можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. При дальнейшем рассмотрении данную подсистему управления будем называть структурно-функциональной подсистемой системы управления (СФП). Обычно именно структурно-функциональная подсистема подвергается самому тщательному анализу и описанию при рассмотрении вопросов построения и функционирования системы управления. В настоящее время разработана (в
Программа управления является функциональной подсистемой системы управления и осуществляет разработку решений. В ней имеются планы, нормы, критерии и методы решений, на основании которых управляющая подсистема принимает управленческие решения.
Функциональному назначению Фактическое использование Функциональную организационную Функционирования экономики Функционирования финансового Функционирования хозяйственных Функционирования логистических Функционирования народного Функционирования отдельных Функционирования производства Функционирования региональных Функционирования управляемой Фактическое поступление вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|