Функционирования экономики



Для эффективного функционирования хозяйственного механизма бригад необходим ряд организационных предпосылок: обеспечение производственно-технологической завершенности работ, поручаемых бригаде; организация разделения и кооперации труда в бригаде; организация контроля и учета использования ресурсов; создание организационных условий для функционирования экономического механизма, т. е. создание и постоянное поддержание на прогрессивном уровне системы технико-экономических норм и нормативов; использование планово-учетных единиц, непосредственно характеризующих конечную продукцию бригады и связанных с конечной продукцией объединения; сочетание директивного планирования с бригадным хозрасчетом, с предоставлением бригаде широкой оперативно-хозяйственной самостоятельности и использование присущих хозяйственному расчету экономических рычагов и стимулов.

К задачам оперативного учета относятся наблюдение и документальное оформление процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия и первичная обработка, накопление и представление данных для нужд оперативного управления и контроля. Оперативный учет отражает и контролирует отдельные хозяйст-венны?Г1роцессы и факсы, как правило, непосредственно в ходе и на месте их совершения: учет выпуска продукции, учет поставок продукции по договорам с заказчиками, использование производственных мощностей машин и оборудования, выполнение норм выработки, качество вырабатываемой продукции, ход выполнения товарооборота, реализации товаров и другие. Особенностью показателей такого учета считается быстрота их получения, оформление первичных документов непосредственно при выполнении фактов и процессов хозяйственной жизни, т.е. оперативность, а также конкретность информации, ее характер, зависящий от специфики отражаемых процессов и фактов. Однако, отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Первое направление предполагает проверку юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством. Второе — проверку правильности и своевременности формирования уставного капитала. Третье — проверку правильности формирования уставного капитала, промежуточных и окончательных расчетов с учредителями (участниками). Чет-

1) подтвердить юридические основания на право функционирования экономического субъекта;

Управление как совокупность целенаправленных действий реализуется в соответствии с целью функционирования экономического объекта, принципами принятия решений в конкретных ситуациях. Но поведение реальных социально-экономических систем, как правило, определяется не одной, а несколькими целями, которые упорядочиваются по их важности и учитываются в соответствии с заданным приоритетом.

В зависимости от этих управляющих воздействий экономика предприятия может находиться в состоянии стабильного функционирования, экономического роста, устойчивого спада производства и, наконец, в состоянии кризиса (банкротства).

Система управления на основе информации о состоянии экономического объекта и информации, поступающей из внешней среды, определяет цели функционирования экономического объекта и вырабатывает директивы, воздействующие на объект управления (прямая связь).

В процессе функционирования экономического объекта происходят изменения в объекте управления. Система управления

К задачам оперативного учета относятся наблюдение и документальное оформление процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия и первичная обработка, накопление и представление данных для нужд оперативного управления и контроля. Оперативный учет отражает и контролирует отдельные хозяйственные процессы и факты, как правило, непосредственно в ходе и на месте их совершения: учет выпуска продукции, учет поставок продукции по договорам с заказчиками, использование производственных мощностей машин и оборудования, выполнение норм выработки, качество вырабатываемой продукции, ход выполнения товарооборота, реализации товаров и другие. Особенностью показателей такого учета считается быстрота их получения, оформление первичных документов непосредственно при выполнении фактов и процессов хозяйственной жизни, т.е. оперативность, а также конкретность информации, ее характер, зависящий от специфики отражаемых процессов и фактов. Однако, отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

функционирования экономического механизма постоянно проводит мониторинг текущей

Анализ функционирования экономического сектора за последние годы показывает, что одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования все чаще выступают ценные бумаги, фиксирующие право собственности на капитал. Представляется, что это чрезвычайно важный фактор в системе правовых начал в экономической жизни страны. Он свидетельствует и в пользу того, что в государстве складываются цивилизованные рыночные отношения, и что законодательство о ценных бумагах хотя и нуждается в совершенствовании, но в целом уже сформировано.

Тщательный анализ обработанной информации помогает получить достаточно обоснованный ответ на вопрос о сходстве и различии исследуемых данных, представленных по годам отчетного периода, а также отдельных временных отрезков функционирования экономического объекта, выявить закономерности развития изучаемого процесса, сложившуюся структуру взаимосвязи показателей и ее изменчивость.


Принимая во внимание итоговые, демонстрируемые миру показатели функционирования экономики Японии, правомерно заключить, что этот опыт таит в себе множество соблазнов. В высшей степени •полезно, однако, предварить кайое бы то ни было смещение в плос-гкость утвердившейся в этой стране системы управления работниками ее всесторонним изучением и оценкой.

Усиление контроля за ходом реализации планов на современном этапе практически означает последовательный переход от пассивной, формально-статистической фиксации расхождений между плановыми и отчетными показателями к активному воздействию на ход выполнения плана, с тем чтобы непрерывно направлять развитие экономики в плановое русло, минимизируя возможные (вызванные иногда объективными обстоятельствами) отклонения. Осуществление столь сложной задачи требует глубокого анализа функционирования экономики, своевременного выявления проявляющихся позитивных и негативных тенденций, расчета на основе соответствующих прогнозных моделей потенциально возможных отклонений от траектории планового развития народного хозяйства. Опираясь на эту научно-аналитическую работу и знание фактического положения дел на местах, плановые органы смогут обеспечить выработку эффективных рекомендаций о конкретных способах и путях воздействия на ход экономических процессов с целью приведения их в соответствие с плановыми. Преобразование системы контроля за выполнением плана в указанном выше направлении имеет очень важное, принципиальное значение в общем комплексе мер по совершенствованию планирования, повышению его действенности и эффективности. Большую роль в этом деле призваны сыграть также принятые в 1981 г. директивными органами меры по повышению роли Госплана СССР в системе государственного управления, по включению в соста! этого комитета руководителей ряда центральных органи. заций, приданию ему ряда законодательных функций возрождению института Уполномоченных Госплан* СССР по важнейшим экономическим районам Востокг страны.

49. Ф е д о р е н к о Н. П. О разработке системы оптимального функционирования экономики. М., «Наука», 1968, 243 с.

ния. Достижение поставленной цели при этом обусловливается привлечением и использованием инструментов функционирования экономики переходного периода в новом соотношении. Движение к максимально возможной прибыльности хозяйствования возможно в результате гармонизации отношений, действовавших ранее и требующихся в современной ситуации. В этой связи в хозяйственной политике сегодня выигрышна лишь та линия, которая предусматривает взаимодействие методов стратегического и индикативного планирования, сочетание плановых и рыночных механизмов.

щейся информационной базы, результатов расчета прогнозных показателей развития отраслей на территории региона. Должны быть привлечены данные финансовой и социальной статистики, отраслевых статистик, материалов обследований. Основой для определения прогнозного ВРП являются прогнозные показатели отраслей. Прогнозные показатели отраслей необходимо определять на основе анализа ретроспективы и принимая во внимание факторы, определяющие перспективный спрос на продукцию данной отрасли. При разработке прогно-ча учитываются также основные параметры и сценарные условия функционирования экономики на соответствующий прогнозный год, разрабатываемые на местах с учетом общереспубликанских сценарных условий. На базе полученных отраслевых прогнозов производится оценка прогнозного показателя ВРП. Для расчета прогнозных показателей ВРП в министерстве экономики республики Башкортостан используется методика прогнозирования валового регионального продукта.

Информационная деятельность, становясь важным интеграционным фактором в современном мире, характеризуется: высокой долей конечной стоимости товаров и услуг; высокой долей в общей занятости и особенно в трудовых ресурсах высокой и высшей квалификации; интегрирующей функцией в экономическом организме общества, в решающей степени обеспечивающей интенсивность функционирования экономики; инновационной функцией, проявляющейся в генерации научно-технического прогресса и новых организационно-экономических отношений.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осущестштяет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и г.п.). В го же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: 1) участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно

Мобилизационная модель функционирования экономики и финансов позволила обеспечить прирост ВВП и повысить уровень жизни населения. Эта модель дала также возможность решить задачу структурной перестройки и концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях: развитии ведущих отраслей экономики, включая топливно-энергетический и оборонный комплексы, социальную сферу, а также развитии регионов, обладающих значительными запасами природных ресурсов, что способствовало выравниванию экономического и финансового потенциала союзных республик.

9. Каким образом рынки капитала повышают эффективность функционирования экономики?


Функционирования механизма Функционирования оборудования Фактическое отсутствие Функционирования производственной Функционирования социалистической Функционирование экономики Функционирование организации Функционировании организации Функционируют предприятия Фактическая процентная Фактического количества Фактического получения Фактического соотношения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика