Государственных ассигнований



Международные нефтяные монополии весьма ревниво охраняют свой научно-технический приоритет. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на отдельные случаи их привлечения к осуществлению государственных экономических проектов, они предпочитают самостоятельно финансировать все свои исследования. Это объясняется тем, что получение государственных дотаций на исследования предполагает, что их результаты, как правило, могут быть использованы компаниями-конкурентами.

тика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений — казначейства, бюджетных и кредитных органов, таможенных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах.

Ситуация 50—70-х годов характеризовалась смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов стали вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера. Административные и организационно-правовые формы заключались в основном в регламентировании прав предприятий на коммерческую деятельность. В 1951 г. Канада полностью отменила валютные ограничения. В конце 1958 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгийско-Люксембургский Союз, Голландия, Италия объявили о частичном снятии валютных ограничений. В 1959 г. решение о свободной конвертации сумм приняли также Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Австрия и Португалия. В 1961 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Италия, Голландия, Ирландия, Швеция и Перу уведомили МВФ об отмене ими валютных ограничений по текущим операциям.

Ситуация 50—70-х годов характеризовалась смягчением валютного контроля вплоть до полной его отмены в развитых странах. Для защиты интересов внутреннего рынка, товаропроизводителей, национальной валюты и государственных экономических интересов стали вновь, как и в начале века, применять краткосрочные меры монетарного (процентная ставка, обменный курс и пр.) и фискального (налоги) характера. Административные и организационно-правовые формы заключались в основном в регламентировании прав предприятий на коммерческую деятельность. В 1951 г. Канада полностью отменила валютные ограничения. В конце 1958 г. Велико-' британия, Франция, ФРГ, Бельгийско-Люксембургский Союз, Гол-! ландия, Италия объявили о частичном снятии валютных ограниче-1 ний. В 1959 г. решение о свободной конвертации сумм приняли также Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Австрия и Португалия. В 1961 г. Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Италия, Голландия, Ирландия, Швеция и Перу уведомили МВФ об отмене ими валютных ограничений по текущим операциям. В начале 70-х годов, в период так называемой «золотой лихорадки», в условиях недоверия к доллару, держатели американской валюты стали усиленно избавляться от нее, приобретая на рынках золото. Великобритания, нарушив Брюссельское соглашение ЕЭС (1972) о взаимных валютных курсах, ввела плавающий курс фунта стерлингов. В этих условиях ведущие капиталистические государства (без США и Великобритании) пошли по пути установления определенных форм государственного контроля над валютными операциями. Эти меры были направлены на то, чтобы попытаться предотвратить значительное повышение курсов валют этих стран по отношению к доллару и фунту стерлингов и тем самым избежать ухудшения конкурентоспособности товаров, не допустить ослабления своих позиций на мировых торговых рынках. Одновременно целью подобных мер было недопущение нового притока обесценивающихся долларов и фунтов стерлингов в резервы западноевропейских государств, который грозил им дальнейшим повышением инфляции. Правительство Швейцарии, например, запретило продажу недвижимости и ценных бумаг за иностранную валюту. Правительство ФРГ увеличило с 40 до 50% долю займов в иностранной валюте, получаемых западногерманскими фирмами, которую они должны помещать на беспроцентное хранение в федеральный банк. Предполагалось, что это сделает менее выгодными такого рода займы. Помимо этого, был

Государство гарантирует ежегодное выделение бюджетных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в Российской Федерации. Закон предусматривает единые Принципы формирования бюджетных средств на образование по всей территории России на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом

недостаточно высокой эффективности финансовой и кредитной систем. Соответственно правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и перераспределение функций государственных экономических органов управления (Госплана, Госснаба, Минфина, Госстраха, Госбанка, Госкомстата и др.) в пользу расширения прав предприятий и отраслей народного хозяйства.

1. Вопрос для ^рудитов. Назовите страны, в которых допускается: а) минимальное участие государства в регулировании экономики и б) максимальное выполнение государственных экономических функций.

Инвестиционные льготы — льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики, происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов. Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.

Важное место в бюджетной системе Республики Башкортостан принадлежит местным бюджетам. Являясь низовым звеном бюджетной системы республики, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого во многом зависит прочность и надежность всей системы. Они играют большую роль в комплексном развитии районов, городов, сел и поселков, осуществлении общефедеральных и общереспубликанских государственных экономических и социальных задач - в первую очередь в развитии социальной инфраструктуры общества.

Инвестиционные льготы — льготы, предоставляемые преимущественно в виде субсидий, снижения и отсрочки уплаты налогов инвесторам в случае соответствия их капиталовложений целям и условиям государственных экономических программ


12 Скорее всего именно это послужило основной причиной для волны отказов крупнейших нефтяных монополий от участия в нескольких широко разрекламированных проектах освоения альтернативных энергоносителей. Поскольку эти корпорации, как правило, являлись ведущими партнерами в консорциумах, сформированных для их осуществления, ставится под серьезное сомнение жизнеспособность проектов. Так, в мае 1982 г. «Экссон» отказалась от своей 60%-ной доли в консорциуме «Колони Шэйл Ойл», созданном для разработки одного из крупнейших месторождений битуминозных сланцев США в штате Колорадо. В Канаде в аналогичной ситуации оказались проекты извлечения жидкого топлива из нефтеносных песков: консорциум «Алсэндз», из состава которого вышли все частные фирмы, возглавлявшиеся канадскими филиалами монополий «Ройал Датч-Шелл» и «Галф Ойл», а также проект «Коулд Лэйк», работы над которыми приостановлены в 1981 г. Среди других отрицательных моментов, сдерживающих приток инвестиций в подобные предприятия, зарубежные специалисты отмечают также повышение темпов инфляции, удорожание банковских кредитов и резкое сокращение государственных ассигнований на энергетику в США при администрации Р. Рейгана [313, с. 241—242; ЗбЗа, 1983, т. 289, № 7311, с. 84].

Выбор проекта по крупномасштабной технологии следует по отличной от приведенной ранее методике. Здесь начало проекта часто приводится в движение контрактом, связанным с национальным проектом. Когда компания присоединяется к национальному проекту, она одновременно начинает параллельный проект внутри компании, чтобы возместить нехватку государственных ассигнований. Решения о том, к каким национальным проектам обратиться, принимаются на самых верхних уровнях управления, где имеют место неофициальные встречи и договоренности об условиях с правительством.

Удельный вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в Японии около 25%, тогда как в США и ФРГ — около 50%. Японское правительство покрывает лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе против 35% в США, 25% во Франции и 17% в ФРГ. Даже в отраслях, развитию которых придается первостепенное значение, доля государства в финансировании частных НИОКР, как правило, не превышает 30%2.

В соответствии с выявленными потребностями, материальными и финансовыми ресурсами разрабатывают мероприятия по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников, предусматривающие ввод в действие жилых домов, дошкольных учреждений, пионерских лагерей, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений социально-бытового назначения за счет собственных средств предприятия. При этом необходимо учитывать возможное расширение сети этих учреждений в городе (районе) за счет государственных ассигнований и средств других предприятий.

Ярким примером использования этих факторов является Япония. Факторы, которые за достаточно короткие сроки (15-20 лет) привели японские фирмы к лидирующим конкурентным позициям: объем и направления капиталовложений и расходов на НИОКР; наличие обученной и хорошо стимулируемой рабочей силы; задействование стратегического менеджмента; комплекс многоступенчатых субподрядных отношений и развитие инфраструктуры; система «кайдзен» (тотального качества). Из названных факторов отметим лишь первый, касающийся финансового обеспечения НИОКР. За 1975-1995 гг. совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста. Анализируя расходы на НИОКР в Японии, следует отметить их отличительные черты: страна является мировым лидером по доле расходов на гражданские НИОКР, в общих расходах на НИОКР относительно невелик удельный вес государственных ассигнований; тем не менее, государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развитии НИОКР и в поощрении частных фирм; частные фирмы ассигнуют средства преимущественно на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки; растет значение научно-исследователь-ских институтов при частных фирмах и расходов последних на НИОКР; в Японии самое высокое в мире количество заявок на получение патентов; в стране одна из самых высоких в мире (на уровне США) доля количества исследователей в общей численности работающих.

В современных экономических условиях необходимо внедрять новые принципы учреждения и функционирования высших учебных заведений, которые бы, оставляя за государством в его исключительном ведении принадлежащую ему собственность, создавали условия для привлечения в вузовскую структуру иных форм собственности. Кстати, об этом процессе уже нельзя говорить в будущем времени. Речь идет о том, как придать ему цивилизованную законодательную форму. Основная цель - не делить, а приумножать за счет средств людей и организаций, понимающих, что образовательные услуги - самые дорогие услуги, и если они не являются таковыми сегодня, то обязательно будут завтра. Эти подходы давно уже апробированы во многих зарубежных системах высшего образования, где, несмотря на постоянно снижающиеся объемы государственных ассигнований высшей школы, объемы средств, привлекаемые в нее, постоянно возрастают.

Система государственной поддержки предприятий-должников. Следующая из названных причин низкой эффективности антикризисных процедур — отсутствие действенной системы государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособным предприятиям может быть оказана в двух формах— прямой и косвенной. Прямая предполагаетоказание финансовой помощи в виде безвозвратных и возвратных государственных ассигнований и обеспечения государственных гарантий частным инвесторам. Косвенная — подразумевает прежде всего использование предприятиями-должниками возможностей, предоставляемых законодательством о несостоятельности: моратория на удовлетворение требований кредиторов в период внешнего управления предприятием-банкротом, порядка начисления пени по налогам в период моратория, реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетом. К косвенной форме государственной поддержки следует также отнести инвестиционные налоговые кредиты.

Тот, кто стремится добиться одобрения проекта, также, по-видимому, склонен к оптимистичным прогнозам потоков денежных средств проекта. Подобный сверхоптимизм, видимо, является общей особенностью финансовых прогнозов. Если вам нужен пример буйного сверхоптимизма, взгляните на крупные проекты государственных ассигнований. Часто ли вы слышали о новой ракете, плотине или шоссе, расходы на которые оказались меньше, чем было спрогнозировано вначале?

Ярким примером использования этих факторов является Япония. Факторы, которые за достаточно короткие сроки (15-20 лет) привели японские фирмы к лидирующим конкурентным позициям: объем и направления капиталовложений и расходов на НИОКР; наличие обученной и хорошо стимулируемой рабочей силы; задействование стратегического менеджмента; комплекс многоступенчатых субподрядных отношений и развитие инфраструктуры; система «кайдзен» (тотального качества). Из названных факторов отметим лишь первый, касающийся финансового обеспечения НИОКР. За 1975-1995 гг. совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, и это наибольший в мире показатель роста. Анализируя расходы на НИОКР в Японии, следует отметить их отличительные черты: страна является мировым лидером по доле расходов на гражданские НИОКР, в общих расходах на НИОКР относительно невелик удельный вес государственных ассигнований; тем не менее, государство играет исключительно активную роль в общей координации научно-исследовательских работ в стране, в реализации широкомасштабных программ развитии НИОКР и в поощрении частных фирм; частные фирмы ассигнуют средства преимущественно на прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки; растет значение научно-исследователь-ских институтов при частных фирмах и расходов последних на НИОКР; в Японии самое высокое в мире количество заявок на получение патентов; в стране одна из самых высоких в мире (на уровне США) доля количества исследователей в общей численности работающих.

государственных ассигнований расходуется на прирост собственных оборотных средств строительно-монтажных организаций; образование фондов экономического стимулирования; платежи в бюджет за основные фонды и оборотные средства; уплату процентов за кредит; подготовку и переподготовку кадров и др.

Несмотря на внушающую оптимизм динамику государственных ассигнований, в ближайшие годы положение не улучшится (см. также главу 2). В науку нужно вкладывать, как минимум, в три раза больше, т.е. объем финансирования довести до 1% в ВВП. Средства необходимы в первую очередь для создания современной материально-технической базы (об этом см. в подразделе 6.3.3). Поэтому не дожидаясь помощи со стороны необходимо интенсивно развивать новый порядок финансирования, ориентирующийся на множественность источников. Государство должно изменить принципы регулирования, оставив за собой ответственность за фундаментальные исследования и области


Государственной муниципальной собственности Государственной поддержке Государственной приемочной Государственной противопожарной Государственной статистической Государственной задолженности Государственное имущество Государственное производственное Государственное воздействие Газоконденсатном месторождении Государственного финансового Государственного механизма Государственного образовательного вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика