|
Государственными расходами
Разновидность (вид) ценных бумаг, выпускаемых государственными предприятиями и объединениями, арендными, коллективными предприятиями, акционерными обществами, общественными организациями, кооперативами, предприятиями, принадлежащими общественным организациям и кооперативам. Облигация удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации вы-
— определение общих условий разработки этих ресурсов: самостоятельной или с привлечением в той или иной форме иностранного капитала, зарубежных специалистов, технологии. Причем во втором случае особенно важна эффективность контроля за деятельностью зарубежных инвесторов. С данной конкретной точки зрения разработка природных ресурсов национальными государственными предприятиями является оптимальным вариантом. Она существенно облегчает решение других вопросов экономической политики в этой области. Поэтому рассматриваемое первое условие включает национализацию как самую радикальную меру изменения способа эксплуатации природных богатств, а также участие в различных смешанных предприятиях;
2. Социально-экономические предпосылки дифференциальной горной ренты. По К. Марксу, избыток рыночной стоимости совокупного продукта данного разряда над его индивидуальной стоимостью, обусловленный относительно большим плодородием земли или относительно большей продуктивностью шахты, образует дифференциальную ренту. Из этого определения следует, что существование дифференциальной ренты предполагает существование рынка и товарных отношений. Ю. В. Яковец справедливо замечал, что жизнь опровергла догму о нетоварной природе средств производства, образующихся внутри государственного сектора, и в 60-е годы большинство экономистов уже признавало товарный (точнее — квазитоварный) характер социалистического производства во всех его сферах. Из товарного характера производства неизбежно вытекает существование отдельных (коллективных или индивидуальных) «товаро»-производителей, экономически обособленных хозяйств, между которыми и происходят эти товарные отношения: купля-продажа. Признавать товарный характер социалистического производства и одновременно писать, что в государственных предприятиях валовой доход, как и вся производственная продукция, является собственностью государства (см., например, Андреев, 1960, и др.), значит, тут же отрицать это утверждение. Отрицая на деле товарный характер социалистического производства, В. Андреев неизбежно приходит к выводу, что каких-либо особых отношений между государственными предприятиями и обществом по поводу дифференциального дохода не возникает. Попытка завуалировать экономическую обособленность предприятий как раз характерна для авторов, обосновывающих отсутствие дифференциальной ренты при социализме.
колхозами и государственными предприятиями в этом отношении нет. Разница заключается в дополнительных платежах государственных предприятий, связанных с использованием принадлежащих государству средств производства, каковых в колхозах не имеется (на практике, как известно, колхозы и совхозы в этом фактически не отличались и собственность ни одного колхоза ни при каких обстоятельствах ни разу не переходила в собственность его колхозников). Ю. В. Яковец блестяще обосновал именно эту точку зрения: «Экономическая реализация государственной собственности на недра заключается... в присвоении государством стоимости прибавочного продукта, включая дифференциальный горный доход...» (выделено мной. — Ю. Т.) (Яковец, 1964а, с. 145). Нежелание назвать этот дифференциальный доход, отчисляемый в пользу собственников недр, т. е. всего государства, дифференциальной рентой вызвано у цитированного автора нежеланием признать публично существование горной ренты при социализме и вывести из этого факта все необходимые следствия, в том числе самое неприятное для автора следствие — необходимость установления цен на сырье на базе худших месторождений.
Общественные издержки производства, как известно из политической экономии социализма, состоят из трех частей: стоимости израсходованных средств производства, стоимости продукта, созданного необходимым трудом, и стоимости продукта, созданного' прибавочным трудом. Первые две части и составляют себестоимость продукции, выпускаемой государственными »предприятиями.. Следовательно, себестоимость продукции есть часть общественных: издержек производства, выраженная в денежной форме и возмещающая затраты предприятия на израсходованные средства производства и заработную плату.
Общественные издержки производства, как известно из политической экономии социализма, состоят из трех частей: стоимости израсходованных средств производства, стоимости продукта, созданного необходимым трудом, и стоимости продукта, созданного прибавочным трудом. Первые две части и составляют себестоимость продукции, выпускаемой государственными предприятиями. Следовательно, себестоимость продукции есть часть общественных издержек производства, выраженная в денежной форме и возмещающая затраты предприятия на израсходованные средства производства и заработную плату.
На втором субсчете отражаются расчеты между государственными предприятиями и кооперативными и другими общественными организациями при продаже основных средств.
Таким образом, финансы необходимы для обеспечения бесперебойности процесса производства и реализации продукции. Через оборот денег выражаются экономические, хозяйственные отношения: между государственными предприятиями — оплата получаемого оборудования, сырья, материалов, реализация готовой продукции; между предприятием и работающими — выдача заработной платы и выплаты из фонда материального поощрения; между предприятиями и государственными финансовыми органами — внесение в бюджет платы за фонды, свободного остатка прибыли, налога с оборота, получение ассигнований из бюджета; между предприятиями и государственной кредитной системой — получение и погашение банковских ссуд и уплата процентов за кредит; между предприятиями и министерством — внесение и получение средств из централизованного фонда развития производства, науки и техники, временной финансовой помощи.
По мнению других советских экономистов, наличие дифференциальной ренты при социализме объясняется существованием двух форм собственности, отсюда дифференциальная рента существует в колхозах и отсутствует в совхозах, так как последние являются государственными предприятиями
Проблема управления государственными предприятиями в Российской Федерации приобретает особенную остроту в связи с трансформацией экономики в целом и процессом приватизации, в частности. Разрушение старой системы административно-командного управления и централизованного планирования, отсутствие даже зачатков новой системы управления, отстранение собственника-государства от управления принадлежащим ему имуществом превращают государственные активы в объект интенсивного растаскивания директоратом, частным сектором.
на территории бывшего СССР и советским инвестициям за границей, а также в расчетах внешнеторгового характера, осуществляемых юридическими лицами, в основном государственными предприятиями. Одновременно с введением коммерческого курса рубля были отменены: дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК) пересчета контрактных цен по экспорту и импорту'. А.И. Буковецкий подводит определенный итог дискуссиям о содержании финансовой науки. «Финансовая наука долгое время не имела твердо установленного содержания. Первоначально полагали, что в нее должно входить только учение о доходах публично-правовых союзов. Долго шел спор о государственных расходах. Пренебрежение государственными расходами привело к тому, что учение о расходах публично-правовых союзов в современной финансовой науке находится в зачаточном состоянии. Изучение же финансовой науки должно начинаться с учения о расходах публично-правовых союзов. Вторым отделом финансовой науки является учение об обыкновенных и чрезвычайных доходах. Учение о доходах - наиболее старый отдел финансового знания и наиболее разработанный отдел современной финансовой науки. Третьим отделом является учение о публичном кредите, изучающее кредитные операции публично-правовых союзов. Четвертым отделом является учение о бюджете. Пятым отделом будет учение о финансовом контроле. Шестой отдел - учение о финансовом управлении. Седьмой - учение о местных финансах и восьмой - учение о союзных и федеральных финансах. Девятым отделом финансовой науки является учение о финансовом управлении или администрации»2. А.И. Буковецкий как исследователь стоит на позициях Ф. Нитти, включая в предмет финансовой науки не только государственные финансы (федеральные), но и региональные (губерния в России), и местные (уезд, город).
«Специфические продукты и услуги, которые доставляет государство и которые удовлетворяют особым нуждам человеческой жизни, составляют то, что так неопределенно называют государственными издержками, государственными расходами. Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены под понятие меновых благ, а следовательно, не могут оплачиваться меновой ценностью, если же некоторые и могут быть оценены, то по определенному тарифу: я говорю о пошлинах. Но ведь и все остальные блага, доставляемые государством, должны быть оплачены, и для этой оплаты надо найти другое мерило соразмерности: это налог», - писал М.М. Алексеенко1.
Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений; в 1726 г. присоединена к Камер-коллегии.
Налогообложение самым непосредственным образом связано с государственными расходами. Поэтому при анализе налоговых отношений необходимо исследовать состав государственных расходов и установить их соответствие общественно необходимым потребностям. Эта задача — крайне трудная, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно необходимые потребности». По-разному определяется состав этих потребностей в разных странах. Но все это не снимает ответственности как с ученых, так и с представителей органов власти и управления за решение этой задачи. В зарубежной практике налогообложения широко используются модели, посредством которых математически устанавливаются соотношения государственных доходов и расходов, на основании чего оцениваются состав и структура применяемых в стране схем налогообложения [45; 47; 49; 53; 55; 77].
Эффект от увеличения государственных расходов. Равномерное увеличение уровня государ-ственных расходов сдвигает график /S вправо на расстояние (А — ?). Рост реального дохода приводит к увеличению спроса на деньги, в результате чего повышается равновесная процентная ставка. Это, в свою очередь, уменьшает объем ожидаемых реальных инвестиций; наблюдается частичное вытеснение частных инвестиций государственными расходами. В результате уменьшается реальный доход. В итоге получается, что как номинальная процентная ставка, так и реальный до-ход увеличиваются. Таким образом, мы получаем новую точку равновесия ?'.
Осуществление всех функций государства возможно только при условии их материального опосредования, поэтому его деятельность связана с прямыми затратами финансовых ресурсов. Затраты государства, выражающие экономические отношения, являются государственными расходами.
В широком смысле государственными расходами можно считать и расходы за счет децентрализованных источников финансирования, т.е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.
Вспомним, что домохозяйства и фирмы принимают решения о потреблении, инвестициях, а также импорте и экспорте, исходя из частного интереса (личной выгоды), и что следствием таких решений может стать экономический спад или инфляция. Правительство же, напротив, служит инструментом для общества в целом. В определенных пределах (и с некоторыми сложностями) решения правительства о расходах и налогообложении могут быть скорректированы так, чтобы оказать влияние на равновесный реальный ВВП в интересах общего благосостояния. В частности, как мы видели в главе 5, основная функция правительства заключается в стабилизации экономики. Эта цель достигается отчасти за счет манипулирования государственным бюджетом — государственными расходами и налоговыми поступлениями, — направленного на увеличение объема производства и занятости или снижение уровня инфляции.
Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса.
Когда возникает инфляция спроса, для контроля за ней необходима ограничительная, или сдерживающая, фискальная политика. Рис. 12-2 привлекает наше внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Во-первых, допустим, что сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4 на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Р3 до Р4. (Пока не обращайте внимания на указывающие влево стрелки и пунктирную линию.) Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может: 1) сократить государственные расходы; 2) повысить налоги; 3) использовать два первых варианта в сочетании. Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, то есть на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.
+ Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны Конгресса для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Государственного федерального Государственного казначейства Государственного налогового Газообразные углеводороды Государственного регулятора Государственного служащего Государственного страхования Государственного валютного Государственного унитарного Государственному предприятию Государственном предприятии Государственном университете Государственную финансовую вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|