|
Государственным контролем
Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам утверждена единая номенклатура должностей ИТР и служащих, которая охватывает все их категории, включая руководящих работников. Эта номенклатура служит основой для разработки должностных характеристик и тарифно-квалификационных справочников ИТР и служащих, схем должностных окладов, штатов предприятий и организаций.
В настоящее время принят установленный постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 12 июля 1979 г. порядок составления взаимоувязанных перспективных планов экономического и социального развития. Он сводится к следующему: Академией наук СССР, Государственным комитетом по науке и технике и Госстроем СССР разрабатывается комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет (по пятилетиям) не позднее, чем за два года до очередной пятилетки. Через каждые 5 лет в нее вносятся уточнения. Госплан совместно с министерствами составляет проект на 10 лет (также по пятилетиям), после
1) государственные стандарты Союза ССР (ГОСТ) — утверждаются Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом) и обязательны на всех предприятиях, охватывая продукцию массового и серийного производства, имеющую межотраслевое применение;
Единый методический подход во всех отраслях промышленности к оценке эффективности капитальных вложений, направляемых на техническое развитие общественного производства, устанавливает «Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений», утвержденная Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, Госпланом СССР, АН СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий в феврале 1977 года.
Тарифные ставки дифференцированы по видам работ и системам оплаты труда. Они выше при сдельной, чем при повременной. Работы в тяжелых и вредных условиях оплачиваются по повышенным тарифным ставкам. Перечень профессий рабочих данных групп утверждается Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.
Сбор отработанных нефтепродуктов в нашей стране нормируется. Нормы их сбора для каждого министерства установлены Государственным комитетом РСФСР по обеспечению нефтепродуктами (Госкомнеф-тепродукт РСФСР). В качестве единицы измерения устанавливаемых норм сбора отработанных нефтепродуктов приняты проценты от расхода свежих масел. Нормируется сбор моторных (ММО) и индустриальных (МИО) отработанных масел. Для строительных министерств норма сбора отработанных масел от расхода свежих установлена: моторных — 25 %, индустриальных - 35 %.
Опыт создания АСУП на предприятиях позволил определить порядок разработки и внедрения автоматизированных систем управления. Государственным комитетом СССР по науке и технике в 1971 г. утверждены «Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления предприятиями и внедрению отраслевых автомати-
Районные коэффициенты к заработной плате утверждаются Государственным Комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и секретариатом ВЦСПС.
Материальное поощрение из фонда премирования за создание и внедрение новой техники осуществляется на основе Положения, утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС 2.
Перечни производств химической промышленности, на которых рабочие оплачиваются по тарифным ставкам, установленным для работ с вредными и тяжелыми, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтрудом СССР) и ВЦСПС. Сюда относятся производства серной кислоты, хлора и хлорной извести, хлористого алюминия, хлорцинка, хлоркальция, фосфора, аммиака и др.
Нормативная чистая продукция (НЧП) представляет собой часть цены, и ее величина определяется на основе среднеотраслевых затрат труда. В тех отраслях, где будет использоваться норматив чистой продукции, ее величина будет устанавливаться Государственным комитетом СССР по ценам одновременно с утверждением цены на единицу продукции. НЧП включает заработную плату промышленно-производственного персонала, отчисления на социальное страхование и прибыль. мательской активности в сфере нефтегазодобычи под строгим государственным контролем. В Ираке, напротив, рассмотренные выше формы привлечения зарубежной технологии и других ресурсов в нефтегазовое хозяйство не получили широкого распространения.
1 марта 1973 г. с «Иракской национальной нефтяной компанией» была слита вторая иностранная компания — «Мосул петролеум», а 7 октября 1973 г. правительство Ирака взяло под свой контроль третью часть акций третьей иностранной компании — «Басра петролеум». В конце 1975 г. были национализированы активы «Бритиш петролеум компани» и «Компани франсэз де петроль». Таким образом, разработка нефтяных месторождений на территории Ирака оказалась полностью под государственным контролем.
1 марта 1973 г. с «Иракской национальной нефтяной компанией» была слита вторая иностранная компания — «Мосул петролеум», а 7 октября 1973 г. правительство Ирака взяло под свой контроль третью часть акций третьей иностранной компании — «Басра петролеум». В конце 1975 г. были национализированы активы «Бритиш петролеум компани» и «Компани франсэз де пет-роль». Таким образом, разработка нефтяных месторождений на территории Ирака оказалась полностью под государственным контролем.
ях полного курса положенных наук". Таким образом, ограничение доступа в университеты для лиц "низших классов", ослабление непосредственного общения с европейским просвещением, вместе с неусыпным и всесторонним государственным контролем были признаны главными гарантиями политической безопасности высшего образования.
Один из способов страхования валютного риска — форвардные сделки с валютой платежа. Например, экспортер, продавая товары на определенную валюту, одновременно заключает валютную сделку на срок, реализуя будущую валютную выручку. Импортер, напротив, прибегает к форвардной сделке для заблаговременного приобретения валюты платежа, если ожидается повышение ее курса к моменту платежа по контракту. С 70-х годов для страхования валютного риска применяются валютные фьючерсы — торговля стандартными контрактами: Для защиты банковского портфеля ценных бумаг, приносящих фиксированные доходы, применяются процентные фьючерсы. Использование срочных валютных сделок и операций «своп» для страхования валютного риска отчасти связано с государственным контролем за состоянием балансов банков, так как эти операции учитываются на внебалансовых счетах.
Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.
Например, в Швеции при наличии органа аналогичного российской комиссии по аудиторской деятельности действуют две общественные организации FAR и SRS, в рамках которых наряду с государственным контролем осуществляется профессиональный контроль.
Организация бухгалтерского учета в Египте фактически юридически не регулировалась. Учетная регламентация поддерживалась обучением писцов, практикой и государственным контролем. Но уже в Шумере, примерно в то же время, в кодексе законов Хаммурапи отмечается попытка установить твердые всеобщие правила расчетов и их учета.
Разумеется, наряду с жестким государственным контролем за ценовой деятельностью монополий необходимо госстимулирование развития конкуренции на разных рынках, или «выращивание новых конкурентов». Что касается варианта искусственной «демонополизации» в форме раздробления гигантов-монополистов на отдельные производства, то она лишь множит число монополий на каждом переделе технологической цепочки, увеличивая накладные расходы, которые потом через цены перекладываются на плечи потребителей. С точки зрения экономической эффективности производства необходимо не дробление, а напротив, объединение технологических цепочек. К тому же при этом повышается гарантированность производственных поставок, а значит, и стабильность бизнеса, что делает про-
Спрос на деньги должен определяться прежде всего потребностями реального сектора экономики и лишь частично спекулятивными операциями под жестким государственным контролем. Эмиссия кредитных денег, вызванная ростом коммерческих банков и приведшая к вывозу капитала за границу, должна смениться эмиссией реальных денег, ограничением вывоза валютных средств за рубеж и созданием условий для заинтересованности национального частного капитала в инвестициях в экономику России и стран СНГ.
Чтобы финансируемые государством исследования нашли благоприятную почву для коммерциализации их результатов, должен существовать не менее продвинутый частный научно-исследовательский сектор. До сих пор в России возможности отечественного научно-исследовательского сектора гражданской продукции не могут сравниться с возможностями оборонных институтов, и последние исследования показывают, что этот разрыв продолжает увеличиваться. Большая часть управленческих структур оборонных отраслей предпочитает, чтобы коммерциализация результатов научно-исследовательского сектора ограничилась только возможностью двойного использования его продукции (одновременно в оборонных и в гражданских целях). Они стремятся вернуть России положение главного производителя военной продукции, но не в состоянии осуществлять необходимое финансирование и смогут удержать под государственным контролем только малую часть бывших оборонных учреждений. Таким образом, в отсутствие жизнеспособных отечественных потребителей приватизированные научно-исследовательские фирмы и те предприятия, которые остались частью государственной системы, вынуждены искать потребителей своей продукции на мировом рынке. Однако до сих пор российские менеджеры научно-исследовательского сектора не обладают необходимым опытом достижения потребительских требований или требований западных технических стандартов и стандартов качества. В результате их оторванности от рыночных реалий и потребительского спроса они сталкиваются с тем же катастрофическим разрывом между своей прошлой дея-
Государственного образовательного Государственного потребления Государственного регулирования инвестиционной Государственного социализма Государственного таможенного Государственного внебюджетного Государственного устройства Государственному социальному Газопромыслового хозяйства Государственном устройстве Государственную налоговую Государство гарантирует Государство непосредственно вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|