Государственная статистика



Статья 11 Конституции СССР устанавливает, что государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Средства производства в промышленности, в том числе в системе транспорта и хранения нефти и газа, принадлежат государству.

К концу 60-х годов государственная собственность в сфере использования углеводородного сырья стала расширяться преимущественно за счет нового капитального строительства. Необходи-~мо подчеркнуть, что в отличие от большинства нефтеэкспортирую-щих государств Ближнего Востока и Ливии, где нефтеперерабатывающие и нефтегазохнмические предприятия создавались либо как исключительно иностранная собственность, либо с преобладающим участием зарубежных инвесторов, в АНДР единственным владельцем или, реже, основным пайщиком в подобных проектах неизменно выступает «Сонатрак». В 1970 г. начал эксплуатироваться полностью принадлежащий этой фирме первый в Алжире газохимический комплекс по производству аммиака и азотных удобрений в г. Арзеве, где также проводилось строительство вто-

1) общенародная (государственная) собственность на средства производства, на предметы труда, на землю, недра и другие природные ресурсы;

станкам, горным выработкам и т. д. Государственная собственность на средства производства, используемые предприятиями, дает право присвоения государством части дохода, полученного соединением средств производства и рабочей силы, аналогично этому государственная собственность на землю и недра должна давать право государству на другую часть дохода — дифференциальную ренту. Но ни то, ни другое право не исключает, а предполагает монополию отдельных хозяйств на используемые ими природные ресурсы, а также на основные фонды как на объект хозяйствования.

Мы уже показали, что государственная собственность на средства производства и одновременно на землю и недра не только не исключает рентных отношений между предприятиями и государством, но и вообще в этом смысле не существенна. Важно то, что члены госпредприятий не являются единоличными собственниками используемых ими земель и недр и им «сопринадлежит» лишь исчезающе малая часть (в отношении числа их работников к численности населения государства) дифференциального горного дохода, который попадает к ним не через свою обособленную производственную ячейку, а по другим каналам — через государственный бюджет (как составная часть общественных фондов потребления и т. д.).

Поскольку средства производства — это общественная (государственная) собственность, государство регламентирует правовое положение промышленного предприятия, планирует и контролирует его работу, определяет порядок использования накоплений. Документом, определяющим все стороны деятельности социалистического предприятия, является «Положение о, социалистическом государственном производственном предприятии», утверждён-' ное Советом Министров СССР 4 октября 1965 г. 1 Социалистическое промышленное предприятие характеризуется производственно-техническим и организационно-экономическим единством и административно-хозяйственной самостоятельностью.

До перехода к рыночной экономике настоящую "цену" издержек производства и обращения в нефтяной отрасли, как и во всей экономике России, определить было невозможно. Четко регламентируемые цены плюс государственная собственность и финансирование лишали эту экономическую категорию какого-либо реального содержания. -В экономике преобладал затратный хозяйственный механизм, вызывающий рост энергоматериалоемкости производства, что, впрочем, не исключало контроля издержек нормативно-административными методами ограниченного действия.

Система налогообложения Денежно-кредитная политика Государственная собственность и ресурсы Государственный капитал

Особо следует выделить казенные предприятия. Федеральная государственная собственность закрепляется за казенными заводами, фабриками, хозяйствами на праве оперативного управления. Создание казенных предприятий происходит и на базе ликвидированных федеральных государственных предприятий. Такая ликвидация возможна из-за нецелевого использования выделенных федеральных средств, отсутствия прибыли по итогам последних двух лет, использования недвижимого имущества с нарушением действующих правил. Ликвидация федеральных государственных предприятий производится только при запрете на их приватизацию. Расчеты с кредиторами ликвидируемых федеральных государственных предприятий, а также покрытие расходов на ликвидацию осуществляются за счет средств федерального бюджета. Получение кредитов казенными предприятиями возможно только при наличии гарантий Правительства Российской Федерации.

7. Назовите особенности государственного и муниципального секторов экономики. В каких отраслях и сферах деятельности превалирует государственная собственность?

Первый вид чрезвычайных доходов - продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность. Продажа доменов имела большое значение в средние века, но утратила свое значение в условиях капитализма. Различные системы управления государственным имуществом оказались такими громоздкими и неэффективными, что это побудило цивилизованные государства продать большую часть своего имущества. И в конце XX в. остаются актуальными возражения против государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), высказанные еще в начале века. «Во-первых, государственная собственность по своему статусу имеет больше прав, чем частная, что чревато столкновением интересов государства и граждан. Во-вторых, управление казенными имуществами требует большого аппарата чиновников, усиливает влияние исполнительной власти. В-третьих, в случае войны казенное имущество прежде всего подвергается разграблению, и это вызывает значительные материальные убытки. В-четвертых, с точки зрения экономической изъятие значительного количества богатств из частной собственности составляет важное препятствие успеху промышленности и принуждает граждан к жертвам, намного превышающим те, которые доставили бы казне более крупные доходы при системе налогов»1.


В соответствии с формулой индекса цен (2.3.3) государственная статистика организует информационные потоки по двум направлением (по номенклатуре в «л» наименований товаров):

Государственная статистика финансов представлена Управлением статистики цен и финансов Госкомстата РФ, которое занимается организацией сбора, обработкой и анализом статистической информации по финансовым показателям, руководством методической работой в этой отрасли статистики (разработкой и совершенствованием методики исчисления показателей, инструкций и указаний, внесением изменений в статистическую отчетность, руководством переписями и обследованиями и т.п.).

Ведомственная статистическая отчетность значительно подробнее, чем государственная статистика, как в части охвата отчетностью отдельных видов страхования, так и в части перечня направлений и набора показателей, их характеризующих. В целом страховой надзор создает достаточно емкую информационную базу для характеристики и анализа страхового дела в России.

Всестороннее изучение цен предполагает использование всего арсенала статистических методов: выборочные обследования, абсолютные и относительные величины, группировки, средние величины, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический метод и др. Практически государственная статистика более широко применяет выборочные обследования, метод средних величин, индексный и графический методы. В научных исследованиях в области статистики цен используются также другие методы.

Средневековье оставило уникальный памятник - «Книгу страшного суда» (1061 г.) - это свод материалов всеобщей переписи населения Англии и его имущества (включает данные о 240 тыс. дворов). Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер; с середины XIX в. благодаря усилиям великого бельгийца - математика, астронома и статистика Адольфа Кетле (1796-1874) были выработаны правила переписей населения и регулярность их проведения в развитых странах. Для координации развития статистики по инициативе А. Кетле проводились международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан Международный статистический институт, существующий и сейчас. Международной статистикой занимаются международные организации - ООН, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ЕС, Мировой банк и др. Международные организации и государственная статистика каждой'отдельной страны занимаются сбором, представлением, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции госу-дарствоведения.

Все статистические органы, кроме райинспектур, имеют внутреннюю структуру: отделы (а в Госкомстате РФ - управления) статистики предприятий, сельского хозяйства, капитального строительства и т. д. Государственная статистика призвана отражать комплексность развития народного хозяйства страны и отдельных регионов, взаимосвязи между территориями. Эти функции выполняют отделы (управления) балансовых работ и системы национальных счетов, статистики финансов, сводный отдел.

Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ. Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.), формы и программы которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название. Например, форма № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России образцах нового типа машин, оборудования, аппаратов, приборов в 199... году» или форма № 2 - инновация «Сведения о технологических инновациях промышленного предприятия (объединения) за 199... год» и т. д. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином РФ.

Для изучения структурных изменений в экономике государственная статистика использует группировку хозяйственных субъектов по формам собственности и организационно-правовым формам, представленную в табл. 6.1.

Во многих случаях малое предприятие начинается как предприятие монопродукта. и в этом случае значение ошибки особенно велико, ведь продукт-то один. Не примет его рынок - не будет предприятия (и государственная статистика, как бы лукава она ни была, говорит о том. что количество высокотехнологических предприятий сейчас сокращается).

Главная причина, по которой мы испытываем такую уверенность в наших торговых инструментах Фибоначчи, в том, что все они основаны на законах природы и человеческом поведении. Фактическая цена рынка никогда не торгуется на справедливой цене продукта. Цена рынка или слишком высокая, или слишком низкая по сравнению со справедливой ценой. Жадность, страх, новости в средствах массовой информации, финансовые отчеты и государственная статистика лишь немногие из социальных факторов, движущих цены. Однако для сделки по любой цене по-прежнему требуются покупатель и продавец. Куда бы мы ни обратились, нам всегда советуют следовать определенным трендам. Секретом успеха является действие в противоречии с направлением главного тренда. Шесть торговых механизмов Фибоначчи, представленные в данной книге, ближе подводят новых трейдеров по Фибоначчи к пониманию этого секрета.

Кроме того, невозможно в существующей информационной среде (внешней и внутрифирменной) использовать готовые западные и отечественные технологии финансового планирования. Бюджет — это всегда конкретный, детальный план. Среднесрочные (или даже долгосрочные) планы могут быть охарактеризованы общими целями и ориентирами (завоевать конкретную долю рынка, развить региональную сеть, ввести в действие определенные мощности и т.д. Бюджет призван все это конкретизировать в виде цифр (объемы продаж, расходов и т.п.). Но в России все это реализовать трудно. Так, имеется недостаток маркетинговой информации структур, которые пока мало собирают, анализируют и используют такого рода информацию во всем ее многообразии. Когда некоторые западные компании присылают своих специалистов, они оказываются не способными работать: не хватает информации для применения стандартных технологий бюджетирования. Далее, нет данных в динамике, не накоплены статистические ряды, ц Государственная статистика сегодня недостаточно достоверна.


Государственному предприятию Государственном предприятии Государственном университете Государственную финансовую Государственную собственность Газопромыслового управления Государство оставляет Государство предоставляет Государство сохраняет Газопроводного транспорта Государство выступает Государство заинтересовано Государств международные вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика