|
Государственной дисциплины
Например, Соединенные Штаты не одобряли принцип организации проекта сверхбольших интегральных схем в Японии, который был создан в Японии на базе государственно-частного сотрудничества и с начала 1977 г. получил 30 млрд. иен из государственного бюджета. Не одобрили они и проекта разработки компьютеров, который ведут совместно пять японских фирм —• ведущих изготовителей ЭВМ, получивших от правительства 40 млрд. иен. Не следует забывать, что и американское правительство уже вложило гораздо более крупные средства в развитие полупроводниковой техники и ЭВМ через свои военные и космические программы, на что США, разумеется, заявят, что военные и космические—исследования — это законные сферы государственной деятельности.
Управление соответствующей отраслью народного хозяйства или определенной сферой государственной деятельности осуществляет министерство. Министерства делятся на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. На рис. 8 представлена структура общесоюзного и союзно-республиканского министерств.
Рассмотрение поддержки конкуренции как особой государственной деятельности требует ответа и на вопрос: каким образом реализуется обязанность государства поддерживать конкуренцию в тех сферах, где она в качестве экономического механизма вообще невозможна по объективным причинам?
Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
Государственные расходы А. Смит делит на две группы: расходы, имеющие общее значение (оборона и содержание королевской власти), которые могут быть оплачены за счет дохода общества, и расходы, в которых заинтересованы отдельные лица. Расходы по отправлению правосудия, расходы по народному образованию должны оплачиваться пошлинами, и учреждения, осуществляющие данную отрасль государственной деятельности, должны содержаться за счет поступлений от пошлин. Эти рассуждения навели А. Смита на мысль о разделении государственного и местного финансового хозяйства. Он считал, что местные, или провинциальные, расходы, польза которых ограничивается одной какой-либо местностью, как, например, содержание городской и сельской полиции, должны оплачиваться местными, или провинциальными, доходами и не должны падать на общие доходы общества. Было бы несправедливо заставлять все общество нести расходы, которые приносят пользу только части его.
ство. Концепция правового государства наиболее полно и систе-матизированно была разработана Л. Штейном (1815-1890) в рамках учения об управлении. Предметом учения об управлении в узком смысле является «внутреннее управление государством». Внутреннее управление «представляет собой совокупность тех сторон государственной деятельности, которые доставляют отдельному человеку условия для его индивидуального развития, недостижимые его собственной энергией и усилиями». Частью учения Л. Штейна о внутреннем управлении является «учение об управлении народным хозяйством», которое посвящено вопросам обеспечения государством условий для создания материальных благ личности1.
Среди разнообразных политических мнений о границах государственной деятельности экономическая точка зрения вносит твердый принцип для разрешения запутанных вопросов. Экономическая наука приходит к выводу, что основной принцип частного единичного хозяйства - меновая конкуренция - не может удовлетворить всех потребностей членов общества по различным причинам. Есть продукты и услуги, которые сразу служат всем лицам и притом каждому неизмеримым образом. Другие нужды для своего удовлетворения требуют исключительного монопольного производства. Есть необходимые предприятия, ведение которых, безусловно, превосходит силы частных лиц; есть услуги, которые необходимы отдельным членам общества, но на которые тем не менее никогда нельзя ожидать с их стороны спроса, а следовательно, добровольной оплаты. Ясно, что такие услуги должны быть результатом деятельности особенного хозяйственного организма. Такой организм и есть государство, озабоченное общими нуждами данной группы людей и стремящееся к удовлетворению их посредством сближения действий отдельных лиц, или посредством собственной деятельности. Государство - это большая фабрика буржуазного общества или отрасль хозяйственной деятельности, отдельная отрасль производства, вырабатывающая особые продукты, представляющая собой один из секторов народного хозяйства.
Таким образом, легко выводится основной политический принцип, который всегда должно иметь в виду государство, -давать возможно широкий простор действиям личного интереса (Л. Штейн). Как только этот личный интерес (частнопредпринимательская деятельность) может выполнить задачу, составляющую достояние государственной деятельности, задача эта должна быть вычеркнута из обязанностей государства во имя дешевизны, которая лучше достигается при непосредственном знании и интересе. Задачи государства меняются вместе с развитием единичных (частных) хозяйств. Но задачи государства не могут быть сведены к нулю. Закон возрастания производства, есть разделение труда, т.е. разнообразия личностей и действий, запутанность и сложность отклонений, сблизить которые, свести к одной общей идее - все-таки задача государства (А. Шеффле).
Одним из идеологов реформирования в сфере налогообложения был А.Л. Ордин-Нащокин2. Под его редакцией в 1667 г. был составлен Новоторговый устав, который определил основные направления внешнеторговой политики русского государства. Будучи выразителем интересов купечества, Ордин-Нащокин уделял много внимания вопросам торговли и ее организации. В государственной деятельности он исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое, что выгодно отличало его от многих предшественников, сосредоточивавших свое внимание на развитии отдельных отраслей экономики. Считая тррговлю орудием развития производительных сил и главным источником пополнения казны, он выступал за развитие «свободной», беспошлинной торговли внутри страны и за расширение внешней торговли.
В условиях реформирования отношений собственности, более широкого применения финансово-налоговых расчетов, растущей самостоятельности хозяйствующих субъектов и известной децентрализации управления меняются объем и содержание государственной деятельности в экономической сфере. Государственное регулирование экономики призвано создавать благоприятные условия для хозяйствования. Оно предусматривает значительное повышение роли законов в установлении общеэкономических норм деятельности всех субъектов рыночной эко-
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги)2. Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др. Государственные планы носят директивный характер. Этим подчеркивается, что план — документ, имеющий характер и силу директивы, закон для предприятий, которые должны выполнять его точно в срок и полностью. Невыполнение плана является нарушением государственной дисциплины. Директивный, мобилизующий характер наших планов вытекает из ведущей роли Коммунистической партии в социалистическом обществе, определяющей экономическую политику Советского государства, которая исходит из конкретных задач и тенденции экономического развития страны на каждом этапе.
В директивных документах КПСС разработан комплекс мер по дальнейшему совершенствованию управления. В этом, аспекте особенно важное значение имеет развитие хозяйственной реформы на основе новых принципов планирования и экономического стимулирования развития общественного производства; усиление работы по составлению социально-экономических прогнозов на длительную перспективу, по правильному сочетанию территориального и отраслевого планирования; улучшение организационной структуры управления снизу доверху; укрепление государственной дисциплины во всех звеньях народного хозяйства; широкое использование современной вычислительной техники и экономико-математических методов; все более широкое привлечение трудящихся к управлению. На данном этапе особенно большое значение имеет претворение
В настоящее время высшим органом управления отраслей являются всесоюзные министерства (рис. 1), деятельность которых сосредоточена на основных направлениях развития отрасли. Главной задачей министерств является обеспечение выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, повышения эффективности производства, достижения ими высоких технико-экономических показателей.
Большое значение в системе контроля выполнения ^планов имеют внутриведомственные ревизии. На основе •исследования показателей отчетности, записей бухгалтерского учета и документов ревизий (особенно комплексных) можно вскрыть резервы производства, выявить недостатки в работе. Этим самым они способствуют улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и укреплению государственной дисциплины.
На руководителей предприятий возлагается строгая ответственность за соблюдение государственной дисциплины в расходовании фондов заработной платы. Контроль за расходованием средств, выделенных на заработную плату, осуществляется также органами Госбанка СССР. Органы Госбанка СССР отпускают предприятиям
Народнохозяйственные планы имеют директивный характер. Этим подчеркивается, что государственный план — это документ, имеющий характер и силу директивы, закон для всех министерств, ведомств, предприятий и организаций, которые должны выполнять его точно в срок и полностью. Невыполнение плана является нарушением государственной дисциплины,. Директивный, мобилизующий характер наших планов вытекает из ведущей роли Коммунистической партии в социалистическом обществе, определяющей экономическую политику Советского государства, исходя из конкретных задач и тенденции экономического развития страны на каждом историческом этапе.
жащих к участию в управлении принадлежит партийным организациям, которым предоставлено право контроля за деятельностью администрации. Они призваны проверять своевременность выполнения планов внедрения новой техники, соблюдение государственной дисциплины, бороться с местничеством и ведомственным подходом при решении хозяйственных вопросов.
неуклонного соблюдения трудовой, производственной и государственной дисциплины, социалистической законности, охраны прав и законных интересов каждого члена коллектива;
При этом необходимо сочетать полное доверие с высокой требовательностью к кадрам. Доверие и требовательность позволяют обеспечить самостоятельность в работе и ответственность работников за порученное дело, строгое соблюдение ими партийной и государственной дисциплины. Одно из важнейших мест в комплексе проблем управления занимают методы осуществления управленческих функций.
Особое место в руководстве хозяйственной деятельностью предприятий занимает первичная партийная организация, которой дано право контроля за работой администрации. Она призвана проверять своевременность выполнения планов, соблюдение государственной дисциплины, бороться с местничеством и ведомственным подходом к решению хозяйственных задач. Партийный контроль деятельности администрации не означает подмены хозяйственных руководителей, не нарушает единоначалия. Партийная организация, вникая в суть производственных проблем, оказывает помощь руководству в их решении, выступает прежде всего как организатор и воспитатель. К этой работе партийная организация привлекает комсомольскую и профсоюзную организации.
Главная задача министерств — обеспечение выполнения заданий государственного плана и строгого соблюдения государственной дисциплины, повышения эффективности производства, достижения им высоких технико-экономических показателей.
Государственном регулировании Государственную экспертизу Государственную программу Государство использует Государство оказывает Государство посредством Государство принимает Гарантийного обеспечения Государство вынуждено Государство устанавливает Государств центральной Газопроводов диаметром Готовности конструкций вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|