Государственной монополии



На рубеже 70-х и 80-х годов Ливия и Алжир провели «вторые раунды» переговоров и заключили следующие серии соглашений с западными фирмами на основе, которая стала в какой-то мере традиционной для обоих государств. В Ливии это были снова контракты «продакшн шэринг». Причем и на данном этапе первый из них опять подписан с «Оксилибиа», а второй — с западногерманской «Деминекс» в конце 1979 г. Их условия идентичны с большинством предыдущих подрядных соглашений, предусматривающих раздел продукции между государством и иностранным подрядчиком в пропорции 85:15% [372, 1980, т. 24, № 1, с. 37]. Алжир только за первую половину 1980 г. заключил семь соглашений о геологических изысканиях на жидкие углеводороды (за 1980—1981 гг. их общее число достигло 12). Здесь, как и ранее, предусмотрена организация совместных добывающих предприятий для их разработки. Зарубежными контрагентами «Сона-трак» выступали КФП (в двух контрактах, по которым Отведены разведочные участки в различных районах), три американских аутсайдера — «Стандард Ойл К° оф Огайо», «Сан Ойл Интернэшнл Корп.» и «Америкэн Оуверсиз Петролеум К°» («Амоко»), а также «Бразпетро» и западногерманский консорциум в составе четырех фирм3. В отличие от предыдущих соглашений о партнерстве за алжирской государственной компанией была закреплена более высокая доля участия в будущих смешанных нефтедобывающих предприятиях, которая варьируется от 58% по контракту с «Амоко» до 60% по первому контракту с КФП и с консорциумом фирм ФРГ, до 62%—с «Бразпетро», достигая максимум 65% во втором договоре с КФП, а также с «Сан Ойл Интернэшнл Корп.». Остальные условия аналогичны ранее практиковавшимся в Алжире [386а, 1982, Прил., с. 7].

В течение пятилетнего периода (1976—1980) единственной французской фирмой, продолжавшей добывать алжирскую нефть в рамках ассоциации с «Сонатрак», оставалась «Тоталь-Алже-ри» — филиал КФП, которая после согласования соответствующих изменений пролонгировала 23 марта 1975 г. свое соглашение с государственной компанией АНДР от 30 июня 1971 г. Причем условия пролонгации сохраняли за французской стороной ее право возобновить договор о смешанном предприятии в 1980 г. на очередной пятилетний срок [208, с. 23, 24; 209, с. 23, 26; 289, с. 154,

Введение Алжиром надбавок к ценам по времени совпало с периодом общего удорожания жидкого топлива на мировом капиталистическом рынке, а также с повышением курса американского доллара, что существенно осложнило проблему оплаты поставок этого товара для многих импортеров, включая Францию. Благодаря заключенным с алжирской государственной компанией контрактам французские фирмы, во-первых, получали как бы частичную отсрочку в процессе удорожания своего нефтяного импорта из АНДР, поскольку взимание надбавок прекращалось непосредственно после подписания договоров, а согласованные суммы вложений в разведочные работы реализовались постепенно, обычно в течение четырех лет. Во-вторых, если иностранная фирма назначалась оператором этих работ, то фактически она получала возможность компенсировать определенную долю стоимости закупаемого топлива (по крайней мере в размере надбавки к его цене) встречными поставками производственных услуг в АНДР. Следовательно, вторым стимулом для французских компаний могла послужить перспектива некоторой экономии американской валюты. Иначе говоря, систему надбавок можно рассма-

Вскоре, во второй половине 1981 г., аналогичная по ряду признаков ситуация возникла во взаимоотношениях Ливии (с 1977 г. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия— СНЛАД) с двумя американскими нефтяными гигантами из числа членов МНК — корпорациями «Экссон» и «Мобил Оцл». Как и французские компании в Алжире, обе эти монополии являлись акционерами совместных с ливийской государственной компанией нефтедобывающих предприятий, основанных взамен бывших концессий после их частичной национализации, но, кроме того, были еще и подрядчиками ЛНОК по контрактам «про-дакшн шэринг». Американские корпорации также выступили с инициативой прекращения своей предпринимательской активности в Ливии. Однако в отличие от французских фирм этот шаг не был увязан с каким-либо формально-юридическим поводом и, что еще более важно, подразумевал полное прекращение операций, включая их деятельность как в рамках смешанных предприятий, так и подрядных соглашений.

Причем следует подчеркнуть еще раз, что принятая Алжиром система ценообразования отнюдь не копировала практику сделок на свободном нефтяном рынке, а лишь использовала ее в качестве индикатора для поддержания конкурентоспособности сырья, экспортируемого государственной компанией. Так, применение индексации было ограничено четкими пределами, которые фиксировали минимальную и максимальную величину отклонений алжирских цен от котировок эталонной нефти, предохраняя продавца и

Соглашения типа «сервис-контракт» были заключены в 1966 г. французской фирмой ЭРАП сначала с иранской, а затем с иракской национальной компанией и в 1972 г. бразильской государственной компанией «Пет-робраз» с иракской стороной, а в 70-е годы именно эта форма стала преобладающей. В соответствии с соглашением все ресурсы нефти на арендуемой территории, а также вся добытая нефть полностью принадлежит национальной компании. Иностранному же партнеру разрешается закупать часть добытой нефти по льготной цене. При этом иностранный подрядчик предоставляет нацио-

Изменение целей менеджмента. Менеджеры могут преследовать личные цели повышения своего благосостояния в ущерб корпоративным. Иногда они ради престижа стремятся увеличить численность сотрудников корпорации, которая не соответствует ее размерам, вследствие чего избыточный персонал приводит к снижению прибыли и стоимости акций. Менеджеры могут также направить свои усилия на то, чтобы создать более спокойную обстановку на работе, даже если это приведет к снижению стоимости акций. Работая на частной фирме, они могут попытаться добиться объединения с государственной компанией, что повышает ликвидность собственности, которой они располагают.

Создание СП может быть необходимым или желательным по экономическим или политическим причинам. Возможно, иностранная компания испытывает недостаток финансовых, материальных или управленческих ресурсов или образование СП — непременное условие проникновения на рынок, поставленное правительством. Создавать СП для выхода на закрытые рынки приходится даже корпорациям-гигантам. Например, англо-голландской компании Unilever для проникновения на рынок Китая пришлось создать СП с государственной компанией Sumstar. Генеральный директор СП считает, что переоценить вклад китайского партнера в преодоление бюрократических барьеров при строительстве и пуске в эксплуатацию всего за 12 месяцев высокотехнологичного завода по производству мороженого невозможно.

Помимо Объединенного агентства, соглашения с уранодобы-вающими странами о поставках уранового концентрата заключались также Комиссией по атомной энергии США, Управлением атомной энергии Англии и Комиссариатом по атомной энергии Франции. Некоторые из них также имеют соглашения о поставках уранового концентрата с государственной компанией «Эльдорадо Майнинг энд Рифайнинг К°» (Канада), с «Мэри Кетлин Ураниум К°, Лтд» (Австралия), «Хармони Голд Майнинг К°, Лтд» (ЮАР) и др.

В 1989 году в Ирландии было 522 независимых дилера (больше на душу населения, чем в любой другой стране Европейского Союза), их товарооборот составлял 84 процента от общего товарооборота. Однако с того времени количество магазинов электротоваров в Ирландии уменьшалось каждый год на 10—15 процентов, и рынок становился все более концентрированным. Крупные дилеры, предоставлявшие скидки, имели определенные преимущества, что делало их серьезными конкурентами для независимых рыночных торговцев. Они предлагали широкий ассортимент товаров в каждом сегменте рынка телевизоров и видеомагнитофонов и могли проводить масштабные операции по закупке, что позволяло им продавать соответствующие товары в розницу по очень конкурентоспособным ценам. Располагались они преимущественно в городской местности, при этом заказы на покупку и обслуживание принимались по телефону из всех регионов страны, доставка была бесплатной. Кроме того, в городской местности, в месте своего нахождения, они расширяли часы торговли и работали даже по воскресеньям. Наряду с этим независимые дилеры оказывались в невыгодном положении в плане конкурентоспособности, оставаясь один на один с государственной компанией Electricity Supply Board (ESB). Сеть этой компании, состоявшая примерно из 100 магазинов, предлагала покупателям очень удобную форму оплаты, при которой плата за установку включалась в счет за коммунальные услуги.

Остальная часть добытого сырья распределяется в заранее оговоренной пропорции между принимающим государством (государственной компанией) и иностранным участником, составляя их прибыль. Размеры вознаграждения, получаемого компанией-контрактором, варьируют в весьма широких пределах: от 85% всей прибыльной продукции в Чили, и до 15%о в Египте; однако доля государства, как правило, преобладает. Многие соглашения предусматривают снижение доли иностранного партнера по мере увеличения уровня добычи. Каждая из сторон реализует свою продук-


Повышение роли естественных богатств, расположенных на территории освободившихся государств, стимулировалось парал^ лельным процессом упрочения их суверенитета над этими богатствами. Общее экономическое содержание последнего состоит в возможностях реализации государственной монополии отдельных стран на значительную часть планетарного ресурсного потенциала. По сути эти возможности впервые начали раскрываться практически, постепенно выходя за свои прежние формально-юридические рамки. При сравнительно более благоприятных объективных предпосылках независимые государства обретают способность осуществлять действительно самостоятельную стратегию, которая сама становится существенным условием функционирования ресурсоемких отраслей и хозяйственных комплексов.

На стадии становления рыночных отношений в экономике стратегический менеджмент приобретает особую актуальность. Ликвидация государственной монополии в банковской сфере определила переход всего комплекса управленческих задач в исключительную компетенцию руководства самой кредитной организации. Многолетний опыт работы зарубежных банков на высоко конкурентных рынках однозначно показывает, что конечные результаты их деятельности прямо зависят от двух факторов:

Например, соглашение о создании совместного предприятия было подписано между итальянской фирмой «Аджип» (дочернее предприятие государственной монополии ЭНИ) и иранской нефтяной компанией НИОК. Их совместное предприятие СИРИП должно было инвестировать не менее 22 млн. долл. в разведку нефти на выделенной ему Ираном территории. Все эти средства предоставляла итальянская сторона, иранцы же обязались возместить 50% затраченного капитала (т. е. 11 млн. долл.) в случае открытия коммерческого месторождения нефти. Предполагалось, что открытое месторождение будет разрабатываться СИРИП с последующим разделом добычи поровну между двумя акционерами. После начала добычи иранская доля нефти должна была реализовываться через сбытовую сеть «Аджип» в Италии, а все вырученные от ее реализации средства (за вычетом определенных комиссионных) должны передаваться Ирану. Доходы, полученные от реализации итальянской доли нефти, должны были облагаться 50%-ньш иранским налогом10. В последующем

Нефтяные компании с облегчением вздохнули, когда лидеры «Аксьон демократика» отправились в эмиграцию. В последние месяцы их пребывания у власти стало очевидным, что их устремления выходили далеко за пределы раздела прибылей по принципу «50 к 50». Они хотели также добиться самостоятельного участия Венесуэлы в нефтяной промышленности вместо того, чтобы оставлять ее полностью в руках иностранцев. Они уже начали сами продавать нефть покупателям из Соединенных Штатов, Европы, некоторых латиноамериканских стран и разрабатывали планы строительства национального нефтеперерабатывающего завода. Компаниям эти меры представлялись первыми шагами на пути к установлению государственной монополии. С возвращением к власти солдат все эти проекты были запрятаны в шкафы для хранения архивов, где на них копилась пыль, но ненадолго. В конце 50-х годов те же идеи стали

Экспортная пошлина, введенная в 1992г. для того, чтобы компенсировать утрату доходов в результате ликвидации государственной монополии на экспорт нефти, была отменена в июле 1996г. Одновременно для компенсации доходов бюджета был увеличен почти в 2 раза акциз на нефть. Повышение акциза еще более снизило рентабельность добычи нефти и исключило возможность формирования инвестиционных ресурсов нефтяных компаний.

В условиях рыночной экономики отнесение предприятий к естественной и государственной монополии не может носить массового характера. Соответственно важным, с нашей точки зрения, является формирование критериев отбора и перечня сфер, а также объектов регулирования. Это тем более важно, что данные предприятия, отрасли, сферы не существуют изолированно в рамках национальной экономики, а осуществляют постоянные контакты с предприятиями, обслуживающими эти зоны (кооперированные поставки сырья, оборудования, выполнение производственных заказов и договоров и т.п.) и потребителями товаров и (или) услуг, производимых субъектами естественной и государственной монополии.

Что же касается критериев отнесения субъектов к государственной монополии, то в данном вопросе, нет достаточной ясности. С определенной степенью допустимости к субъектам государственной монополии, на наш взгляд, можно отнести предприятия и организации (за исключением уже определенных законодательством сфер естественной монополия), находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, запрещена и осуществляется по решению Правительства РФ или Госкомимущества России с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств.

11ока же можно констатировать лишь отдельные попытки со стороны государства усилить управляемость в сфере государственной монополии, о чем свидетельствуют, по нашему мнению, принятие отдельных Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, определяющих некоторые меры обеспечения государственного управления экономикой и государственными (казенными, унитарными) предприятиями.

В целом система регулирования субъектов государственной монополии в Российской Федерации только формируется. Естественно, что в этих условиях необходимо особенно внимательно подходить к выбору и

/' Если не учитывать идеологический предвзятости и политической заданности реформирования на минувшем его этапе, то многое в действиях облеченных властью правых радикалов не имеет рационального объяснения. Один только пример: отказ от государственной монополии на продажу спиртного, что резко осложнило формирование госбюджета страны; эксклюзивные льготы по импорту алкоголя и табака, «нацеленные» на определенные и потому невиданно обогатившиеся структуры. Все это не случайные ошибки, а определенная линия на решение приоритетной задачи — укрепление складывавшегося политического режима и сохранение правых радикалов у власти.

Если меняется ответственность, - меняется и конкретный механизм учредительства. В случае многоучредительства возникла бы возможность удовлетворять многие интересы - от федеральных и региональных до местных. Можно также рассмотреть участие в качестве соучредителей и других юридических лиц, - таких, как предприятия фактической государственной монополии (скажем, РАО ЕЭС России, Газпром и т.п.), которые сегодня реально поддерживают многие вузы и сотрудничают с ними. Как вариант, предприятия иной формы собственности могли бы на первом этапе выступать в качестве членов попечительских советов. В дальнейшем, в зависимости от их реальной помощи в развитии вуза, учредители могут включать их в свой состав. Соучредители формировали бы портфель заказов, финансируя те направления, в которых заинтересованы [13].


Государственную налоговую Государство гарантирует Государство непосредственно Государство отказалось Государство прибегает Государство становится Государство стимулирует Государство воздействует Государству необходимо Государств предприятий Готовность предприятия Готовности потребителя Градообразующие предприятия вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика