Государственное имущество



Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

Лишь к середине XVIII века с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.

Значительный вклад в развитие финансовой науки в XVII-XVIII вв. внесли немецкие финансисты. Они рассматривали финансовую науку как часть так называемых камеральных наук (изучающих дворцовое и - в широком смысле - государственное хозяйство). По оценке финансистов XIX в., немецкие камерали-сты - своеобразное ответвление меркантилизма, развившееся под влиянием финансового хозяйства Германии, которое из-за отсталости народного хозяйства строилось еще на доходах от доменов. Управление имуществами требовало определенных сведений. Группировкой этих сведений и занимались немецкие ка-мералисты.

Финансовые теории находят более прочное обоснование и целенаправленное развитие благодаря успехам политической экономии, которую А. Смит возвел в достоинство науки своими «Исследованиями о природе и причинах богатства народов» (1776). Финансовую науку А. Смит не выделяет из политической экономии. У него отсутствуют термины «финансы» и «финансовое хозяйство», однако именно А. Смит обнаруживает связь между финансами и народным хозяйством, зависимость финансового хозяйства от народного. В отличие от предшественников он включает в народное богатство не один, а три источника - землю, труд, капитал, которые и обеспечивают государственное хозяйство финансовыми ресурсами. Таким образом, главная заслуга А. Смита состоит в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Он не только дал финансовой няуке достаточно прочное народнохозяйственное основание, но и представил в пятой книге своего труда о народном богатстве, целиком посвященной финансовому хозяйству, учение о финансах, соответствующее условиям и взглядам своего времени.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов, поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теория обмена услуг являлась формальным отражением существующих отношений1.

Государство как частная экономическая категория должно подчиниться общему закону хозяйства (А. Шеффле). Душа хозяйственности - дешевизна; во имя ее является государственное хозяйство, которое лишь настолько и может быть оправданно, насколько его функции не могут быть отправляемы таким хозяйственным образом единичными хозяйствами, основанными на личном интересе и конкуренции.

В становлении и развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период, XVI -XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда товарный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западноевропейских государств в этот период. В Англии, например, в течение 20 лет существования республики (при О. Кромвеле (1599-1658)) было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались всевозможные объекты, например коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов было так много, что, по словам историка де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало 34 различных акциза. Прямые налоги в этот период также отличались своей многочисленностью и вместе с тем случайностью, даже странностью: так, в Англии существовал налог на покойников, налог на холостяков, в Вюртемберге - специальный налог на соловьев.

2 Гок К. Государственное хозяйство. Налоги и долги. - Киев, 1865. -С.29.

1 См.: Пичета В.И. Финансовая и экономическая политика Петра и государственное хозяйство России конца XVII и начала XVIII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Издание Т-ва И.Д. Сытина, переиздание «ГИС» — «Патриот». М., 1992. Т. IV. С. 311.

41. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия. СПб., 1892.

59. Пичета В.И. Финансовая и экономическая политика Петра и государственное хозяйство России конца XVII и начала XVIII века // Три века. Россия от смуты до нашего времени. Т. IV. Издание Т-ва И.Д. Сытина, переиздание «ГИС»-«Патриот». М., 1992.


Задачи, права и обязанности государственных предприятий закреплены в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «Социалистическое государственное производственное предприятие, — говорится в Положении, — используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании государственное имущество,

Предприятие, используя закрепленное в его оперативном управлении государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива производственно-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета. Деятельность предприятия протекает под руководством вышестоящего органа. Предприятие имеет самостоятельный баланс, пользуется оперативной самостоятельностью, имеет расчетный счет в банке и является юридическим лицом.

Как видно из перечисленных прав трестов и объединений, им предоставлены широкие возможности управления и соблюдения принципов самоокупаемости при обязательном выполнении заданий по вводу объектов в эксплуатацию, росту производительности труда и снижению себестоимости. Как правило, тресты и объединения имеют право государственного социалистического производственного предприятия, а так как на них планом возложено выполнение определенных видов и объемов работ, они наделены средствами для выполнения этого плана. Понятие государственного социалистического производственного предприятия является основополагающим в планировании строительства и организации работ на принципе самоокупаемости. В Положении о государственном социалистическом производственном предприятии его права и обязанности определяются следующим образом: «Социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное в его оперативное подчинение или пользование государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива, под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом».

Социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное за ним государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.

Положение о социалистическом государственном производственном предприятии — основной документ, определяющий обязанности, ответственность и права предприятия. Предприятие, являясь основным звеном народного хозяйства СССР, использует закрепленное за ним государственное имущество для осуществления силами трудового коллектива производственно-хозяйственной деятельности по производству (добыче) продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Предприятие работает под руководством вышестоящего органа, имеет самостоятельный баланс и пользуется правами юридического лица. Управление предприятием осуществляется на основе единоначалия. Вместе с тем коллектив предприятия принимает широкое участие в обсуждении и осуществлении мероприятий по выполнению государственного плана, улучшению условий труда и быта его работников.

За каждым предприятием закрепляется государственное имущество, являющееся частью единого фонда государственной социалистической собственности. Используя это имущество (основные фонды и оборотные средства), предприятие силами своего коллектива осуществляет производственно-хозяйственную деятельность — изготовление и реализацию продукции под руководством вышестоящего органа и на основе хозяйственного расчета.

Положение включает в себя шесть разделов. В первом разделе освещается правовое положение предприятия. Указывается, что его деятельность строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия. Отмечается, что предприятие использует закрепленное за ним государственное имущество и денежные средства и силами своего коллектива под руководством вышестоящего хозяйственного органа осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс доходов и расходов, является юридическим лицом.

Главная цель денежного этапа приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников. Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач: 1 — сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; 2 — обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; 3 — способствовать решению фискальной за-

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Государственное имущество субъектов РФ продают юридические лица, которым органы государственной власти субъектов РФ предоставили полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.

Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:


Газопроводного транспорта Государство выступает Государство заинтересовано Государств международные Готовность потребителя Готовности организации Градообразующей организации Графическая интерпретация Графические возможности Графически изобразить Графическое отображение Газотурбинных установок Гражданам организациям вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика