|
Государственное имущество
Лишь к середине XVIII в. с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.
Лишь к середине XVIII века с появлением работ физиократов постепенно начало формироваться понимание того, что подобная разбойничья политика государства в области финансов бесперспективна, что государственное хозяйство должно руководствоваться общими экономическими законами.
Значительный вклад в развитие финансовой науки в XVII-XVIII вв. внесли немецкие финансисты. Они рассматривали финансовую науку как часть так называемых камеральных наук (изучающих дворцовое и - в широком смысле - государственное хозяйство). По оценке финансистов XIX в., немецкие камерали-сты - своеобразное ответвление меркантилизма, развившееся под влиянием финансового хозяйства Германии, которое из-за отсталости народного хозяйства строилось еще на доходах от доменов. Управление имуществами требовало определенных сведений. Группировкой этих сведений и занимались немецкие ка-мералисты.
Финансовые теории находят более прочное обоснование и целенаправленное развитие благодаря успехам политической экономии, которую А. Смит возвел в достоинство науки своими «Исследованиями о природе и причинах богатства народов» (1776). Финансовую науку А. Смит не выделяет из политической экономии. У него отсутствуют термины «финансы» и «финансовое хозяйство», однако именно А. Смит обнаруживает связь между финансами и народным хозяйством, зависимость финансового хозяйства от народного. В отличие от предшественников он включает в народное богатство не один, а три источника - землю, труд, капитал, которые и обеспечивают государственное хозяйство финансовыми ресурсами. Таким образом, главная заслуга А. Смита состоит в том, что он развил экономическую основу финансового хозяйства. Он не только дал финансовой няуке достаточно прочное народнохозяйственное основание, но и представил в пятой книге своего труда о народном богатстве, целиком посвященной финансовому хозяйству, учение о финансах, соответствующее условиям и взглядам своего времени.
Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений. Не отделявшееся от личного хозяйства короля государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов, поступлениями налогов и пошлин, которыми покупались военная и юридическая защита и другие функции правительственной власти. При таких условиях теория обмена услуг являлась формальным отражением существующих отношений1.
Государство как частная экономическая категория должно подчиниться общему закону хозяйства (А. Шеффле). Душа хозяйственности - дешевизна; во имя ее является государственное хозяйство, которое лишь настолько и может быть оправданно, насколько его функции не могут быть отправляемы таким хозяйственным образом единичными хозяйствами, основанными на личном интересе и конкуренции.
В становлении и развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период, XVI -XVIII вв., когда произошли чрезвычайные перемены в общественной жизни Европы, когда товарный строй хозяйства вытеснил натуральный, когда потребности государства значительно возросли и надо было изыскивать новые источники государственных доходов. Масса новых налогов, преимущественно косвенных, пополняет бюджеты западноевропейских государств в этот период. В Англии, например, в течение 20 лет существования республики (при О. Кромвеле (1599-1658)) было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались всевозможные объекты, например коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов было так много, что, по словам историка де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало 34 различных акциза. Прямые налоги в этот период также отличались своей многочисленностью и вместе с тем случайностью, даже странностью: так, в Англии существовал налог на покойников, налог на холостяков, в Вюртемберге - специальный налог на соловьев.
2 Гок К. Государственное хозяйство. Налоги и долги. - Киев, 1865. -С.29.
1 См.: Пичета В.И. Финансовая и экономическая политика Петра и государственное хозяйство России конца XVII и начала XVIII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Издание Т-ва И.Д. Сытина, переиздание «ГИС» — «Патриот». М., 1992. Т. IV. С. 311.
41. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия. СПб., 1892.
59. Пичета В.И. Финансовая и экономическая политика Петра и государственное хозяйство России конца XVII и начала XVIII века // Три века. Россия от смуты до нашего времени. Т. IV. Издание Т-ва И.Д. Сытина, переиздание «ГИС»-«Патриот». М., 1992. Задачи, права и обязанности государственных предприятий закреплены в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. «Социалистическое государственное производственное предприятие, — говорится в Положении, — используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании государственное имущество,
Предприятие, используя закрепленное в его оперативном управлении государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива производственно-хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета. Деятельность предприятия протекает под руководством вышестоящего органа. Предприятие имеет самостоятельный баланс, пользуется оперативной самостоятельностью, имеет расчетный счет в банке и является юридическим лицом.
Как видно из перечисленных прав трестов и объединений, им предоставлены широкие возможности управления и соблюдения принципов самоокупаемости при обязательном выполнении заданий по вводу объектов в эксплуатацию, росту производительности труда и снижению себестоимости. Как правило, тресты и объединения имеют право государственного социалистического производственного предприятия, а так как на них планом возложено выполнение определенных видов и объемов работ, они наделены средствами для выполнения этого плана. Понятие государственного социалистического производственного предприятия является основополагающим в планировании строительства и организации работ на принципе самоокупаемости. В Положении о государственном социалистическом производственном предприятии его права и обязанности определяются следующим образом: «Социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное в его оперативное подчинение или пользование государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива, под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом».
Социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное за ним государственное имущество, осуществляет силами своего коллектива под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом.
Положение о социалистическом государственном производственном предприятии — основной документ, определяющий обязанности, ответственность и права предприятия. Предприятие, являясь основным звеном народного хозяйства СССР, использует закрепленное за ним государственное имущество для осуществления силами трудового коллектива производственно-хозяйственной деятельности по производству (добыче) продукции, выполнению работ и оказанию услуг. Предприятие работает под руководством вышестоящего органа, имеет самостоятельный баланс и пользуется правами юридического лица. Управление предприятием осуществляется на основе единоначалия. Вместе с тем коллектив предприятия принимает широкое участие в обсуждении и осуществлении мероприятий по выполнению государственного плана, улучшению условий труда и быта его работников.
За каждым предприятием закрепляется государственное имущество, являющееся частью единого фонда государственной социалистической собственности. Используя это имущество (основные фонды и оборотные средства), предприятие силами своего коллектива осуществляет производственно-хозяйственную деятельность — изготовление и реализацию продукции под руководством вышестоящего органа и на основе хозяйственного расчета.
Положение включает в себя шесть разделов. В первом разделе освещается правовое положение предприятия. Указывается, что его деятельность строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятия. Отмечается, что предприятие использует закрепленное за ним государственное имущество и денежные средства и силами своего коллектива под руководством вышестоящего хозяйственного органа осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с народнохозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс доходов и расходов, является юридическим лицом.
Главная цель денежного этапа приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников. Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач: 1 — сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; 2 — обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; 3 — способствовать решению фискальной за-
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.
Государственное имущество субъектов РФ продают юридические лица, которым органы государственной власти субъектов РФ предоставили полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:
Газопроводного транспорта Государство выступает Государство заинтересовано Государств международные Готовность потребителя Готовности организации Градообразующей организации Графическая интерпретация Графические возможности Графически изобразить Графическое отображение Газотурбинных установок Гражданам организациям вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|