|
Государственного финансового
В связи с распадом СССР и началом реставрации действительно рыночных отношений описанная система прекратила свое существование. Однако ее анализ был важен для развития методов экономического управления геологическим производством в условиях рынка, но с существенной ролью государственного управления и государственного финансирования геологической отрасли. Такие условия сложились исторически и просуществуют, вероятно, длительное время, так как. эга отрасль благодаря своей специфике трудно поддается денационализации и повороту к рынку.
В доперестроечной советской практике существовал (и доминировал) еще и третий источник инвестиций - средства, выделяемые из госбюджета государством. Следствиями такого способа инвестирования были иждивенчество и безответственность руководителей предприятий, деятельность которых во многом была направлена на "выбивание" средств у государства при отсутствии реальной ответственности за их использование. При дальнейшем развитии рыночной системы хозяйствования в стране объемы государственного финансирования предприятий будут снижены до минимума.
В условиях перехода к рыночной экономике в значительной степени усиливается жесткость финансовых ограничений хозяйственной деятельности предприятий. Это проявляется прежде всего в ликвидации безвозмездной государственной поддержки предприятий. В условиях изменения кредитной системы, отказа от государственного финансирования возрастает роль коммерческого кредита, неотъемлемой частью которого является знание контрагентами финансового состояния предприятия и уверенность в его устойчивости. Увеличивается заинтересованность в качестве финансового состояния предприятия со стороны поставщиков, банков, акционеров, налоговых органов. Финансовая стабильность предприятия становится вопросом его выживания, поскольку банкротство предприятия в условиях рынка выступает вероятным результатом хозяйственной деятельности наряду с другими возможностями. В связи с перечисленными изменениями в экономической реальности существенно возрастает роль и значение анализа финансового состояния как для самого предприятия, так и для его разнообразных партнеров, собственников, для финансовых органов.
2) обеспечение многоканального финансирования высшей школы, и особенно - государственного финансирования из бюджета как государственных, так и негосударственных вузов, что устранит современное различие между ними;
В научно-технической литературе неоднократно указывается на множественность участников организации научных исследований в передовых капиталистических странах. В США исследованиями и разработками занимаются почти 30 тыс. промышленных фирм, государство и связанные с ним организации (университеты, некоммерческие организации и пр.). Потребность промышленности в фундаментальных исследованиях удовлетворяется как путем создания ими собственных лабораторий, так и посредством многообразных контрактов с университетскими центрами. Как следствие этого - университеты в последнее время занимают первое место среди других исследовательских организаций по темпам финансирования научных исследований. В основном это связано с фундаментальными исследованиями: государственные ассигнования университетам увеличились на 34 % общенациональных ассигнований на выполнение фундаментальных исследований, проводимых в стране, а объем выполненных университетами фундаментальных исследований вырос с 38 до 50 % за последние 10 лет. На 100 наиболее крупных университетов в США приходится 85 % общей суммы государственного финансирования научных исследований [1].
Следует отметить, что рассчитывать на государственную поддержку частного бизнеса в России не стоит; это связано, прежде всего, с бюджетным кризисом государства. Дефицит бюджета не позволяет правительству расходовать какие-либо значительные средства на финансирование проектов частного сектора. Проекты, поддерживаемые государством, имеют политическую или социальную направленность. Поэтому, скорее всего, поиск государственного финансирования не должен быть первым шагом на пути инвестиционного процесса предприятия.
Имеет место множественность участников организации научных исследований в передовых капиталистических странах. В США исследованиями и разработками занимаются около 30 тысяч промышленных фирм, государство и связанные с ним организации (университеты, некоммерческие организации и др.). Потребность промышленности в фундаментальных исследованиях удовлетворяется как путем создания ими собственных лабораторий, так и посредством многообразных контрактов с университетскими центрами. Как следствие этого, университеты сейчас занимают первое место среди других исследовательских организаций по темпам финансирования научных исследований. Постоянно увеличиваются государственные ассигнования университетам. На 100 наиболее крупных университетов в США приходится 85% общей суммы государственного финансирования научных исследований.
Двойственность вуза как государственного учреждения. С одной стороны, вузы ввиду их государственного финансирования важности их миссии находятся под государственным патронажем. Контролируются, прежде всего, содержание и качество образования, а также целесообразность использования бюджетных (и внебюджетных) средств. С другой стороны, вузам свойственны и установлены законом академические свободы.
Имеются веские аргументы в пользу государственного финансирования частных высших учебных заведений. Во-первых, субсидии частным вузам будут способствовать экономии бюджетных средств
Нормативность государственного финансирования образовательных учреждений. В соответствии с этим принципом образовательные учреждения финансируются из государственного бюджета по нормативам, обеспечивающим своей величиной бесплатность получения всеми гражданами общедоступного общего образования и на конкурсной основе - профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных обра-
Гарантированность государственного финансирования. В соответствии с этим принципом государство обязуется: 3. О департаменте государственного финансового контроля и аудита МФ РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 276).
Э Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового
Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.
4) Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, контролирующий финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам). Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации^ к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
Счетная палата РФ. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной Палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом РФ от II января 1995г. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.
Объекты, изучения курса «Финансы» — экономические,.организационные, правовые и социальные отношения применительно к периоду трансформации российской экономики, ее интеграции в мировую финансовую систему, практический опыт, накопленный в сферах функционирования финансов-предприятий разных форм собственности, государственных и муниципальных образований, домашних хозяйств, государственного финансового регулирования в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.
Газопроводов диаметром Готовности конструкций Готовности предприятия Градообразующих предприятий Графические изображения Графических материалов Графическое моделирование Графического отображения Гражданами государства Гражданских беспорядков Гражданское законодательство Генеральный регламент Гражданском законодательстве вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|