Государственного имущества



сятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы — классической теории финансов, которая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного управления экономикой. Напомним, что эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправданным.

Следует отметить, что представление о финансах, сущности финансовых отношений видоизменялось. Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. достаточно емко и компактно дана в работе С. Витте. Он пишет: «...с конца XVII века... под словом «финансы»... стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства — его доходов, расходов и долгов,— понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» [Витте, с. 4].

Налоговая система Российской империи до Первой мировой войны вследствие слабости развития рыночных отношений и высокой степени государственного монополизма базировалась не столько на налоговых, сколько на доналоговых поступлениях. В бюджетных доходах доминировали поступления от государственного хозяйства (в отдельные годы их удельный вес доходил до 65%; одна казенная винная монополия приносила около 25% доходов бюджета). Второе место по значимости поступлений приносили косвенные налоги (акцизы на соль, сахар, чай, спички, керосин, табак и т. д.); третье ме-

Теория финансов классическая — свод административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, т. е. дворцового, а в широком смысле, государственного хозяйства. Изначально предметом науки являлись государственные финансы, под которыми понимались средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг. В дальнейшем предмет был расширен до финансов публичных союзов. Цель науки состояла в систематизации и развитии методов управления финансами публичных союзов. Сформировалась во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камера-листов, частности, И. Юсти и И. Зонненфельса.

1 Во шожна и более широкая трактовка финансового менеджмента, расширяющая предмет этой науки с финансовых активов, ресурсов и отношений до всей сово-купност'-i ресурсов и обязательств предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Такой подход в известной степени соответствует классической теории финансов, зародив лейся во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камералистов. Согласно этой теории финансовая наука представляет собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, т.е. дворцового, а к широком смысле, государственного хозяйства, под которым понимались средстве государства, полученные в виде денег, материалов, услуг.

Теория финансов классическая — свод административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, т.е. дворцового, а в широком смысле государственного хозяйства. Изначально предметом науки являлись государственные финансы, под которыми понимались средства государства, полученные в виде денег, материалов, услуг. В дальнейшем предмет был расширен до финансов публичных союзов. Цель науки состояла в систематизации и развитии методов управления финансами публичных союзов. Сформировалась во второй половине XVIII в. благодаря усилиям немецких ученых-камералистов, частности, И. Юсти и И. Зонненфельса.

Симон ван Стевин (1608) — великий математик, распространил двойную бухгалтерию на операции государственного хозяйства; он первым открыто провозгласил учет наукой и занялся изучением ее истории. В 1633 году философ, юрист и теолог Людовико Флори (1579—1647) описал регистр, который в дальнейшем получил название «Журнал-Главная» [Бюллетень, с. 59].

важные составные части финансовой теории. Необходимо заметить, что если установление основных положений финансовой теории в XVIII в. и ранее принадлежало французам и англичанам, то в XIX в. большая заслуга в дальнейшей теоретической разработке и в анализе новых задач, какие поставила финансовая практика и более сложная социальная жизнь, принадлежала немецким ученым. В их трудах часть теории народного хозяйства о финансах превратилась в обширную отрасль экономической науки, в финансовую науку с господством в ней социальной, а не индивидуалистической или фискальной точек зрения. В университетах учреждаются кафедры финансовой науки и появляются крупные научные труды, охватывающие все стороны государственного хозяйства. По мнению Л.В. Ходского, «современная теория финансов есть гораздо более результат работы одного XIX века, чем всех предшествующих»1.

' Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. Курс финансовой науки.-СП6.Д913.-С. 14.

Главная задача А. Вагнера - доказать превосходство государственного хозяйства. Он считает, что оно есть высшая форма по сравнению с частным. Доходы и расходы финансового хозяйства - это органическая трата ресурсов народного хозяйства.

нансовых явлений (например, налогов и займов), но главная цель ее состоит в том, чтобы указать управляющие принципы хорошего государственного хозяйства. Финансовая наука представляет отрасль политики, понятой в самом широком его значении, а именно в смысле теории управления: вот почему финансовую науку и называют также финансовой политикой»1.


1) наличие закрепленного в его оперативном управлении или пользовании государственного имущества, составляющего экономическую основу производственной деятельности предприятия. При этом указанное имущество не является собственностью предприятия, а входит в единый фонд государственной собственности. Предприятие наделяется правами владения, пользования и распоряжения находящимся в его оперативном управлении имуществом в пределах, установленных законом;

Государственный документ, свидетельствующий о праве гражданина на его долю государственного имущества при переходе от государственной собственности к частной. Ваучер - ценная бумага, которая может быть продана, куплена, обменена на акции акционируемого предприятия и т.п.

Инициативная, в рамках действующего законодательства, хозяйственная деятельность субъектов собственности на свой риск и под свою имущественную ответственность по формированию организационных и экономических условий для производства продукции, организации сбыта товаров и осуществлению иных коммерческих операций, по созданию и реализации научных и технических новшеств и оказанию услуг с целью получения результатов, в согласованной пропорции удовлетворяющих интересы всех участников предпринимательской деятельности и потребителей. Предпринимательство в России осуществляется в следующих формах: на основе собственного имущества предпринимателя; на основе различных форм привлечения предпринимателем имущества других граждан, юридических лиц, а также отдельных прав; на основе использования предпринимателем государственного имущества и иму-

Создавая промышленные предприятия специально для производства какой-либо промышленной продукции, государство обеспечивает возможность осуществления ими цели производства и выполнения всех функций и задач. Для этого оно передает в пользование коллективам предприятий объекты общенародной собственности, т. с. часть государственного имущества (фондов). Но такая передача не превращает коллективы предприятия в собственников этих средств производства и выпускаемой продукции. Производство осуществляется в интересах всего общества, и продукт присваивается всем обществом.

В нашей стране за годы советского режима класс капиталистов был полностью изничтожен и работодателем стало по сути государство, которое делегировало власть бюрократической элите. Перестройка 1985 года подвигла социальные силы на обновление существующего строя, началось движение по пути капитализации. Но новоявленному предпринимателю прежде всего необходим капитал. Источники получения средств на открытие дела могут быть разными. Во-первых, наследование. Но при социалистической уравниловке накопление богатств исключалось. Во-вторых, банковский кредит. Однако, в условиях экономического кризиса и борьбы за финансовые ресурсы, заем ложиться на плечи тяжким грузом. Так, кабала по выплате банковских процентов стала одной из серьезнейших причин разорения множества частных фирм. Третий и наиболее надежный вариант - использовать капитал крупного государственного предприятия. Именно такая "перекачка" государственного имущества в частную собственность дала возможность бывшей бюрократической элите трансформироваться в класс капиталистов - работодателей. Не случайно 70

В настоящее время приватизировано более 70 % предприятий страны, в бюджет от данной акции поступило 30-35 млрд. долларов, что как минимум на порядок меньше реальной цены3. На первом этапе от реализации программы приватизации 500 крупнейших предприятий страны предполагалось получить минимум 200 млрд. долларов. По данным МВД РФ, каждое десятое выявленное должностное преступление с 1994 по 1998 г. совершалось в сфере приватизации. Установлены факты серьезных нарушений, совершенных в процессе аукционов и инвестиционных конкурсов по покупке государственного имущества. Отсутствие законодательного механизма отмены приватизационных сделок и многие другие факторы не позволяют принять необходимые меры по данным нарушениям.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации: 1 — безвозмездную передачу акций работникам, 2 — продажу акций работникам по закрытой подписке, 3 — продажу акций по инвестиционному конкурсу, 4 — продажу акций по конкурсу, 5 — продажу акций по коммерческому конкурсу, 6 —• продажу акций на аукционе, в т. ч. с использованием институтов фондового рынка, 7 — продажу акций на специализированном аукционе, 8 — продажу предприятий на аукционах, 9 — продажу предприятий по коммерческому конкурсу, 10 — продажу предприятий по инвестиционному конкурсу, 11 — выкуп арендного имущества, 12 — продажу предприятий товариществам по особым льготам, 13 — продажу имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, 14 — продажу объектов незавершенного строительства, 15 — продажу пред приятии-должников. Но в действующий Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс, т. к. они показали свою неэффективность.

Основными результатами денежной приватизации являются: 1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот, 2) формирование основ рынка недвижимости, в т. ч. рынка земли под объектами приватизации, 3) привлечение иностранных инвесторов.

Дело в том, что правые радикалы, взявшие было рычаги государственного и хозяйственного управления и начавшие либерально-монетаристскую реформу, фактически установили приоритетными не социальные и экономические критерии, а критерии и цели идеологические, политические, властные: ускоренное преодоление социалистических, коллективистских признаков в организации хозяйственной и общественной жизни, быстрое формирование крупных капиталов путем облегчения условий первоначального накопления на путях отчуждения государственного имущества и масштабных финансовых спекуляциях и в целях создания немногочисленного, но финансово сильного слоя поддержки и укрепления государственного и политического режимов, утвердившихся в России после распада Советского Союза.

МГИ — Министерство государственного имущества РФ МЕРКОСУР — Интеграционное объединение Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая

9) в соответствии с действующим в настоящее время законодательством государственные вузы получили широкие права по использованию закрепленного за ними имущества, что открывает большие возможности для участия вуза в предпринимательской деятельности без полного отчуждения переданного в оперативное распоряжение государственного имущества;


Готовность потребителя Готовности организации Градообразующей организации Графическая интерпретация Графические возможности Графически изобразить Графическое отображение Газотурбинных установок Гражданам организациям Гражданских самолетов Гражданского персонала Гражданского законодательства Гражданско правовому вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика