Государственного потребления



Встречные планы, принятые по инициативе производственных коллективов и увязанные с материальными ресурсами, включаются в состав годового плана. При этом чем выше уровень плановых заданий, которые берет на себя коллектив, тем больше возможностей стимулирования работников. Это создает для них материальную заинтересованность в принятии и выполнении напряженных планов. Таким образом, встречные планы органически включаются в систему государственного планирования, а их обсуждение и принятие становится важнейшей формой участия масс в управлении производством.

Непрерывность планирования, заключающаяся в постоянной корректировке годовых планов по важнейшим видам продукции на базе перспективных планов, обеспечивает тесную увязку перспективного и текущего планирования. Производственный процесс по сути является непрерывным, и поэтому планирование должно быть тоже непрерывным во времени. Пятилетний план (с распределением важнейших заданий по годам)—основная форма государственного планирования. Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах >с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях хозяйства и -населения.

Перспективные планы определяют главные направления развития народного хозяйства, отдельной отрасли производства или предприятия. В настоящее время основной формой государственного планирования является пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам.

Необходимым условием для осуществления хозрасчетной деятельности предприятий являются обеспечение их административно-хозяйственной самостоятельности в рамках общественной собственности и государственного планирования, материальная и моральная заинтересованность и ответственность работников предприятий в результатах работы, контроль рублем за деятельностью предприятий.

Начатая в 1992 г. экономическая реформа привела к разрушению старой системы государственного планирования всех элементов хозяйственной деятельности предприятий. В новых условиях хозяйствования возникла необходимость разработки новых принципов и методов государственного регулирования экономики в условиях перехода к рынку. Важной частью этого регулирования стало

Внутризаводское планирование — часть государственного планирования нефтеперерабатывающей промышлен-. ности. Экономическая реформа значительно повысила роль и расширила права предприятия в разработке плана при одновременном сокращении числа плановых показателей, устанавливаемых вышестоящей организацией.

В целях более полного использования преимуществ плановой экономики перестроена система государственного планирования экономического и социального развития страны.

Непрерывность планирования, заключающаяся в постоянной корректировке годовых планов по важнейшим видам продукции на базе перспективных планов, обеспечивает тесную увязку перспективного и текущего планирования. Производственный процесс по сути своей непрерывен. Пятилетний план (с распределением важнейших заданий по годам) — основная форма государственного планирования. Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развитии экономики и изменений в ресурсах и потребностях хозяйства п населения.

Непрерывность планирования, заключающаяся в постоянной корректировке перспективных планов по важнейшим видам продукции на базе долгосрочных планов и программ, обеспечивает тесную увязку всей системы планирования. Производственный процесс по сути является непрерывным, и поэтому планирование должно быть тоже непрерывным во времени. Пятилетний план (с важнейшими заданиями по годам) — основная форма государственного планирования. Задания основных направлений экономического и социального развития на 10 лет конкретизируются и уточняются в перспективных планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах и потребностях хозяйства и населения.

В основе государственного планирования социалистическим народным хозяйством лежат ленинские принципы, проверенные многолетней практикой хозяйственного строительства в нашей стране.

Совершенствование организации плановой работы и контроля за выполнением планов. Высокие требования, предъявляемые партией и правительством к уровню планового руководства на современном этапе развития народного хозяйства, обусловливают необходимость значительного повышения роли Госплана СССР во всей системе государственного планирования и управления. Госплан СССР призван обеспечить глубокую научную обоснованность, сбалансированность, и надежность планов экономического и социального развития страны, постоянный контроль за их выполнением. При рациональном распределении функций между Госпланом СССР и другими органами государственного управления, Госплан должен быть освобожден от многих текущих вопросов, которые могли бы рассматриваться Госснабом СССР, министерствами и другими органами. Это позволит ему сосредоточиться на работах, связанных с решением указанных выше главных задач. К числу этих работ относятся создание взаимоувязанной системы долгосрочных, пятилетних и годовых планов экономического и социального развития; разработка различных вариантов основных направлений социально-экономического развития; разработка крупных социальных, научно-технических, межотраслевых и межрегиональных программ; решение сложных задач по совершенствованию структуры и сбалансированности общественного производства; обеспечение полной преемственности и органической взаимосвязи перспективных и текущих планов, систематический контроль за выполнением планов и подготовка предложений, направленных на их выполнение, с учетом конкретных условий, складывающихся в ходе реализации народнохозяйственных планов.


Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции, в современной же экономике функции государства «на порядок» глубже и разнообразнее. Государство само стало крупнейшим предпринимателем. Так, в Китае госсектор дает свыше 50% валового общественного продукта, в Италии — 39-42%, в т. ч. в промышленности 30%. Во Франции госпредприятия производят треть ВНП. В США госсобственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и 9% занятых в народном хозяйстве. Велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок. Государство регулирует деятельность частных предпринимателей с помощью законодательства и администрирования. Так, в США более двух десятилетий назад федеральные органы контролировали существенные параметры ценообразования, производства и продукта в отраслях, на которые приходилось около '/4 ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь и т. д.), т. е. те отрасли, которые в Западной Европе были национализированы.

Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции, в современной же экономике функции государства «на порядок» глубже и разнообразнее. Государство само стало крупнейшим предпринимателем. Так, в Китае госсектор дает свыше 50% валового общественного продукта, в Италии — 39-42%, в т. ч. в промышленности 30%. Во Франции госпредприятия производят треть ВНП. В США госсобственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и 9% занятых в народном хозяйстве. Велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок. Государство регулирует деятельность частных предпринимателей с помощью законодательства и администрирования. Так, в США более двух десятилетий назад федеральные органы контролировали существенные параметры ценообразования, производства и продукта в отраслях, на которые приходилось около '/4 ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь и т. д.), т. е. те отрасли, которые в Западной Европе были национализированы.

порождающими хозяйственные трудности. Главным факторсш роста безработицы они считают систему государственного социального обеспечения. Кроме того, по их мнению, государственные, затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегаемой частями денежных доходов, так как увеличивается, доля текущего потребления, в результате расчетов на финансовую помощь государства в пенсионный период. В результате происходит снижение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшая объем кредитных ресурсов и источников накопления74 что, в свою очередь, вызывает замедление экономического роста. В отличие от монетаристов, создатели теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставщи полностью отвергают бюджетный дефицит. Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводство, особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства. В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, отбирая у частного сектора кредитные ресурсы. Пост ледние перекачиваются в сферу государственного,потребления и используются, главным образом, непроизводительно. Сторонники этой теории советуют государству полностью перекрыть бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменять предложение денег иными путями, минуя дефицит. Центральное место в концепции принадлежит проблеме сбережений, дефицит которых обусловлен несовершенством налоговой системы. Когда уменьшаются реальные доходы, остающиеся после налогообложения, начинает действовать механизм сокращения личных сбережений. Когда же инфляция переплетается с непомерно высоким налогообложением прибыли, возникает большая вероятность падения дивидендов, что .побуждает акционеров воздержаться От вложений капитала. Давит и дополнительный инфляционный налог, равный обычному налогу, умноженному на темп инфляции.

1. По каждому виду продукции-аналога определяется коэффициент эквивалентности, выражающий количество единиц этой продукции, заменяющих (в сфере конечного государственного потребления) одну единицу продукции проектируемого предприятия.

Обобществленные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок и обеспечивает крупному капиталу высокую норму прибыли. Этим же целям соответствуют государственные закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений.

ных товаров, сокращение государственного потребления, общая дезорганизация

Обобществленные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок и обеспечивает крупному капиталу высокую норму прибыли. Этим же целям соответствуют государственные закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений.

Таким образом, если в период 50—60-х гг. политика государства была явно направлена на стимулирование государственного потребления, то в 60—70-х гг. прослеживается тенденция его сокращения. Акцент делается на бюджетную сторону, хотя такого же результата можно было бы добиться путем повышения налогов. Однако повыше-„ние налогов — весьма непопулярная мера, поэтому правительство, охотнее использует манипуляции с бюджетом. Кроме того, можно использовать и кредитно-денежную политику, а именно — повышение ставок ссудного процента, что и осуществляло правительство США в указанный период. Происходит заметное удорожание кредита (до 15% в год), это затрудняет получение средств на расширение производства, сдерживает инвестиции. Но все-таки большее внимание в этот период уделялось налогово-бюджетным инструментам, так как кейнсианская теория ориентируется на совокупный спрос, а сокраще-, ние государственных расходов или рост налогов напрямую воздействую ют на спрос, в то время как кредитно-денежные механизмы оказывают: опосредованное влияние через инвестиции. На рубеже 70—80-х гг. ситуация вновь меняется. Обнаруживается замедление темпов экономического роста, кризис отдельных отраслей, рост безработицы, снижение деловой активности. Необходимо было опять менять методы регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. К власти приходят неоконсерваторы, которые отходят от[ жейнсианских рекомендаций и ориентируются на классические теории (ограничение роли государства, свобода рыночных субъектов) и моне-, таризм (регулирование денежной массы как главный рычаг воздействия на экономику). Поэтому основное внимание теперь уделяется именно кредитно-денежному регулированию и использованию кредитно-денежной политики для сглаживания циклических колебаний. Появляется термин «таргетирование денежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размера денежной массы.

Финансовая политика не была направлена на расширение внутреннего рынка. Основную часть поступлений в казну давали косвенные налоги на потребление. Даже такой выдающийся деятель промышленного развития России, как СЮ. Витте, считал, что для российских условий косвенные налоги подходят больше1. Узость внутреннего рынка не могло компенсировать масштабное железнодорожное строительство, финансируемое преимущественно из казны (напрямую или посредством выкупа частных дорог) и имевшее поэтому характер государственного потребления.

В 70-е годы неустойчивость экономической конъюнктуры усилилась. Наращивание государственного потребления (его доля в ВВП увеличилась с 13,3% в 1960 г. до 20,2% в 1980 г.) не спасала положение, а лишь порождала новые проблемы: бюджетные дефициты, подрывыв-шие всю систему государственного конъюнктурного регулирования, рост госдолга, инфляцию. Последняя стала особенно острой проблемой: если в 60-е годы потребительские цены росли в среднем на 2,6% в год, то в 70-е — на 5,1 % (правда, следует учитывать негативное влияние на цены нефтяного кризиса 1973—1974 гг.: именно в эти два года цены росли на 7%, что стало самым высоким показателем после 1952 г.). Только в середине 80-х годов удалось переломить тенденцию и вернуть среднегодовой показатель инфляции к 2,6%.


Градообразующие предприятия Газоснабжения промышленных Графических изображений Графической иллюстрации Графического изображения Графическом изображении Гражданам уволенным Гражданской продукции Гражданского строительства Гражданскому законодательству Грамотное использование Группировка информации Генеральный управляющий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика