|
Государственном устройстве
служба в Японии отличается и играет большую роль в государственном управлении, сборе информации, в отправлении законов и в деятельности правительства. Японские политики в гораздо большей степени опираются на государственную службу, чем в США или Великобритании. В США политики в отношении информации зависят от лобби; в Англии государственная служба играет менее значительную роль просто в силу более частых перемен в правительстве.
В зарубежных вузах используются сотни самых разнообразных программ обучения, весьма различных по соотношению фундаментальных и прикладных (профессиональных) компонентов. К каждой программе дается обоснование различия между общим образованием и областями специализации (профессионального обучения). Последние делятся на четыре направления: исследовательская работа; преподавание; работа в промышленности (бизнес); менеджерская деятельность в коммерческих структурах и административная деятельность в государственном управлении. Во всех странах наблюдается резкий сдвиг в сторону индивидуального обучения.
Развитие философии и политэкономии конца XVIII в. позволило сделать шаг вперед в учении о государстве. От государства стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство гражданина, его права и свободы. В различных странах Европы, а позднее и в России стала разрабатываться концепция правового государства. Изменения, которые в последующем произошли в государственном управлении, повлияли и на предмет науки о нем. Прежние названия «полиции» и «полиции благосостояния» утратили свое первоначальное значение. Для обозначения всей совокупности функций государства стали употреблять термин «административная деятельность», а термин «полиция» сохранился только для обозначения деятельности государства по обеспечению безопасности граждан и имущества. Теоретической основой концепции правового государства послужили экономические теории физиократов - У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и др.
При Борисе Федоровиче Годунове (около 1551—1605, вступил на престол в 1598) осуществляется ряд реформ в сфере налогообложения и государственных финансов. Венчание на царство кроме пиров во дворце, угощения народа, пожалований в чины сопровождалось необыкновенными милостями: служилым людям было выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года, земледельцы были на год освобождены от податей. Кроме того, существуют сведения о том, что было определено, сколько крестьяне должны работать на помещика и платить им. Вдовам и сиротам раздавались деньги и съестные припасы, освобождались заключенные в темницах и получали «вспоможение». Инородцам было предоставлено освобождение на год от податей. Служилыми людьми в русском государстве XIV — начала XVIII вв. назывались лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, боярские дети), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и «служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей. Инородцами же до 1917 г. назывались все неславянские народы.
В отличие от «елочки», система «матрешка» построена так, чт< права и ответственность вышестоящего руководителя полностью по глощают права и ответственность всех нижестоящих руководителей При такой системе права и ответственность распылены между мно гими уровнями организации, и здесь практически невозможно найт] виновного за случившееся. Им может стать руководитель любоп уровня, и определяться это будет не в рамках установленной полити ки и процедур, а субъективным мнением вышестоящего руководите ля, преследующего свои политические цели. В России эта систем сформировалась в государственном управлении во времена Иван Грозного, и одним из ее проявлений была опричнина. Советска система управления также основывалась на этом свойстве.
II период - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит Л. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
ли он в частном или государственном управлении. К тому же существовавшие тогда банки были против доминирования сильного национального банка, а правительства штатов считали себя важнее федерального правительства. Поэтому деятельность банков регулировалась правительствами штатов вплоть до 1963 г., за исключением периодов существования Первого и Второго банков Соединенных Штатов.
Расходы всей бюджетной системы — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они обеспечиваются за счет бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: безвозвратность и безвозмездность выделения средств; их целевой характер; финансирование по мере выполнения поставленных задач; осуществление финансового контроля и финансового мониторинга с целью рационального и эффективного расходования государственных средств и осуществление мероприятий в целях предотвращения разбазаривания финансовых средств, их хищений, необоснованного вывоза за рубеж. Именно информация о расходовании государственных, в частности бюджетных средств, является сигналом обратной связи во всем государственном управлении. Правильное расходование средств в государстве дает возможность нормально функционировать государственному и судебному аппарату, обеспечивает обороноспособность страны, развитие промышленности и сельского хозяйства, нормальное развитие всей социально-экономической структуры общества. Если в государстве нормально работает промышленность и социальная сфера, вовремя выплачивается заработная плата, то в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды хорошо и вовремя поступают налоги и, следовательно, государство нормально развивается. Если же происходят сбои, прежде всего в выплатах заработной платы, то перестают поступать платежи в бюджет (вначале налог на физических лиц, а потом и другие налоги, так как на рынке сокращается спрос). В свою очередь, это влечет сокращение или даже прекращение бюджетного финансирования, что может привести к дестабилизации жизни в государстве и обществе.
1 В 70-е годы в США данная система получила распространение в государственном управлении. Подробнее см.: США: организация государственных программ / Под ред. Л. И. Евенко. — М.: Наука, 1980.
История развития России в XIX—XX вв. — яркая, иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками-землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банковского дела.
Особая функция государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги коллективного пользования. Речь идет о национальной обороне и охране общественного порядка, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предназначенные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
В федеративном государственном устройстве каждый уровень наделен зафиксированными полномочиями и властью, а его руководящие органы избираются своим электоратом, что обеспечивает автономное функционирование и децентрализованное принятие решений.
на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами пр'ава совокупность федерального бюджега, бюджетов субъектов РФ, местных'бюджеТбв и бюджетов государственных внебюджетных фондов», т. е. внебюджетные фонды вйлючаю'т-ся кодексом в бюджетную систему. •••'•. ''•-'•'
Дана характеристика основных видов налогов, пошлин, сборов и других платежей обязательного характера в различные исторические эпохи с Древней Руси до 2000 г., этапов становления налоговой системы, раскрыто содержание важнейших налоговых реформ, показана роль выдающихся исторических деятелей, эволюция взглядов и концепций налогообложения. Мероприятия в налоговой сфере рассматриваются во взаимосвязи с изменениями в государственном устройстве, управлением и распоряжением государственной собственностью, с системой натуральных повинностей и добровольных взносов. Особое внимание уделено проблемам становления российской налоговой системы в 90-е гг. XX в.
Во всех разделах автор стремился придерживаться следующей схемы: первоначально рассматриваются общие направления и цели налоговой политики, тенденции в структуре налоговых поступлений в соответствующий период, затем последовательно анализируются изменения в сфере прямого налогообложения, косвенных налогов, таможенных платежей, далее характеризуются организационные мероприятия, затем — изменения в истории экономической мысли. Мероприятия в сфере налогообложения рассматриваются во взаимосвязи с изменениями в государственном устройстве, управлением и распоряжением государственной собственностью, с системой натуральных повинностей и добровольных взносов.
Изменения в системе налогообложения были выдвинуты Столыпиным в его первом выступлении во второй Государственной думе в качестве председателя Совета министров 6 марта 1907 г. и были охарактеризованы им следующим образом: «Происшедшее в октябре 1905 г. коренное изменение в государственном устройстве России выдвинуло на очередь целый ряд потребностей в самых различных отраслях государственной жизни. Кроме того, неудачная для нас война вызывает необходимость крупных затрат на возрождение армии и флота. Конечно, чрезвычайному характеру этих потребностей может соответствовать только обращение к чрезвычайным ресурсам. Эти соображения должны быть предпосланы рассмотрению Государственной думой внесенных в нее министром финансов законодательных предположений об установлении новых налогов и преобразовании некоторых существующих видов обложения. В этих предположениях руководящей мыслью Министерства финансов было достижение возможной равномерности обложения и возможное освобождение широких масс неимущего населения от дополнительного налогового бремени. Некоторое исправление в недостаточную уравнительность нашей податной системы внесет, по проекту Министерства финансов, подоходный налог. Проекты же обложения некоторых предметов, доступных лицам достаточным, вызваны стремлением министерства избежать отягощения малоимущих слоев населения. Остальные проекты Министерства финансов относятся к осуществлению мысли о пересмотре системы реального обложения и о преобразовании некоторых видов пошлин и главным образом пошлин наследственных.
Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в нее не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Гражданское законодательство Генеральный регламент Гражданском законодательстве Грамотного управления Группировка предприятий Группировки показателей Групповые нормативы Групповых технологических Групповой технологии Группового поведения Грузоподъемность транспортных Грузовыми операциями Генеральным направлением вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|