Государственную программу



Задачи и цели японских компаний направлены на национальные интересы и сотрудничество с правительством. Это может быть следствием японского опыта в ранний период индустриализации, когда правительство было вынуждено поощрять развитие современной промышленности, с тем чтобы Япония могла конкурировать с ведущими европейскими промышленными государствами. Исторически промышленный сектор тесно сотрудничал с правительством, оказавшись лицом к лицу с окружавшими его проблемами. Классический случай таких взаимоотношений наблюдался в конце 40-х — начале 50-х годов, когда правительство проводило в жизнь политику экономического возрождения, концентрируя финансовую помощь в таких секторах стратегического значения, как уголь, сталь и удобрения. Эта политика получила название «Политика первоочередности производства», благодаря которой японская промышленность дала новую жизнь всей экономике. Через последовательные долгосрочные экономические планы эти секторы получили государственную поддержку различными путями. В 1952 г. был принят закон об ускорении модернизации корпораций, охватывающий 32 основных промышленных сектора. Были приняты законы о механизации сельского хозяйства (1954 г.), второй план по модернизации сталелитейной промышленности (1955 г.), план по разработке национального автомобиля (1955 г.), специальный акт о содействии машиностроению (1956 г.), специальный акт о содействии электронной промышленности (1957 г.), специальный акт о содействии авиапромышленности (1958 г.), план модернизации угольной промышленности (1960 г.), специальный акт о горно-добывающей промышленности (1963 г.), закон об обновлении угольной промышленности (1967 г.). Кроме того, было создано отделение управления информационных систем при совещательном комитете по промышленной структуре Министерства внешней торговли и промышленности (1967 г.). Та-

8. Постановление Госкомстата РФ от 1.12.1999 № 60 «Об утверждении статистического инструментария по определению эффективности инвестиций в основной капитал по проектам-победителям конкурса, имеющим государственную поддержку».

ее ход. На рубеже 60-х годов это случилось и на Мировом нефтяном рынке, куда вышли сразу около 20 компаний-аутсайдеров, обосновавшихся в различных районах добычи нефти. Многие из этих компаний, как, например, итальянская ЭНИ, так же как и в свое время «семь сестер», опирались на государственную поддержку. В попытках прорваться к источникам нефти они стали предлагать нефтедобывающим странам более благоприятные условия концессий. Вошла в практику система «50 :50», по которой нефтеэкспортирующая страна получала от концессионера уже значительно большую, чем прежде, часть общих доходов от продажи нефти.

Анализ инвестиционных процессов в российских регионах показывает, что высокая инвестиционная привлекательность отдельных регионов сформирована не только за счет возможности освоения богатых природных ресурсов, но в большей степени за счет активной государственной политики, включающей в себя налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, государственную поддержку и гарантии, контроль инвестиционных процессов и пр.

Однако не каждое объединение предприятий, которое по формальным признакам могло претендовать на такое наименование, стремится получить официальный статус ФПГ. Во многом это объясняется тем, что юридически статус не гарантирует государственную поддержку и льготы. В то же время, надежды на получение инвестиционных средств от входящих в группу финансовых институтов малообоснованны, так как банки не будут инвестировать в невыгодные проекты только по решению большинства членов группы

В целом действующая нормативно-правовая база ФПГ и вся отечественная система корпоративного права пока слабо противодействуют попыткам создания ФПГ исключительно в расчете на государственную поддержку, без четкой целевой ориентации на определенные приоритеты и задачи реформирования экономики.

Следует отметить, что рассчитывать на государственную поддержку частного бизнеса в России не стоит; это связано, прежде всего, с бюджетным кризисом государства. Дефицит бюджета не позволяет правительству расходовать какие-либо значительные средства на финансирование проектов частного сектора. Проекты, поддерживаемые государством, имеют политическую или социальную направленность. Поэтому, скорее всего, поиск государственного финансирования не должен быть первым шагом на пути инвестиционного процесса предприятия.

Второй уровень - акционирование вуза. Форму акционирования, на наш взгляд, должен выбрать коллектив вуза. Однако независимо от ее формы акционерным обществам (АО) "ВУЗ" присущи общие черты. Одним из учредителей такого общества обязательно должно быть государство, тогда вуз будет иметь государственную поддержку в виде льгот: налоговых, лицензионных, кредитных, ценовых, амортизационных и т.д. Другими акционерами могут быть региональные власти, местная администрация, преподаватели, студенты, сотрудники, частные фирмы, потенциальные заказчики (им для обеспечения выгодных заказов акции должны продаваться на льготных условиях), зарубежные инвесторы, а также возможно взаимное акционерное участие [120].

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансировании удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций (предприятий) относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

• осуществление политических, экономических и правовых мер, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов;

• государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;


В январе 1992 г. Совет Министров Российской Федерации одобрил Государственную программу развития российского высшего образования до 2000 г., в которой предложены модель трехуровневой системы высшего образования, схема регионального управления высшей школой и механизм реформирования структуры высшей школы, расширение академической и хозяйственной самостоятельности вуза. Принятый в июле 1992 г. Закон "Об образовании" закрепил эти предложения на нормативной основе. Особенно важно, что в нем были изложены принципы государственной политики в области образования, гарантии прав граждан, порядок управления системой образования [13].

5. Надо оставить попытки «демонополизации промышленности по-российски» и остановить падение имеющегося и востребованного производства. Требуется разработать целенаправленную промышленную структурную государственную программу.

21. Разработать государственную программу сохранения национального интеллектуального потенциала с соответствующим финансированием.

Постсоветский период. В 1992 г. Верховный Совет РФ принял "Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.", были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

4. Можно ли считать "Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" нормативным прогнозом?

Будет ли у него потребитель сейчас часто этому предприятию в действительности не ясно, хотя оно уговаривает себя, что будет. При этом часто свидетельством тому, с его точки зрения, является включение разработки в какую-нибудь государственную программу или отзыв соответствующего ведомства о важности этой продукции. К сожалению, к рынку это в абсолютном большинстве случаев никакого отношения не имеет.

Интересно проследить за внедрением саратовской системы по материалам одной из многотиражных заводских газет. Вот о чем говорилось в передовой статье этой газеты от 18 мая, в начальный период внедрения системы: «Чтобы выполнить заданную государственную программу, необходимо быстрее освоить систему бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления. Перестройка внесет определенные трудности».

Но анализ издержек и выгод может не только указать на то, стоит ли предпринимать некую государственную программу. Он может также помочь определить, в каких пределах ее следует осуществлять. В конечном счете экономические вопросы требуют не однозначных ответов «да» или «нет», а скорее «насколько много» или «насколько мало».

Следует отметить, что анализ издержек и выгод развеивает миф о тождественности понятий «экономия на государственных расходах» и «сокращение государственных расходов». «Экономия» связана с эффективностью использования ресурсов. Если предельные выгоды от государственной программы меньше тех, которые может принести альтернативная частная программа, то есть если издержки превышают выгоды, то предложенную государственную программу осуществлять не следует. Но если возникает обратная ситуация - выгоды превышают издержки, -то было бы неэкономично или «расточительно» не вложить средства в такую государственную программу. Экономия на государственных расходах не означает их минимизацию, скорее она означает перераспределение ресурсов между государственным и частным секторами экономики до тех пор, пока больше нельзя будет получать чистые выгоды от дальнейшего перераспределения. (Ключевой вопрос 3.)

разработать государственную программу, обеспечивающую га-

На федеральном уровне через государственную Программу поддержки малого предпринимательства

Новые правила включают государственную программу НИОКР по проблемам безопасности эксплуатации трубопроводов (общие инвестиции -100 млн. долл.). Намечена также разработка общенациональной программы для предотвращения повреждения трубопроводов в процессе проходящих поблизости взрывных, строительных работ или работ по прокладке туннелей (согласно оценке, это основная причина повреждения трубопроводов в США). Кроме того, значительно (со 100 тыс. до 1 млн. долл.) возросли штрафы за повторное нарушение правил техники безопасности.


Гражданского законодательства Гражданско правовому Громадное количество Группировки имущества Группировочные ведомости Групповых дискуссий Групповой деятельности Генеральных директоров Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика