|
Государство гарантирует
Мерами по усилению государственного контроля за деятельностью нефтяных монополий, однако, далеко не исчерпываются основные направления государственного воздействия на них. Активно используются также и попытки расширить сферы совпадения экономических интересов нефтяных концернов с другими отрядами государственно-монополистического комплекса в странах базирования. При известных обстоятельствах нефтяные монополии привлекаются к осуществлению государственных энергетических проектов. Государство финансирует ряд дорогостоящих научно-исследовательских программ в области энергетики, практикует предоставление им на льготных условиях государственных займов и гарантий.
либо спонсорами. Финансовый итог, деятельности парка - прибыль от реализации результатов научных и конструкторских работ и т.д., которая принадлежит устроителям парка в соответствии с его уставом. Практически все парки образуются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допускаются к финансированию. Постепенно сменяющие друг друга и развивающиеся фирмы превращают парки в зоны непрерывного инновационного процесса; государство финансирует лишь те исследовательские работы, которые связаны с повышением конкурентоспособности фирм на мировом рынке. Процесс создания парков довольно длительный (может измеряться десятилетиями), определяется профилем и объемами его деятельности.
Государство финансирует безработным:
Государство финансирует инвестиционную деятельность в отраслях хозяйства путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на указанные цели предусматривают ежегодно в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в объемах централизованных капитальных вложений. Эти капиталовложения (государственные инвестиции), выделяемые на воспроизводство основных фондов, финансируют из федерального и региональных бюджетов на безвозвратной и возвратной основе.
Концепция финансового менеджмента основана на обособленности бюджета государства и бюджетов предприятий. Если государство финансирует предприятия, то оно становится сособственником его имущества. Бюджет государства может в определенной мере использоваться и для кредитования предприятий, но в этом случае государство лишь временно участвует принадлежащими ему ресурсами в денежном обороте предприятия и не становится сособственником его имущества. При этом и в первом, и во втором случаях денежные средства государства не могут на безвозмездной основе передаваться предприятиям в их собственность. Необходимые условия функционирования финансового менеджмента:
Государство финансирует бюджетный дефицит за счет займов. Предположим, что государство устанавливает размер своих расходов и налогообложения независимо от любых экономических переменных, так что g и / являются аккордными (общими) величинами (lump-sum quantities). Это означает, что государство должно занимать общую сумму для финансирования бюджетного дефицита.
в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансирует затраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры (дороги, транспорт, связь). Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров. Государственный бюджет — важный источник финансирования социальных расходов. Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Здесь же аккумулируются взносы в фонды социального страхования, а также процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций. От 75 до 90% (в зависимости от страны) всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов населения, остальные 10— 25% приходятся на обложение имущества и капитала. Налоговая (фискальная) политика является методом государственного воздействия на хозяйственные процессы. Меняя ставки подоходного обложения, правительство может регулировать сумму средств, остающихся «на руках» у населения и корпораций. Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам ряда стран Запада удавалось по-
Во-вторых, необходимо продолжить реформирование всей системы управления сферой НИОКР с потенциальным переходом от чисто ведомственной схемы контроля и содержания "своих" закрепленных организаций к государственной контрактной системе, когда государство финансирует работы на конкурсной основе. Затем с выбранным контрагентом заключается договор, в котором оговариваются взаимные обязательства и права (в том числе на интеллектуальную собственность).
Из этого следует, что государство финансирует, а значит и определяет, капиталовложения, и что оно финансирует культурную деятельность, а, следовательно, и определяет, какие направления культуры поддерживать. Поскольку больше нет частных покупателей книг, картин или других произведений культуры, государство должно поддерживать литературу и искусство либо как покупатель, либо путем предоставления субсидий авторам, либо и тем и другим способом.
недропользования. Государство финансирует работы по освоению
Государство финансирует основные работы в области сертификации, а Новая система планирования, способствующая увеличению эффективности производства, основывается на следующих положениях: предприятие поставлено в такие экономические, материальные и моральные условия, при которых оно объективно заинтересовано в увеличении выпуска продукции при минимальных затратах. Развитие действующего производства должно прежде всего осуществляться за счет собственных и заемных (получение кредита) источников финансирования. Государство гарантирует необходимые для выполнения плана централизованные ресурсы. Установлена тесная зависимость между оплатой труда и конечными результатами производства и др.
Как известно, Закон "Об образовании" устанавливает минимальную долю финансирования образования через отношение этих объемов к финансовым показателям Федерального бюджета. Казалось бы, все в порядке. Оказывается, нет. После принятия первой редакции Закона, порядок финансирования образования изменился. Большая часть учреждений финансируется теперь через региональные и местные бюджеты. (На рис. 4.1. представлен консолидированный и федеральный бюджет). И Закон вроде бы никак не устанавливает ответственность администраций этих уровней за полноту финансирования. Но из этой ситуации есть вполне очевидный и несложный выход. В Законе введено понятие "федерального норматива финансирования" -он и есть тот финансовый показатель, который должен носить статус государственных гарантий в области финансирования образования и быть обязательным для исполнения регионами. Иначе и быть не может, поскольку государство гарантирует бесплатное образование и устанавливает государственный стандарт образования, государственные гарантии финансирования должны иметь выраженный в нормативе конкретный характер.
Другой вариант решения проблемы гарантий — тщательное изучение и описание объекта (его юридической истории, топографических и других физических характеристик), формирование на этой основе убедительного и юридически действительного «земельного титула». В этом случае государство гарантирует законность титула (права на собственность) за счет тщательного его изучения и оформляет его при передаче прав на нового собственника. Этот способ носит название системы регистрации земельного титула или системы Торренса (по имени ее создателя). Она распространена в Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Имели место попытки введения ее в США, однако поскольку они осуществлялись на добровольной основе, то с учетом значительных затрат на формирование титула, большого успеха добиться не удалось.
Гарантирование сбережений граждан. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», принятом в 1995 г., № 68-ФЗ, еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств:
Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств из бюджета на нужды образования в размере не менее 10%, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений подлежат ежеквартальной индексации в зависимости от темпов инфляции. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в Российской Федерации.
Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционного процесса. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционного
В мировой практике государство гарантирует займы местных органов управления, национализированных предприятий и корпораций, специализированных кредитных учреждений, а также кредиты банков, предназначенные для муниципального жилищного строительства, экспортные кредиты и операции. В последнем случае государство берет на себя риски не только экономического характера (задержка платежа, неплатежеспособность должника), но и политического (неплатежи в результате революции, национализации и т. п.). Гарантии — это форма государственного регулирования в условиях неустойчивости экономической конъюнктуры, обострения конкурентной борьбы, поэтому операции такого рода постоянно расширяются.
Деятельность Российской Федерации как гаранта сводится к следующим направлениям. Прежде всего государство традиционно выступает гарантом по вкладам населения в Сберегательном банке. При этом государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательном банке РФ и в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) вкладам личного страхования в период до 1 января 1992 г. Такого рода сбережения признаются государственным внутренним долгом РФ. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами.
В целях социальной защиты государство гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Многие считают также, что МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавли-
населения РФ1. При этом государство гарантирует: (а) выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; (б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; (в) возможность участия в оплачиваемых общественных работах; (г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положения которых ограничивают их права, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента опубликования. В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненную субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.
Гражданском законодательстве Грамотного управления Группировка предприятий Группировки показателей Групповые нормативы Групповых технологических Групповой технологии Группового поведения Грузоподъемность транспортных Грузовыми операциями Генеральным направлением Генеральная ассамблея Генеральной совокупности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|