Государство оставляет



• валютный рынок лучше, чем государство, определяет курсовое соотношение валют.

Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций (предприятий) с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 г., происходит по нормам, установленным законодательно. Законодательно определяется необходимость формирования и размер финансового резерва для акционерных обществ.

Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств, в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сложная экономическая ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием 248

СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъективностью). СУБЪЕКТ ПРАВА - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них положение его имеет определенную специфику. Так, в гражданских правоотношениях граждане выступают как физические лица, предприятия, государственные органы и общественные организации - как юридические лица; в административных правоотношениях СУБЪЕКТАМИ ПРАВА выступают государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина СУБЪЕКТОМ ПРАВА, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в формировании уставного капитала других хозяйствующих субъектов. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, законодательно устанавливаются взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с бюджетами разных уровней. Коммерческие организации и предприятия всех форм собственности в законодательном порядке уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Государство определяет и амортизационную политику. Начисление амортизации по основным средствам, приобретенным до 1998 г., происходит по нормам, установленным законодательно.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных

участников инвестиционного процесса. Государство определяет правила игры на рынке для

лика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В качестве основных социальных прав и свобод государство определяет свободу экономической деятельности, свободу труда и свободу распоряжаться своими способностями к труду, свободу творчества, право на защиту от безработицы, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на жилище, на образование, на защиту семьи, материнства и детства, защиту старости, гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы как источника дохода и трудоспособности.

Важнейшей задачей является определение меры государственного участия в экономическом регулировании инвестиционной деятельности. В основу ее решения должна быть положена двуединая функция государства в реализации инвестиционной политики. С одной стороны, государство определяет создание экономической среды посредством принятия соответствующих законодательных актов, а с другой — функционирует в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и само осуществляет инвестиции в их развитие.


роль. В последние годы в ряде западных стран проводится приватизация. Однако этот процесс идет без лишней спешки, причем государство оставляет за собой немалую долю капитала в приватизированных предприятиях. Но что самое поразительное, так это проявляющиеся то там, то здесь намерения ^рационализировать ранее приватизированные предприятия. Так, в Великобритании речь идет о том, чтобы вновь сделать государственными железные дороги, которые, став частными, заметно ухудшили работу. «Конечно сейчас не модно говорить о государстве как регуляторе экономики и перераспределители доходов,— указывает патриарх либерального капитализма Дж. Гэлбрейт.— По сравнению с прежними временами такие государственные деятели, как Билл Клинтон и Борис Ельцин, не столь могущественны, чтобы противостоять давлению рынка. Они не в состоянии контролировать движение капиталов или действия таких гигантов частного бизнеса, как Билл Гейтс и Джордж: Сорос». Государству нечего делать в экономике, как считают неолибералы? Отнюдь, полагает Дж. Гэлбрейт. «Когда государство уходит в сторону и проявляет свою неэффективность, когда частные группы присваивают себе общественные ресурсы, когда виртуальная экономика становится более важной, чем реальная, приходится подводить черту. Потому-то одно дело планировать собственные капиталовложения в предприятия с эффективной отдачей и совсем другое — играть в казино на Уолл-стрите, где неизбежно всегда проигрывает мелкий инвестор, который не знает или не помнит, как я, трагических уроков Великой депрессии»,

роль. В последние годы в ряде западных стран проводится приватизация. Однако этот процесс идет без лишней спешки, причем государство оставляет за собой немалую долю капитала в приватизированных предприятиях. Но что самое поразительное, так это проявляющиеся то там, то здесь намерения нерационализировать ранее приватизированные предприятия. Так, в Великобритании речь идет о том, чтобы вновь сделать государственными железные дороги, которые, став частными, заметно ухудшили работу. «Конечно сейчас не модно говорить о государстве как регуляторе экономики и перераспределители доходов,— указывает патриарх либерального капитализма Дж. Гэлбрейт.— По сравнению с прежними временами такие государственные деятели, как Билл Клинтон и Борис Ельцин, не столь могущественны, чтобы противостоять давлению рынка. Они не в состоянии контролировать движение капиталов или действия таких гигантов частного бизнеса, как Билл Гейтс и Джордж Сорос». Государству нечего делать в экономике, как считают неолибералы? Отнюдь, полагает Дж. Гэлбрейт. «Когда государство уходит в сторону и проявляет свою неэффективность, когда частные группы присваивают себе общественные ресурсы, когда виртуальная экономика становится более важной, чем реальная, приходится подводить черту. Потому-то одно дело планировать собственные капиталовложения в предприятия с эффективной отдачей и совсем другое — играть в казино на Уолл-стрите, где неизбежно всегда проигрывает мелкий инвестор, который не знает или не помнит, как я, трагических уроков Великой депрессии».

Политика перераспределения критикуется де Жувенелем также и за разрушение чувства личной ответственности. Это происходит путем передачи индивидами государству полномочий по принятию жизненно важных решений. Удовлетворяя жизненно необходимые потребности индивида, государство оставляет ему возможность принимать решения только относительно расходования его карманных денег. Кроме того, политика перераспределения ставит семью в более бесправное положение по сравнению с юридическими лицами, например, корпорациями. Это происходит в основном путем предоставления фирмам налоговых преимуществ, в которых отказано семье. Высокая ставка налогообложения, неизбежная при государственной политике перераспределении, также имеет нежелательные последствия: сокращается сфера бесплатных услуг, где люди доброжелательно общаются друг с другом, не ожидая платы, и таким образом разрушается культура дружелюбного и вежливого общения — основа либерального общества.

формах. Обычно государство оставляет за собой право увеличить

Для обеспечения эффективного функционирования рынка и поддержания конкуренции между производителями в экономически развитых странах государство проводит активную антимонопольную политику. Эта политика опирается на антимонопольное (антитрестовское) законодательство, которое отражает два принципиальных направления. Первое связано с делением крупных компаний на небольшие независимые фирмы с ограничением и даже запретом на их слияние. Это так называемый структурный подход, направленный на усиление конкурентоспособности фирм. Второе — государство оставляет нетронутыми фирмы, контролируя их цены и прибыль. Каждое правительство принимает свою концепцию антимонопольной политики. Например, в США преоб-

(предприятия добычи нефти и газа, выработка и распределение электроэнергии). Эти условия заключаются в том, что государство оставляет за собой право на контрольный пакет акций на срок до 3 лет. Акции до принятия решения о продаже находятся в распоряжении соответствующего комитета по управлению имуществом. Интересы государства в таких случаях могут представлять должностные лица администрации или органов государственного управления.

Стимулирование эффективности производства в энергокомпаниях. В компаниях, принадлежащих к естественным монополиям, эта проблема решается путем нормирования элементов тарифа - издержек и прибыли. Параллельно для повышения эффективности формируется конкурентная среда; правила организации энергетического рынка и ценовой механизм его функционирования устанавливаются правительственными органами. При необходимости государство оставляет за собой право прямого вмешательства в деятельность субъектов конкурентного рынка, если она противоречит установленным правилам или если эффективность конкуренции не отвечает общественным интересам (например, резкое повышение тарифов, нецелевое использование инвестиций).

В настоящее время закон предоставляет возможность всем предприятиям осуществлять калькулирование продукции по собственному выбору, однако государство оставляет за собой право контроля в случае подозрений на сокрытие прибыли от налогообложения или подозрения на незаконную деятельность. Калькуляции также обязательно представляются для проверки в случае выполнения предприятием государственных заказов.

Опыт ряда стран, входящих в СНГ (например, Казахстана), показывает, что и при внедрении в практику недропользования в целях разведки и добычи полезных ископаемых договоров гражданско-правового характера государство оставляет за собой контроль за соблюдением обязательств по таким договорам посредством закрепления разрешительного порядка перемены лиц в обязательствах по таким договорам либо посредством одностороннего расторжения заключенных договоров в случае нарушения недропользователями существенных условий договоров или законо-

- государство оставляет за собой право на выкуп определенной части добытой продукции (полезных ископаемых) по фиксированным ценам;

ной ответственностью, число членов которых ограничено и участники могут передавать свой вклад только другим участникам данного общества. По сравнению с открытыми (публичными) К. разные формы закрытых К. (частные, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью) имеют ограниченные возможности привлечения капитала, но обеспечивают надежный контроль за К. своим членам. Обычно в формах закрытых обществ создаются мелкие и средние К. В связи с различиями в законодательстве о К. в отдельных странах в Европейском союзе обсуждается вопрос о разработке положения о "Европейской компании". В западных странах существует также К. со смешанным капиталом, в которых наряду с частным капиталом представлен государственный капитал и в управлении К. участвуют представители государства. В ряде случаев при приватизации государственных предприятий государство оставляет за собой золотую акцию, которая позволяет правительству контролировать 51 % голосов в правлении К.


Громадное количество Группировки имущества Группировочные ведомости Групповых дискуссий Групповой деятельности Генеральных директоров Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей Генеральное соглашение Генеральному директору вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика