|
Государство отказалось
Основными принципами организации финансов предприятий, как уже отмечалось, являются демократический централизм, деление оборотных средств на собственные и заемные, плановость, хозяйственный расчет, наличие финансовых ресурсов. Финансы социалистических предприятий планово организуются государством в процессе составления, утверждения и исполнения народнохозяйственного плана и бюджета страны. Планируя в централизованном порядке капитальные вложения, объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, а также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, государство осуществляет руководство финансовой деятельностью социалистических предприятий и объединений.
В настоящее время наше государство осуществляет крупные меры по организации системы оптовой торговли средствами про изводства. В этих условиях предприятие самостоятельно или с помощью посредников изучает конъюнктуру рынка, возможности потенциальных партнеров, информацию о движении иен н оргн низует материально-техническое обеспечение собственного при изводства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.
6. Опишите основные источники средств, за счет которых государство осуществляет свои функции.
В условиях социалистической системы хозяйства управление предприятиями, так же как и промышленностью в целом, является функцией государства. Государство осуществляет плановое руководство предприятиями в целях рационального использования материальных и трудовых ресурсов и максимального удовлетворения непрерывно растущих потребностей социалистического общества.
В настоящее время наше государство осуществляет крупные меры по организации системы оптовой торговли средствами производства. В этих условиях предприятие самостоятельно или с помощью посредников изучает конъюнктуру рынка, возможности потенциальных партнеров, информацию о движении цен и организует материально-техническое обеспечение собственного про изводства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.
Одной из важнейших задач всех отраслей народного хозяйства, в том числе и строительства, является дальнейшее совершенствование системы ценообразования путем наиболее эффективного использования цены продукции как экономической категории и планомерного развития социалистической экономики. С помощью цены государство осуществляет планирование и контроль общественно необходимых затрат, соблюдает оптимальные народнохозяйственные пропорции, дает оценку производственных затрат и полученных результатов и др.
Такие предприятия называются государственными корпорациями, или государственными акционерными обществами (РАО). Взаимодействие с ними государство осуществляет через систему контрактов или соглашений.
3. Предприятия со смешанной, государственно-частной собственностью, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Деятельность таких предприятий также регламентируется частным правом. Государство осуществляет с ними взаимодействие через систему контрактов. Естественно, они более самостоятельны, чем предприятия со 100%-ной государственной собственностью.
Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикциояных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
Государство осуществляет страхование международных кредитов за счет своего бюджета. Список страхуемых рисков насчитывает сотни наименований (в Великобритании — около 300). На долю развивающихся стран приходится львиная доля правительственных гарантий.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.). Следует отметить, что ослабление внимания к нормированию оборотных средств проявилось задолго до начала рыночных реформ. Произошло это по следующим причинам. Во-первых, государство отказалось от финансирования прироста оборотных средств за счет уменьшения остатка прибыли, подлежащего уплате в бюджет. Во-вторых, прекратилась связь между кредитованием материальных запасов и затрат и величиной норматива оборотных средств. В-третьих, чрезмерная усложненность и детализация методики нормирования делала -ее малопригодной для мобильного уравнения средствами и ресурсами предприятия. В результате норматив оборотных средств исчез не только из отчетности, но и вообще из поля зрения предприятий.
Резко сократилась платежеспособность населения, ибо «обвалились» его реальные доходы. Государство отказалось от практики индексации заработной платы по мере роста инфляции. Недопустимо низким оказался порог минимальной заработной платы и очень редкими во времени стали акции по ее пересмотру. Во всяком случае, в 1998 г. население на свои доходы могло обеспечить душевое потребление мяса и мясопродуктов к уровню 1990 г. на 65%, молока— 58, рыбы и рыбопродуктов — на 45%.
Однако век науки стремительно кончается: нарастает этический кризис, идет резкое снижение профессионального стандарта, закладываемое уже на уровне образования. Начиная с 1991 г. в промышленности происходило падение производства и, как следствие, исчез активный спрос на инновации, на знания. В 1992 г. государство отказалось от функции управления наукой, предприняв кардинальный шаг по самой жесткой из возможных схем реформ. Финансирование прикладной, ведомственной науки в связи с ликвидацией всех ведомств было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были или акционированы и пытались выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или были ликвидированы. В государственных академиях в это же время финансирование было уменьшено более чем в К) раз. В этих условиях практически только государственные академии, благодаря своей самостоятельности, сумели сохраниться как системы и сохранили значительную часть научных кадров. По прогнозам Центра исследований и статистики науки количество занятых в сфере науки в России в 1997 г. составило около 1,2 млн. человек, из них исследователей - около 500 тыс., сократившись за 5 лет в 3 раза. В то же время доля госакадемий составляет от занятых в сфере науки и научного обслуживания около 12 %, а количество исследователей около 90 тыс. чел. [48].
Он проявился к крупной девальвации рубля и вспышке инфляции, параличе банковской системы, банкротстве сотен коммерческих банков, нарушении механизма банковских расчетов, крушении фондового рынка и надежд на валютную стабильность. Государство отказалось платить по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами, что означало его факти чес кое бан кротство.
Второй период характеризуется тем, что создаются государственные учреждения, которые берут на себя часть функций союза. Государство делает попытку приблизиться к плательщику, но не решается стать лицом к лицу с ним. Сумма (квота) определяется государством, но распределяется она между отдельными плательщиками не им, а союзами, каждому из которых государство назначает сумму налогов. Поскольку государство отказалось от полного нейтралитета в сфере раскладки налогов внутри союзов, то и круговая порука снимается с союза. Он раскладывает по норме, указанной правительством, и на этом его функции заканчиваются. Каждый плательщик отвечает за взнос налога лично. Таким образом, государство старается стать ближе к плательщику, чтобы лучше использовать платежеспособность граждан.
Резко сократилась платежеспособность населения, ибо «обвалились» его реальные доходы. Государство отказалось от практики индексации заработной платы по мере роста инфляции. Недопустимо низким оказался порог минимальной заработной платы и очень редкими во времени стали акции по ее пересмотру. Во всяком случае, в 1998 г. население на свои доходы могло обеспечить душевое потребление мяса и мясопродуктов к уровню 1990 г. на 65%, молока — 58, рыбы и рыбопродуктов — на 45%.
функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем. Включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. В 1989 г. через бюджет перераспределялось: в США 36% валового национального продукта, в Японии - 33, в ФРГ - 44,9, в Англии - 38, во Франции — 50,2, в Италии — 48,7, в Голландии — 53, в Швейцарии — 27,1% ВНП. В бывшем СССР в том же году доля гос. расходов в ВНП составила 52,2%. Бюджетно-налоговое регулирование предполагает сведение доходной и расходной частей бюджета то с избытком (чтобы препятствовать «перегреву» экономики), то с дефицитом, чтобы стимулировать ее рост. Дефицитное финансирование питает инфляционные процессы. Поэтому государства стремятся к сбалансированию бюджета. В 90-е годы акцент в бюджетном регулировании переносится на изменение структуры расхо-лов к гражданским, от краткосрочных к до досрочным программам. Кредитно-денежное регулирование включает изменение ставок процента, операции на «открытом рынке», изменение нормы обязательных банковских резервов. Административное регулирование в рыночной экономике осуществляется с помощью таких мер, как принудительное картелирование, необходимость получения разрешений на открытие предприятий и др. В 80-е годы в капиталистических странах происходило «дерегулирование экономики»: государство отказалось от регулирования ряда экономических показателей (тарифов на перевозки авто- и авиатранспортом, с гандартов безопасности на рабочих местах), оставляя их на усмотрение корпорации. В результате усиливались регулирующие тенденции рынка, конкуренции. В 90-е годы в ряде стран отходят от правоконсервагивной к более умеренной позиции в отношении государственного вмешательства в экономические процессы. В США происходит серьезная переориентация регулирования на цели долгосрочного развития — «инвестирование в будущее Америки» (инфраструктуру, человеческий капитал, гражданские НИОКР, охрану природы). Во Франции приоритетным направлением государственного регулирования является развитие культуры, образования и профессиональной подготовки, а с 1990 г. и жилищное строительство.
банковской деятельности. Государство отказалось от монополии в банковской сфере,
что в начале реформ государство отказалось от управления государствен-
собственности. В начале 1990-х гг. государство отказалось от управления
Государство отказалось от непосильных для него функций - монополиста-строителя и хозяина городского жилья, около 80% возводимого жилья приходится на частные строительные организации. Появились рыночно ориентированные застройщики, или «дивелоперские фирмы», в деятельности которых сочетаются функции заказчика, инвестора, подрядчика и брокера.
Группировка информации Генеральный управляющий Группируются следующим Групповых нормативов Групповой обработки Групповое поведение Грузоподъемных механизмов Грузопотоков нефтепродуктов Генеральными подрядчиками Гарантийному обслуживанию Генеральной дисперсии Генерального подрядчика Генеральную совокупность вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|