Государство посредством



1. Предприятия, находящиеся в непосредственном ведомственном подчинении, т.е. в подчинении государственных органов управления (в законодательстве России они называются «казенными»). Высшее руководство этих предприятий назначается правительством. Весь объем выпуска товаров предприятий формируется государственным заказом. Казенные предприятия не могут обанкротиться, государство полностью отвечает по их обязательствам.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими небольшими изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства населения, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в ст. 33 Конституции Северной Кореи предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов, оставшуюся от прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран — Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта — участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплатель-

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в ст. 33 Конституции Северной Кореи предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов, оставшуюся от прежнего общества. Отсутствуют прямые' налоги с населения в ряде арабских стран — Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта — участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 г. правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения .

НИОКР. Научно-технический прогресс в геофизике развивается бурными темпами. Мировой лидер геофизического сервиса компания Шлюмберже тратит на создание новой геофизической техники и технологий 2 млн. долларов в день. Если ограничиться только скважинной геофизикой, то уровень финансирования НИОКР выглядит следующим образом: США (компании Шлюмберже, Халибартон, Бейкер Хьюз) инвестируют около 170 млн. долларов\год, Китай - около 40 млн. долларов\год, Россия - около 3 млн. долларов\год. В СССР финансирование этого направления составляло около 150 млн.долларов\год. Подобная ситуация ведёт российский геофизический сервис к полной потере конкурентоспособности. Причина состоит в том, что государство полностью устранилось от этой заботы, ликвидировав ВМСБ, нефтяные компании не хотят тратить деньги на сторонние предприятия, а сервисные геофизические предприятия пока не имеют средств в достаточном для финансирования НИОКР объёме. Только Республика Башкортостан ещё находит возможность финансировать геофизическую науку. Должен сказать, что НПФ Геофизика отвечает на каждый вложенный в НИОКР рубль двумя рублями уплаченных налогов и обеспечивает работой 1000 человек.

Советское государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы. Роль государства в развитии общества значительно возросла, так как оно непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. Это было обусловлено переходом частной формы собственности к государственной (общенародной). В соответствии с этим государство перешло от налоговой формы пе-

Норма банков- В СССР государство полностью подчинило себе всю ской прибыли кредитную сферу. Монопольное положение занимал в России Государственный банк СССР. Он установил мизерный

Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и положило в ее основу постоянный дефицит средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Эта система руководства макроэкономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

этих функций государство полностью берет на себя и финансирование их осуществляется за счет всего на-


процесса, научно-исследовательской деятельности, обновлению учебной и научно-производственной базы, улучшению социально-бытовых условий труда и жизни студентов и сотрудников высших учебных заведений. В контексте перехода к рыночной экономике нельзя не видеть взаимосвязи развития высшей школы, социально-экономической и политической структуры нашего общества. Насколько сложны и противоречивы эти тенденции - хорошо известно и не требует дополнительных комментариев. Общепризнанно, что в цивилизованном государстве, достигшем экономического благополучия, интеллект и духовность являются доминирующими факторами экономического прогресса. Однако в условиях экономических реформ, на пути становления рыночных отношений, только государство посредством осуществления целостной политики в отношении образования может обеспечить поддержку высших учебных заведений, не допустить их деградации. И, в первую очередь, путем принятия Федеральной программы развития образования (одобрена Правительством Российской Федерации 31.03.1994 г., которая однако по сей день не получила законодательного подкрепления). Основные задачи этой программы:

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы в обществе. В таких условиях предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства, поэтому государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность.

Основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая, или регулирующая. Фискальная функция означает, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней. Стимулирующая, или регулирующая, функция означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса.

• Существенное влияние на систему бухгалтерского учета оказывает государство посредством Кодекса хозяйственного права, Закона о ценных бумагах и биржах, налогового законодательства и специальных нормативных актов.

В 1965 году предприятия формально получили право самостоятельно разрабатывать финансовый план, однако использовать это право на практике не могли. В условиях командно-административной системы государство посредством эсе-объемлющего планирования активно воздействовало на пропорции производства, распределение частей валового общественного продукта и национального дохода на цели потребления и накопления, координировало в масштабах всего народного

Очень важным в разработке инвестиционной политики является ее привязка к правовым аспектам регулирования инвестиционной деятельностью со стороны государства. Дело в том, что государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных вложенных капитальных и финансовых активов.

Таким образом, субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты, на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений, классифицируются по нескольким признакам:

Необходимо учитывать, что государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для продуцента бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.). Это делается как через различные виды договорных цен, так и государственные заказы и закупки.

щей отрасли. Государство посредством различных нормативных ак-

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на

Подготовке рабочей силы в достаточном для рынка труда количестве и нужной квалификации способствует содействие государства общему и профессиональному образованию. В развитых странах школы чаще всего принадлежат государству или муниципальным органам, как и учебные заведения, аналогичные российским техникумам. Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется непосредственно на фирмах. Государство посредством субсидий и налоговых льгот нередко стимулирует создание дополнительных ученических мест на предприятиях.


Группировка предприятий Группировки показателей Групповые нормативы Групповых технологических Групповой технологии Группового поведения Грузоподъемность транспортных Грузовыми операциями Генеральным направлением Генеральная ассамблея Генеральной совокупности Генерального секретаря Генерирующих мощностей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика