Государство прибегает



Закупки от имени государственных учреждений включают в себя самые разнообразные товары и услуги, которые, по мнению избирателей, необходимы для достижения стоящих перед страной целей. Закупают бомбардировщики, произведения скульптуры, классные доски, мебель, туалетные принадлежности, одежду, погрузо-разгру-зочное оборудование, пожарные автомобили, передвижное оборудование, горючее. В 1980 г. органы федерального правительства, правительств штатов и местные учреждения израсходовали около 143 млрд. долл. на цели образования, 149 млрд.- на оборону, 64 млрд.-на поддержание общественного благосостояния, 44 млрд.-на здравоохранение и больничное хозяйство, 33 млрд. -на дорожное строительство, 35 млрд. долл.-на освоение природных ресурсов и более мелкие суммы-на почтовую службу, космические исследования, жилищное строительство и реконструкцию городов. Поэтому неудивительно, что государство представляет собой огромный рынок для любого производителя или промежуточного продавца.

Экономические категории «амортизация», «оборотный капитал», «заработная плата» и «прибыль» — категории распределения первичного порядка, опосредующие отдельные воспроизводственные процессы. На поверхности экономической действительности они принимают финансовую форму. Теория относит их к всеобщей экономической категории «финансы». Каждая из частей стоимости, приобретающая в распределении свое целевое, фондовое предназначение в денежной форме, — совокупный элемент финансовых ресурсов. Данного распределения было бы достаточно, если бы речь шла об одном-единст-венном предприятии-государстве. Иными словами, если мысленно представить, что государство представляет собой одно-единственное предприятие, удовлетворяющее все имеющиеся потребности, то первичного распределения было бы достаточно и не было объективной необходимости перераспределять уже распределенные финансовые ресурсы. Достаточно было бы и одной-единственной экономической категории «финансы», которая опосредовала бы этот процесс первичного распределения стоимости. В данном случае практически отпадает и необходимость цены, выражающей на практике обменные операции. Ненужной становится и категория денег, ибо распределение можно осуществлять и в расчетных единицах любого свойства. Однако это — теоретическая утопия, хотя именно такое развитие экономики планировалось в первые годы советской власти.

Соглашение о разделе продукции [21] является договором, в соответствии с которым государство представляет предприятию-инвестору (контрактору) на возмездной основе исключительные права на поиск, разведку и добычу углеводородного сырья. Инвестор осуществляет работы за свой счет и на свой риск, расплачивается за полученные права и ресурсы оговоренной в соглашении частью добытой продукции в течение определенного срока.

«Политика» Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей природе — множество, оно состоит из многих частей». Одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные формы (тирания, олигархия, демократия). Монархия — древнейшая и самая «божественная» форма политического устройства. Она допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех других. Такие люди бывают, и для них нет закона, «они сами закон», такой человек «как бог между людьми». При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Полития (республика) — власть большинства, но «республика состоит из людей, носящих оружие». Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства.

вопросам ОВППБ председательствующее в Совете государство представляет ЕС в

Наконец, социальное государство представляет собой также

рынок, но и не государство - представляет собой разумный компромисс. Его

Представители либеральной идеологии прекрасно отдавали себе отчет в том, что правительство (государство) представляет собой орган, обладающий монополией на законное использование силы (или угрозы ее применения) в качестве средства, при помощи которого одни из нас могут в законном порядке принудительно воздействовать на других. И именно в связи с этим возникла одна из серьезнейших проблем: как найти способ обеспечить такое положение, чтобы полномочия применять насилие, предоставленные государству для того, чтобы защитить свободу, оставались в рамках именно этой функции и не могли превратиться в угрозу свободе. Здесь выступили на первый план две проблемы: во-первых, как устроить власть, чтобы обеспечить равенство пассивных политических прав, а для определенной части общества и активные политические права1; во-вторых, как покончить с принципом сосредоточения власти в одном центре. Иными словами, как обеспечить правовые гарантии личной свободы и личного самовыражения, т.е. осуществить то, что А. Смит позднее

В теории представителей классической школы государство представляет собой вооруженную силу, защищающую общество против всякого акта насилия со стороны других самостоятельных обществ и гарантирующую соблюдение договоров, по которым люди распоряжаются своим имуществом и пользуются хозяйственными средствами. Главный принцип классической школы — свобода человека, в том числе ив экономической деятельности. Свобода необходима как двигательная сила, как импульс, ибо сумма благополучия достигает максимальной величины тогда, когда каждый в отдельности заботится о самом себе: государство же должно следить за тем, чтобы каждому было предоставлено столько свободы, сколько может дозволить общественный порядок3.

рыночные отношения. Это объясняется тем, что государство представляет и защищает интересы общества в целом, а предприниматели ориентируются прежде всего на свою выгоду.

В этой статье содержится описание участников соглашения. Одна сторона представляет государство, причем эту роль может играть ННК или специальное уполномоченное агентство. В Индонезии контракты подписывает PERTAMINA. В Китае при заключении соглашений на освоение шельфовых участков государство представляет специально созданная Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National Offshore Oil Corporation — CNOOC). В Индии это Министерство нефти и газа. В качестве другой стороны соглашения выступает один или несколько инвесторов, образующих в этом случае консорциум. В консорциум может входить и ННК, как в Индии, где это Нефтегазовая корпорация (Oil and Natural Gas Corporation — ONGC). В Общем положении может указываться доля участия каждого инвестора. В Китае CNOOC обычно имеет 51% или меньше, в зависимости от желания оплачивать свою долю затрат на разработку. В Индии государство в случае обнаружения коммерческих запасов может получить до 30% участия, при этом оно должно будет оплачивать пропорциональную долю расходов на обустройство и эксплуатацию месторождения. Соответствующие положения прописаны в статье «Участие государства».


Можно сделать вывод, что традиционная модель определения совокупного реального дохода предполагает, что основной функцией государства является проведение антициклической бюджетно-налоговой политики (countercyclical fiscal policy). При таком подходе государство прибегает к дефициту бюджета (или сокращает бюджетный излишек), когда автономные инвестиции или чистое автономное потребление падает ниже уровня, соответствующего полной занятости, в результате чего возникает рецессионный разрыв. Доходы государства должны превышать расходы (или бюджетный дефицит должен уменьшаться), когда автономные инвестиции или чистое автономное потребление превышает уровень полной занятости, что может привести к инфляционному разрыву. Это основная рекомендация, которую дает Дж. М. Кейнс, следуя своему теоретическому подходу.

Третьим методом мобилизации государственных доходов являете эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лить в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов; ведь владельцы облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

Цена как экономическая категория становится важнейшим инструментом формирования доходов государства при планово-регу-лируемой экономике. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если государство не прибегнет к регулированию цен, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран государство прибегает к регулированию цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение. Цены используются государством при таможенном регулирований и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам таможенные пошлины взимаются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Следовательно, возрастают доходы бюджета (и цены на внутреннем российском рынке).

В демократическом государстве бюджет—законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной политике является именно направление денежных ресурсов на достижение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессийм. Чрезвычайные меры

Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и других национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным об-188 разом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. 1А ней государство прибегает при

2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К. этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

Как известно из темы 15, в целях регулирования денежного обращения и ликвидации бюджетного дефицита государство прибегает к выпуску государственных ценных бумаг. В 1994 г. дефицит консолидированного бюджета в нашей стране возрос до 10,7% к валовому внутреннему продукту. Под этим предлогом с 1994 г. Банк России и правительство наладили нарастающую эмиссию государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ): с 20,5 трлн руб. в 1994 г. до 605,5 трлн руб. в 1997 г. Для привлечения инвесторов аукционная доходность этих ценных бумаг в отдельные месяцы, например, в 1996 г. доходила до 120—200% годовых. Совершенно очевидно, что выпуск ГКО и ОФЗ использовался для спекулятивной наживы. Собранная выручка от продажи этих бумаг лишь в сравнительно небольшой части (от 5 до 60%) поступала в бюджет.

несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой — во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и денежной политике (см. гл. 17 и 19). Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов. Денежная политика — это политика, направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее различные направления государственного регулирования

несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег (что менее характерно для современных условий), или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции: высокой — в первом случае или более низкой —¦ во втором вкупе с другими проблемами (обслуживание государственного додга, удорожание ссудного капитала в стране). Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Структура бюджета любого уровня в современном развитом государстве состоит из доходов и расходов, а если потребности в расходах больше, чем размеры собираемых доходов, государство прибегает к займам внутри или вне страны.


Генеральный управляющий Группируются следующим Групповых нормативов Групповой обработки Групповое поведение Грузоподъемных механизмов Грузопотоков нефтепродуктов Генеральными подрядчиками Гарантийному обслуживанию Генеральной дисперсии Генерального подрядчика Генеральную совокупность Генетические алгоритмы вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика