|
Государство сохраняет
Важным направлением централизованного воздействия является финансирование. Для развития и расширения предприятия,, его технического перевооружения, реконструкции необходимы капитальные вложения, которые покрываются за счет государственного бюджета, фонда развития производства и кредита. Размер ассигнований из бюджета и поступления в бюджет утверждаются предприятию вышестоящей организацией, а следовательно, государство регулирует развитие предприятия в нужном направлении и в тоже время обеспечивает его необходимыми средствами.
В России, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает заметное место и имеет некоторые особенности. Во-первых, приватизация носит централизованный характер. Это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы. Во-вторых, историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономике к рыночной. В-третьих, приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований. В-четвертых, масштабность, массовый характер приватизации.
Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции, в современной же экономике функции государства «на порядок» глубже и разнообразнее. Государство само стало крупнейшим предпринимателем. Так, в Китае госсектор дает свыше 50% валового общественного продукта, в Италии — 39-42%, в т. ч. в промышленности 30%. Во Франции госпредприятия производят треть ВНП. В США госсобственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и 9% занятых в народном хозяйстве. Велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок. Государство регулирует деятельность частных предпринимателей с помощью законодательства и администрирования. Так, в США более двух десятилетий назад федеральные органы контролировали существенные параметры ценообразования, производства и продукта в отраслях, на которые приходилось около '/4 ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь и т. д.), т. е. те отрасли, которые в Западной Европе были национализированы.
3. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территори;шьной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Основным налогом, при помощи которого государство регулирует доходы, получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 23 II части НК РФ.
практически полное невмешательство государства в экономику во время Великой депрессии (по крайней мере, по современным стандартам, когда государство регулирует почти все сферы экономики) стало причиной возникновения глубокого рецессионного разрыва. Поэтому Дж. М. Кейнс выступал за усиление роли государства для выхода из кризиса.
В России, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает заметное место и имеет некоторые особенности. Во-первых, приватизация носит централизованный характер. Это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы. Во-вторых, историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономике к рыночной. В-третьих, приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований. В-четвертых, масштабность, массовый характер приватизации.
Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Эта модель была ошибочной даже в эпоху капитализма свободной конкуренции, в современной же экономике функции государства «на порядок» глубже и разнообразнее. Государство само стало крупнейшим предпринимателем. Так, в Китае госсектор дает свыше 50% валового общественного продукта, в Италии — 39-42%, в т. ч. в промышленности 30%. Во Франции госпредприятия производят треть ВНП. В США госсобственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и 9% занятых в народном хозяйстве. Велик удельный вес государственного потребления, которое осуществляется через систему госзакупок. Государство регулирует деятельность частных предпринимателей с помощью законодательства и администрирования. Так, в США более двух десятилетий назад федеральные органы контролировали существенные параметры ценообразования, производства и продукта в отраслях, на которые приходилось около '/4 ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь и т. д.), т. е. те отрасли, которые в Западной Европе были национализированы.
Если государство регулирует с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, то оно влияет на темпы их развития, разрешает противоречия между изготовителем и потребителем продукции, между интересами предприятий и интересами общества, подчиняя деятельность предприятия национальным интересам. Таким образом, отказавшись от многих прежних форм вмешательства в экономику, ограничив масштабы перераспределения национального дохода государство сохраняет за собой роль центра долгосрочного стратегического регулирования экономики.
При акционировании вузов государство сохраняет роль экономического центра, использующего для регулирования деятельности только экономические методы: участие вузов в качестве учредителей в иных организациях, кооперация с банками, создание дочерних предприятий и т.д. Такой подход будет способствовать материально-техническому и социальному развитию. При акционировании вуза (где основную долю в капитале получает государство) возникает ряд серьезных проблем, например, введение платы за обучение и выплаты гарантированной государственной стипендии. На первый взгляд, эти категории, как будто, взаимоисключающие. С одной стороны, студент вносит плату за обучение. Она должна быть достаточной для оплаты труда преподавателей, учебных пособий, эксплуатационных расходов на учебный процесс, расходов на научные исследования для развития учебных дисциплин, частичного формирования прибыли АО "ВУЗ" и т.д. С другой стороны, государство законодательно и экономически гарантирует сохранение имеющихся социальных достижений и удовлетворение потребностей рыночной экономики в специалистах путем установления гарантированной стипендии. При этом государство может, например, размером стипендии стимулировать появление необходимых специалистов на рынке квалифицированной рабочей силы в определенное время в заданном регионе страны. Внося плату за обучение, студент подтверждает свое желание приобрести высокую квалификацию по специальности, государство стипендией стимулирует студента в достижении его цели. Следовательно, эти категории дополняют друг друга.
Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.
Различают фактическую себестоимость продукции и себестоимость в целях обложения налогом на прибыль. Государство сохраняет за собой право регулировать порядок отнесения затрат на себестоимость продукции для целей налогообложения. В фактическую себестоимость включаются практически все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Для целей налогообложения фактические затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном Порядке нормативов.
государство сохраняет за собой значительный пакет акций, и решение государства продать
Различают фактическую себестоимость продукции и себестоимость в целях обложения налогом на прибыль. Государство сохраняет за собой право регулировать порядок отнесения затрат на себестоимость продукции для целей налогообложения. В фактическую себестоимость включаются практически все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Для целей налогообложения фактические затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном Порядке нормативов.
Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).
Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).
Таким образом, государство сохраняет свое влияние на воспроизводственные процессы в электроэнергетике и в то же время предоставляет энергокомпаниям определенную свободу маневра в управлении этими процессами, что предполагает повышение их эффективности.
В РФ даже тогда, когда ее экономика была мало связана с мировым рынком, Э.к. отрицательно отражались на ней. Сейчас зависимость экономики РФ от мировых рынков резко возросла, причем от рынков энергоресурсов, сырья и полуфабрикатов, наиболее чувствительных к кризисным падениям производства. Современные Э.к. не такие глубокие, как в 30-е гг., но они органически присущи капиталистической экономике. Экономическая политика РФ должна постоянно учитывать этот фактор и по возможности участвовать в формировании мировой политики, направленной на их предотвращение или ослабление их отрицательных последствий, в том числе и для РФ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ - одна из форм экономического объединения государств, более развитая форма экономической интеграции, предполагающая не только снятие барьеров во взаимной торговле, как в зоне свободной торговли или таможенном союзе, но и проведение общей экономической политики. При этом наднациональное регулирование, связанное с функционированием Э.с., предполагает вмешательство не только в сферу обмена, но и в сферу производства. Это регулирование в условиях частного предпринимательства и действия закона стоимости как главного регулятора производства призвано вносить лишь определенные коррективы в механизм рынка в целях стимулирования процессов воспроизводства в масштабе всех стран-участниц, изменения межотраслевых пропорций, ослабления тех или иных социальных противоречий и т.д. Для этого может использоваться общая для всех стран налоговая политика, субсидирование развития отдельных производств или районов из общих фондов союза, составление общих программ экономического развития и другие меры. Тем не менее и в условиях Э.с. национальное государство сохраняет в своих руках такую важную экономическую функцию,
В условиях действия контрактных фискальных систем государство сохраняет за собой право собственности на полезные ископаемые. Нефтяные компании имеют право получать часть добытой продукции или доходов от ее продажи в соответствии с договором о разделе продукции или сервисным контрактом. Пионером в области внедрения договоров о разделе продукции стала Индонезия, приступившая к их заключению еще в начале 1960-х годов.
Группировочные ведомости Групповых дискуссий Групповой деятельности Генеральных директоров Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей Генеральное соглашение Генеральному директору Гарантиям пенсионных Географическая концентрация вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|