Государство становится



В Конституции 1977 г. (Основном Законе) СССР закреплена социальная политика КПСС, являющаяся основой планирования социального развития всех звеньев общественного производства. В статье 19 Основного Закона СССР определено, что государство способствует усилению социальной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР. Реализация конституционных положений осуществляется в нашей стране путем расширения возможностей для применения трудящимися своих творческих сил, улучшения условий и охраны труда, неуклонного проведения в жизнь курса на повышение материального благосостояния трудящихся, развития государственной системы здравоохранения и т. д.

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО — самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их использовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. К. х. представляет собой форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Членами К. х. являются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой К. х. считается один из его дееспособных членов, который представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. К. х. является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность К. х. со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения собственниками и землепользователями законодательства. Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные К. х. в результате действия государственных или иных органов, нарушивших К. х., а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к К. х., подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом. Отношения К. х. с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров, операций по наличному и безналичному расчету. Государство способствует развитию К. х. путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экономических нормативов и др. Созда-

Современное государство активно участвует в хозяйственной жизни и выполняет функции по созданию и использованию в интересах всех лиц страны эффектов общественных благ. Государство способствует максимизации рациональных эффектов общественных благ в целях стимулирования структурного обновления экономики, поддержания экономического роста, занятости и повышения уровня жизни граждан.

Политика займов (внутренних и внешних) должна обеспечить осуществление государственных расходов за счет реальных доходов частных секторов экономики, но когда эти доходы рассматриваются негосударственным сектором как способ эффективного размещения сбережений с целью извлечения опять-таки реальных доходов. Иначе говоря, политика займов может быть эффективной лишь тогда, когда государство способствует развертыванию системы механизмов реального инвестирования, расширяющей источники реального присвоения доходов- Совокупность процессов подобного рода называется бюджетным вытеснением. Бюджетное вытеснение — это форма инвестиционной конкуренции государства, бизнеса и домохозяйств, когда сбережения перетекают от бизнеса и домохозяйств к государству, но в целях реального увеличения национального дохода. Бюджетное вытеснение не всегда оказывается эффективным. Нередко то, что собирает государство в виде займов в итоге трансформируется в невозвратные кредиты, взятки, нецелевое использование фондов и интересах бюрократии, теневые доходы, просто потери, потребительские расходы не из рыночных источников и т.д. В результате часть покрытого займами бюджетного дефицита оказывается не реальной, а номинальной (чисто ценовой без обеспечения физическим эквивалентом производства реальных товаров и услуг), что приводит к развитию отрицательных макроэкономических тенденций (инфляции, безработице, спаду, росту государственного долга и т.п. явлениям). Таким образом, мера эффективности бюджетной политики определяется комплексом фактически реализованных целей, соотнесенного с обусловившими их достижения средствами.

Современное государство активно участвует в хозяйственной жизни и выполняет функции по созданию и использованию в интересах всех лиц страны эффектов общественных благ. Государство способствует максимизации рациональных эффектов общественных благ в целях стимулирования структурного обновления экономики, поддержания экономического роста, занятости и повышения уровня жизни граждан.

Политика займов (внутренних и внешних) должна обеспечить осуществление государственных расходов за счет реальных доходов частных секторов экономики, но когда эти доходы рассматриваются негосударственным сектором как способ эффективного размещения сбережений с целью извлечения опять-таки реальных доходов. Иначе говоря, политика займов может быть эффективной лишь тогда, когда государство способствует развертыванию системы механизмов реального инвестирования, расширяющей источники реального присвоения доходов. Совокупность процессов подобного рода называется бюджетным вытеснением. Бюджетное вытеснение — это форма инвестиционной конкуренции государства, бизнеса и домохозяйств, когда сбережения перетекают от бизнеса и домохозяйств к государству, но в целях реального увеличения национального дохода. Бюджетное вытеснение не всегда оказывается эффективным. Нередко то, что собирает государство в виде займов в итоге трансформируется в невозвратные кредиты, взятки, нецелевое использование фондов и интересах бюрократии, теневые доходы, просто потери, потребительские расходы не из рыночных источников и т.д. В результате часть покрытого займами бюджетного дефицита оказывается не реальной, а номинальной (чисто ценовой без обеспечения физическим эквивалентом производства реальных товаров и услуг), что приводит к развитию отрицательных макроэкономических тенденций (инфляции, безработице, спаду, росту государственного долга и т.п. явлениям). Таким образом, мера эффективности бюджетной политики определяется комплексом фактически реализованных целей, соотнесенного с обусловившими их достижения средствами.

В данной теме, во-первых, подробно проанализируем взаимоисключающие состояния макроэкономики: а) падение и подъем производства; б) безработицу и занятость и в) инфляцию и устойчивость денежного обращения. Во-вторых, выясним, как государство способствует предотвращению крайних отрицательных последствий стихийного развития рынка.

Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно повышает эффективность рыночного механизма:

Концепции неолибералов обычно отличаются от практики хозяйственной деятельности, от экономической политики, проводимой правительствами ФРГ, Швеции и других стран. С неолибералами нередко полемизируют и сторонники неоклассического направления. Авторы книги «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю, к примеру, считают, что государство не сужает, а расширяет сферу свободного выбора, принимая решения, связанные с производством общественных товаров1. Государство способствует нейтрализации кризисов, депрессии. Его действия можно сравнить со светофором, который не только задерживает, но и пропускает транспорт, предотвращает транспортные пробки.

Концепции неолибералов обычно отличаются от практики хозяйственной деятельности, от экономической политики, проводимой правительствами ФРГ, Швеции и других стран. С неолибералами нередко полемизируют и сторонники неоклассического направления. Авторы книги «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю, к примеру, считают, что государство не сужает, а расширяет сферу свободного выбора, принимая решения, связанные с производством общественных товаров1. Государство способствует нейтрализации кризисов, депрессци. Его действия можно сравнить со светофором, который не только задерживает, но и пропускает транспорт, предотвращает транспортные пробки.

Государственный сектор оказывает влияние на совокупный спрос и выпуск по двум направлениям: через политику фискальную и политику кредитно-денежную (монетарную). В первом случае государство способствует росту совокупного спроса посредством увеличения объёма своих закупок товаров и услуг и снижением налогов; напротив, для уменьшения совокупного спроса государство должно ограничивать рас-


ство вплотную подводит экономику своей страны к той исчеза-юще тонкой черте, за которой уже начинается полное огосударствление экономики. Однако государство, принадлежащее буржуазии (при империализме это означает - в первую очередь монополистической буржуазии), может переступить эту черту лишь в каких-то совершенно исключительных случаях, когда буржуазия какого-либо региона оказалась бы вынужденной временно отдать своему государству больше власти над своими фирмами, чем оставить себе, - отдать, несмотря на неизбежно высокий риск потерять эту власть навсегда, навсегда перестать быть верховными собственниками своих фирм. Понятно, что такого рода исключительные случаи очень маловероятны (37). Мы видим, что во всех случаях, когда общество той или иной страны переходило от монополистического капитализма к неоазиатскому способу производства, при котором государство становится единственным бюрократическим аппаратом, владеющим производительными силами/управляющим экономикой и эксплуатирующим рядовых трудящихся, — во всех таких случаях аппарат буржуазного государства в большой мере разрушался, и на смену разрушенным структурам госаппарата возникали новые, воздвигнутые «на чистом месте». Разрушение буржуазного государства и создание нового осуществляли эксплуатируемые классы тех стран, где происходил переход к неоазиатскому строю, — иногда при помощи войск тех стран, где этот строй уже существовал, но по большей части без таковой.

Mop; in iH«. к Несомненно, что более значимую роль в развитии кризиса по сравнению с мошенничеством сыграла проблема морального риска. Напомним из главы 12 суть этой проблемы: застраховав банковские депозиты, государство становится морально ответственным за управляющих сберегательными учреждениями. Это подвергает систему государственного страхования риску, что эти управляющие будут предпринимать более рискованные действия. Хотя мошенничество является крайностью этой проблемы, она может возникнуть и при вполне законных рискованных операциях. Вся сложность заключается в том, что такого рода операции с большей вероятностью могут стать причиной банкротства застрахованной организации.

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Государство становится как бы дирижером огромного оркестра, в котором каждый хозяйствующий субъект играет свою роль.

Но, наверное, самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в свое правительство. Люди ожидают от власти в первую очередь защиты своей личности и имущества от всяческих жуликов, посягающих на чужое добро. Если же само государство становится жуликом, "разбавляя" стоимость национальной валюты, — откуда у людей может взяться уверенность, что государство оградит их собственность от посягательств и

Производство товаров не может нормально развиваться в рамках общей совместной собственности, которая затрудняет хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскую деятельность. Оно полностью парализуется, когда государство становится единственным собственником средств и результатов производства.

кращаются поставки зерна, государство становится банкротом, а валютные

ственную продукцию. Государство становится крупнейшим покупателем этой

«социальная рыночная экономика», в которой государство становится необходи-

Производство товаров не может нормально развиваться в рамках общей совместной собственности, которая затрудняет хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную предпринимательскую деятельность. Оно полностью парализуется, когда государство становится единственным собственником средств и результатов производства.

Характерными чертами планово-централизованной модели являются общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы как основа экономики, и централизованное (тотальное) планирование как основное звено механизма координации. Между этими чертами есть прямая и непосредственная взаимосвязь, заключающаяся в том, что государство становится по существу единственным собственником всех ресурсов общества. В этой модели исчезает главное условие рыночного механизма — экономическая свобода хозяйственных субъектов, которая заменяется системой централизованного государственного планирования. И хотя в рамках данной модели сохраняются атрибуты рыночного механизма (товары, деньги, банковская, финансовая и кредитная системы), они превращаются в дополнительные инструменты планового государственного учета и контроля за хозяйственной деятельностью.

Имела место дискуссия относительно влияния налогообложения на инвестиции (investment). Мнение о том, что налогообложение дохода сокращает рентабельность инвестиций и поэтому снижает стимулы к инвестированию, представляется слишком простым. Если учитывать неопределенность дохода от инвестиций и тот факт, что в большинство систем подоходного налога включены положения о компенсации убытков (loss-offsetting provisions), то существование подоходного налога не может уменьшить средний ожидаемый доход от инвестиций, поскольку государство становится партнером инвестора, участвующим как в прибылях, так и в убытках нового проекта. Фактически, благодаря разделению риска наличие налога может даже увеличить инвестиции. Результат зависит от таких факторов, как отношение инвестора к риску и разнообразие доступных для него активов.

Суть позднего меркантилизма состоит в том, что: а) государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью ввезенных и вывезенных товаров. Ключевой принцип внешней торговли - больше продавать — меньше покупать. Импорт нужен, но лишь в той мере, в какой способствует росту экспорта; б) обеспечить это (активный торговый баланс) можно двумя способами: или за счет вывоза из страны только готовых изделий, поскольку от их продажи государство получает больше денег, чем от вывоза сырья, или при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу под строгим контролем государства. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой; в) для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков необходимо использовать таможенные пошлины, с помощью которых можно поощрять вывоз и ограничивать ввоз товара.


Группируются следующим Групповых нормативов Групповой обработки Групповое поведение Грузоподъемных механизмов Грузопотоков нефтепродуктов Генеральными подрядчиками Гарантийному обслуживанию Генеральной дисперсии Генерального подрядчика Генеральную совокупность Генетические алгоритмы Географические демографические вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика