|
Государство вынуждено
СКРЫТЫЙ РЫНОК ТРУДА - рынок, образуемый работниками, для которых вероятность потерять работу весьма велика. Речь идет о людях, которым приходится трудиться в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. По официальной статистике они не являются безработными. К С.р.т. относятся также люди, которые отчаялись найти работу и, утратив право на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда. Гипертрофия С.р.т. — отличительная черта переходного периода, в условиях которого при недостаточности средств по соц. защите вынужденно незанятого населения государство стремится переложить часть функций по смягчению перехода к рыночным отношениям на администрацию и трудовые коллективы предприятий. С.р.т. по данным официальной статистики соотносится с открытым рынком как 5:1. Наряду с разбуханием С.р.т. наблюдается застойный характер происходящих в нем процессов: значительная часть рабочей силы находится в его сфере недопустимо долго для эффективной экономики.
Социалистическое государство стремится к максимальному развитию производительных сил страны всех союзных республик и экономических районов. Но на каждом историческом этапе развития необходимо учитывать объективные факторы, сдерживающие расширение производства. Возможности расширения производства определяются размерами той части национального дохода,которая предназначена на эти цели,наличием материальных и трудовых ресурсов, достигнутым уровнем развития науки и техники, производительности общественного труда и др. По мере развития народного хозяйства возможности развития производительных сил расширяются.
Очевидно, что, если государство стремится снять с госбюджета часть торговых и инвестиционных рисков, то одним из вариантов решения могло бы стать создание специального агентства по страхованию инвестиций.
Прямая национализация отрасли промышленности. В этом случае государство стремится реорганизовать определенную отрасль изъятием частных предприятий в отрасли и установлением государственной монополии (например,
имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.
Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».
В разных странах даже с примерно одинаковым условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.
Таким образом, налоговое прогнозирование на государственном уровне и на уровне налогоплательщика, представляя собой процесс определения налоговых сумм, различается в части интересов государства и налогоплательщика. Государство стремится получить как можно больше средств для выполнения возложенных на него функций, но это стремление упирается в возможности налогоплательщика заплатить требуемую государством сумму. Налогоплательщик стремится к всемерной минимизации своих обязательств перед государством, используя все предоставленные ему действующим законодательством права и возможности, а иногда и переходя за рамки закона.
Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.
Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».
Другими словами, государство стремится предотвратить ущерб, который люди могут нанести друг другу, и следит за соблюдением свода законов, в рамках которого люди могут мирно взаимодействовать. В этой связи критически важными для благосостояния страны являются контроль за соблюдением контрактов и отказ от всяких ограничений, регулирующих предписаний и дифференцированных налогов, препятствующих обмену. Парето может стать безработица, и тогда государство вынуждено вмешаться, чтобы обеспечить приемлемый уровень занятости. Оно вынуждено также вносить коррективы в платежный дисбаланс, региональные проблемы и движение цен. Государство берет на себя финансирование оборонных услуг и фундаментальных научных исследований. Через свою бюджетную политику государство воздействует на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение, службу занятости, образование и науку, осуществляет защиту окружающей среды и экологический мониторинг, защищает правопорядок и борется с терроризмом и преступностью. Государство устанавливает технологические стандарты и принимает меры по усилению конкуренции. По существу, это услуги, оказываемые государством обществу в обмен на то, что общество (налогоплательщики) содержит государство.
Во-вторых, ограничение конкурирующего импорта потребительских товаров. С точки зрения эффективности и принципов международного разделения труда это нерационально, но государство вынуждено проводить протекционистскую политику, чтобы не разрушить сельское хозяйство окончательно, не вызвать безработицу и социальный взрыв.
Чтобы лучше понять степень воздействия инструментов бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM, рассмотрим пример. Предположим, что реальные государственные расходы увеличиваются, а все другие бюджетные инструменты (включая налоги) при этом остаются неизменными. Тогда государство вынуждено финансировать увеличение государственных расходов за счет излишних средств бюджета или же, что более вероятно, путем увеличения уже существующего бюджетного дефицита.
Октябрьская революция в России и народно-демократические революции в странах Восточной Европы проходили в условиях финансового банкротства прежних режимов. Чрезвычайная финансовая ситуация обусловливала необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса. Важное место среди них занимала политика всемерного сокращения расходов на управление, военных и других непроизводительных затрат. В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство вынуждено было выбирать приоритетные направления использования средств, подлежавшие безусловному и полному финансированию.
Прежде всего система рыночной экономики отвергает сложившиеся ранее постулаты о закономерности постоянного расширения сферы распределения через общественные фонды потребления, перехода с помощью этой сферы к полному распределению по потребностям. Анализ причин опережающего роста общественных фондов потребления по сравнению с ростом оплаты труда приводит к выводу, что это опережение продиктовано изменениями состава потребностей населения, расширением круга лиц, имеющих гарантированные права на получение льгот и бесплатных услуг, увеличением размеров выплат, напрямую зависящих от получаемой и при этом постоянно растущей заработной платы (например, пособия по социальному страхованию, пенсии, оплачиваемые отпуска и др.). Иными словами, это такие факторы роста общественных фондов потребления, которые предопределены не возможностями, а обязанностями государства, его декларациями. Пытаясь выполнить данные обязательства и зачастую не имея реальных источников их обеспечения, государство вынуждено прибегать к эмиссии бумажных денег.
Наиболее очевидной и наиболее болезненной была проблема цен. Товарный рынок разрушался — во многом, как указывалось, в результате непродуманного расширения прав предприятий и их коллективов. Неудержимо росли зарплаты, а производство в лучшем случае не сокращалось. Поскольку предприятия завышали оптовые цены, а розничные оставались на прежнем уровне, государство вынуждено было все более увеличивать расходы на субсидии — это оказывало давление на бюджет... После продолжительных колебаний правительство решило действовать в духе времени, то есть демократически, — поручив премьеру Н. Рыжкову «посоветоваться с народом». Дело кончилось конфузом: народ воспринял вопрос как завуалированное сообщение о предстоящем повышении цен и бросился в магазины, и без того полупустые. Обнаружив, что от былой популярности не осталось и следа, правительство отложило пересмотр цен и стало ясно, что это правительство на такой шаг больше не решится.
Лучше вообще обходиться без долгов. Тем более, берешь в долг чужие деньги и на срок, а отдаешь свои и навсегда. Но иногда государству приходится прибегать к заимствованиям. Весь расчет здесь на то, что они помогут справиться с трудностями, возобновить экономический рост, а там и расплатиться с долгом будет полегче... Но вот если рост не возобновится, что делать? Это опасная игра. Если брать очень много, расплатиться потом будет трудно. Чтобы выплачивать проценты (а с помощью ГКО государство заманивало капиталы самыми высокими процентами!), нужно занимать еще и еще, это называется финансовой пирамидой. И обязательно наступит день, когда она рухнет. Беда в том, что несколько лет подряд Государственная дума, вопреки предупреждениям тех разумных экономистов, которых депутаты презрительно именовали монетаристами, принимала, навязывала стране и правительству федеральные бюджеты с большим дефицитом. Мы видели, как это делалось в 1993 году. Чтобы покрывать дефицит, государство вынуждено было все больше и больше погрязать в долговую трясину, заимствуя средства как внутри страны, так и у чужеземных спекулянтов, слетавшихся сюда в погоне за сверх-
Оставалось только одно: все глубже влезать в долги. Минфину пришлось проводить крупномасштабные размещения ГКО, невзирая на то, что рыночная ситуация для них была самой неблагоприятной: государство вынуждено было занимать деньги, в основном, у коммерческих банков под очень высокие проценты. Уже в первом полугодии 1996 года объем находящихся в обращении ГКО увеличился вдвое. К началу 1997 года реальная величина долга достигла 16,2% ВВП, что много для страны, всего лишь три года практикующей заимствования на финансовом рынке. Еще в большей степени увеличился внешний долг государства: иностранные инвесторы получили право покупать ГКО, доходность которых по сравнению с доходностью аналогичных ценных бумаг в других странах была выше, и не преминули воспользоваться новыми возможностями.
В настоящее время стало привычным явлением, когда государство выступает в качестве крупного заемщика. С 60-х годов доходы бюджета редко соответствовали расходам и разница между ними покрывалась в первую очередь за счет выпуска долговых инструментов. Более того, для того чтобы мобилизовать средства, необходимые для оплаты старых долгов в срок, государство вынуждено выпускать новые долговые инструменты. Такое рефинансирование долга (debt refunding) иногда позволяет держателям долговых бумаг при наступлении срока погашения заменить их на бумаги нового выпуска и в результате получить налоговые преимущества.
государство вынуждено передавать функции управления в частную собственность, поскольку
лубляется системный и финансовый кризис, государство вынуждено
Групповых дискуссий Групповой деятельности Генеральных директоров Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей Генеральное соглашение Генеральному директору Гарантиям пенсионных Географическая концентрация Географическим признакам вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|