Государство выступает



О порядок расчета налогов (платежей за пользование недрами, налога на прибыль и др.). Конкретный механизм регулирования всех этих вопросов или определяется действующим законодательством, или должен быть согласован в процессе переговоров. Предварительно каждая из сторон, т.е. инвестор и государство, выполняет технико-экономические расчеты, которые позволяют им определить свою позицию. Из этих расчетов каждая сторона определяет для себя предельные значения, до которого она может торговаться. Предметом переговоров является система показателей (роялти, доли раздела продукции на затратную и прибыльную, интенсивность погашения затрат и пропорции раздела прибыльной продукции и т.д.), которые, в общем случае являются взаимозависимыми.

Учение о налогах, получившее официальное признание в советский период, можно охарактеризовать как этатистское (государственни-ческое). Этой теории присущ приоритет интересов государства. Потребностями государства объяснялись все процессы, происходящие в налоговом праве. Правовое положение налогоплательщиков зависело от государственной политики. Государство рассматривалось как монополист публичной власти, ничем не связанный в своем одностороннем волеизъявлении. Считали, что в отношениях с гражданами государство выполняет мессианскую роль, выступает «благодетелем», выполняющим общественные функции в порядке одолжения подвластным.

В современной рыночной системе государство выполняет ряд функций стимулирования развития производства и роста благосостояния населения. Для этого оно должно не просто обеспечивать все необходимое для нормального функционирования рынка, обязано не только защищать законные права граждан и предприятий. Другие обязательные функции государства — помогать предприятиям адаптироваться к изменениям и колебаниям рынка, создавать благоприятные условия для развития производственной деятельности, финансировать заделы на общезначимые мероприятия с серьезным общим эффектом — научные исследования, развитие информационной и транспортных инфраструктур, стимулирование инновационной активности. А также поддерживать духовное и физическое здоровье своего населения через подобающее финансирование образования, искусства и здравоохранения.

Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. При этом государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Экономическое значение защитной функции достаточно очевидно. Если государство выполняет ее достойно, люди верят, что не будут обмануты и все произведенное ими будет ограждено от посягательств не только грабителей, но и государства с его высокими налогами и разрушительной инфляцией. Иначе говоря, защита гарантирует, что засеявшему поле будет позволено собирать урожай. Урожай в результате оказывается обильным.

Здесь большое место отведено современной экономической теории, которая освещает состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине XX столетия. Именно в это время начал действовать такой мощный фактор обновления всего уклада человеческой жизни, как научно-техническая революция. Последняя обусловила переход к информационному обществу и небывалый рост экономической и социальной эффективности производства. Одновременно совершаются огромные перемены в экономических отношениях. Так, в странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой впервые государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия и ряд других стран вступили в переходный период, ведущий к новому социально-экономическому порядку. Во всем мире быстро развиваются межнациональные и международные интеграционные связи.

В данном варианте «смешанной экономики» государство выполняет минимально необходимые функции (рис, 18.2).

постсоветское государство выполняет те функции, которые должны стать

В переходных системах государство выполняет особые функ-

дов государство выполняет свои функции: оказание государственных услуг

Здесь большое место отведено современной экономической теории, которая освещает состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине XX столетия. Именно в это время начал действовать такой мощный фактор обновления всего уклада человеческой жизни, как научно-техническая революция. Последняя обусловила переход к информационному обществу и небывалый рост экономической и социальной эффективности производства. Одновременно совершаются огромные перемены в экономических отношениях. Так, в странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой впервые государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия и ряд других стран вступили в переходный период, ведущий к новому социально-экономическому порядку. Во всем мире быстро развиваются межнациональные и международные интеграционные связи.


Для большинства развивающихся стран, сравнительно щедро одаренных природными факторами экономического роста, характерен тот или иной тип капиталистической эволюции, для которой одним из важнейших катализаторов обычно служит национальная государственная политика в области использования основных элементов народнохозяйственного потенциала. Типичен в этом отношении пример стран—крупных производителей и мировых экспортеров углеводородного сырья, где, как уже говорилось, практически повсеместно государство выступает собственником геологических запасов данных топливно-энергетических ресурсов и первым получателем доходов от их эксплуатации.

Однако экономическое сопоставление, сравнение нефти и угля происходило не в вакууме. На этот процесс активно влияли конкретные исторические, социальные и политические условия жизни общества. Одним из основных таких условий является политика и практика империалистического государства. «В условиях государственно-монополистического капитализма, — пишет видный советский исследователь Я. А. Певзнер, — буржуазное государство выступает как сила, постоянно и весьма активно влияющая на полезность производимых товаров и услуг. Влияние государства пролегает одновременно по нескольким направлениям — и по линии распределения вновь произведенной стоимости, и по линии воздействия на структуру производства... Как сила, призванная преодолеть диспропорции, государственно-монополистический капитализм превратился в один из главных факторов, влияющих на структуру производства, на потребительную стоимость, а следовательно, на стоимостные отношения во всей их сложности и противоречивости... Влияние государственно-монополистического капитализма на распределение стоимости и на всю структуру производства определяется его социальной природой и в зависимости от конкретных обстоятельств может включать в себя такие факторы, как милитаризация, внешнеэкономический протекционизм, регулирование занятости, меры против структурных кризисов, или комбинацию перечисленных выше и других факторов... Каковы бы ни были конкретные направления государственного вмешательства, пни оказывают постоянное влияние... на весь комплекс стоимостных отношений и в то же время сами находятся под влиянием последних» (подчеркнуто мною. — А. П.) 28.

ионной цели своей деятельности. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества (полное и на вере), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, дочерние и зависимые общества), производственные кооперативы, гос. и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица — некоммерческие организации (не имеющие своей целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками) — не являются предпринимательскими организациями. Однако они могут осуществлять П.д. лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды,учреждения,объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). П.д. может осуществляться на частной, коллективной, совместной, гос. и смешанной формах собственности. В развитой рыночной экономике П.д. развивается на базе гос. собственности; в данном случае государство выступает как коллективный предприниматель. Предпринимательству присущи следующие важнейшие функции: экон., ресурсная, новаторская, соц. и организаторская. Для развития свободного, законного, цивилизованного предпринимательства в любой стране необходимы определенные соц.-экон., общественно-политические и организационно-правовые условия, гарантии и поддержка предпринимателей со стороны государства, законодательной и исполнительной властей.

- постоянное изменение элементов налогового законодательства, т.е. постоянное изменение правил игры. В таких условиях невозможна эффективная долгосрочная предпринимательская деятельность, ибо государство выступает ненадежным партнером;

Исторически именно государство выступило гарантом становления и развития рыночной системы в западном обществе. Государство по характеру своей деятельности становится одновременно элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития вообще, ибо оно берет на себя все те функции, которые неподвластны рынку. Подобную роль государства нередко расценивают как его «вмешательство» в рыночную экономику. Действительно, если оно стремится в той или иной мере подменить рынок и конкуренцию, налицо реальное вмешательство. Но когда государство выступает лишь гарантом соблюдения «правил игры» в рыночной экономике, гарантом рынка и свободы конкуренции, оно органически вписывается в рыночные принципы поведения. Важно найти тот оптимум, который ограничивает экономическую деятельность государства рамками, позволяющими ему эффективно способствовать раскрытию всех преимуществ рыночной системы на разных этапах развития своей страны. И здесь следует руководствоваться положением «отца» немецкого «экономического чуда» Л. Эрхарда: «Поменьше государства... Но не меньше, чем необходимо».

Между тем реальным заказчиком государство выступает только в отношении специалистов-чиновников - государственных служащих. Для решения относительно утилитарной задачи подготовки специалистов (не говоря уж об образовании в целом) других профилей и профессий цивилизованное государство не может позволить себе рекомендовать, его воздействие становится более опосредованным.

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Общество в лице государства заинтересовано в расширенном воспроизводстве совокупного и личного интеллектуального потенциала. В этом смысле государство выступает не только гарантом качества образования, но и как заинтересованная сторона — заказчиком и потребителем.

Кредит государственный - это совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика (нередко выступает и кредитором в системе международного кредита).

Роль государства. Важную роль в переходный период играют управленческие и регулирующие функции государства. В экономической жизни страны государство выступает: во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами права собственности. При этом непосредственное значение имеет оптимальное сочетание этих трех составляющих в определении и реализации роли государства в управлении и регулировании экономических процессов (рис. 2.3).

Налоги — это необходимое условие существования государства. В соответствии с Конституцией РФ государство выступает выразителем суверенитета народов Российской Федерации, обеспечивает проведение политики демократической, правовой и социальной направленности. Уплата налогов в этом случае удовлетворяет интересы всех членов общества. Поэтому обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер.


Групповых нормативов Групповой обработки Групповое поведение Грузоподъемных механизмов Грузопотоков нефтепродуктов Генеральными подрядчиками Гарантийному обслуживанию Генеральной дисперсии Генерального подрядчика Генеральную совокупность Генетические алгоритмы Географические демографические Географическое местоположение вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика