|
Государство воздействует
Предпосылки формирования мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг коренятся в концентрации капитала в производстве и банковском деле; интернационализации хозяйственных связей; развитии межбанковских телекоммуникаций на базе внедрения ЭВМ. Объективной основой их развития послужило противоречие между углублением глобализации хозяйственных связей и ограниченными возможностями соответствующих национальных рынков. Движущей силой развития мировых рынков валют, кредитов, ценных бумаг, золота является конкуренция, которая регулирует объем и распределение мировых финансовых потоков, стоимость кредитов, предлагаемых участниками рынков. Совершенная конкуренция вознаграждает наиболее эффективных производителей этих продуктов. Однако конкурентная борьба не всегда эффективна и безупречна. Поэтому рыночное регулирование сочетается с государственным. Государство вмешивается в деятельность мировых рынков в целях предотвращения или преодоления кризисных потрясений в этой сфере.
По своей сути, воспроизводственный процесс может осуществляться сам по себе, без государственного регулирования. Производство не может остановиться уже в силу того, что одной из его частей является рабочая сила, воспроизводство которой не может осуществляться без доли вновь созданной стоимости. Говоря проще, для того, чтобы одеваться, есть, обучаться, содержать семью, рабочему надо получать заработную плату. Государство вмешивается в воспроизводственный процесс с целью изъятия части вновь созданной стоимости, именно тогда и возникают публичные финансы. Немного сложнее понять, что стимулирующая функция (скажем, у налогов, цены, кредита) также не является функцией категории «денежное хозяйство» и входящих в нее категории. Налог выполняет одну функцию— фискальную, т.е. образование денежных фондов государства. Других функции у налога нет. Используя систему налогов, государство ограничивает или поощряет ту или иную деятельность. Но это функция государства, а не самих налогов. Как только вводится налог на какую-то деятельность (скажем, поставку оборудования по импорту), понижается норма рентабельности этой деятельности, включается механизм выравнивания нормы прибыли. Соответственно, определяются границы развития той или иной производственной деятельности. Не налог регулирует развитие отрасли, а сам рынок, где баланс между спросом и предложением регулируется автоматически и нормой прибыли, и общим объемом рынка, и уровнем доходов потребителей, и многими другими факторами. Предположим невероятное, что завтра освободим от всех налогов производство обуви. На этот рынок хлынет капитал. Производство обуви скоро перестанет приносить доход — дешевую обувь некому будет покупать вследствие насыщения потребностей. Так есть ли стимулирующая функция у налогов? Нет. Это у государства возникает необходимость регулирования, и тогда оно вводит механизм налоговых льгот, преференций, освобождений. Сам же налог, как экономическая категория, индифферентен к любой
При этом Запад учит, что чем меньше государство вмешивается в свободный бизнес, тем лучше. Мы видим, что деньги стремятся к абсолютной власти над миром. Естественно, они не хотят делиться с другими властями. Деньги используют четыре ветви власти просто для прикрытия, для создания видимости демократии. Они стремятся полностью починить все остальные власти деньгам.
Почему государство вмешивается в торговлю?
Почему государство вмешивается в торговлю? .... 118
Мысль о свободном банковском деле ассоциировалась в головах многих людей с ситуацией, в которой каждый встречный становился эмитентом банкнот. Сложности обращения банкнот бесчисленных банков казались им неразрешимыми, зато вполне вероятной представлялась опасность, что недобросовестным фирмам удастся воспользоваться огромным разнообразием банкнот, а люди будут практически лишены возможности контролировать качество всех банкнот, которые они вынуждены принимать. Именно подобные аргументы в пользу единообразия банковской эмиссии использовались теми из сторонников ограничений, которые не сумели отойти от чисто политических рассуждений о королевской привилегии. Так, например, Адольф д'ЭЙШТЗЛЬ (Adolphe d'Eichtal) ["De la Monnaie de Papier et des Banques d'Emission", 1864] говорил, что государство вмешивается в банковскую сферу с тем, чтобы обеспечить гарантии для населения, поскольку возможности держателя банкнот знать реальное положение дел должника за редким исключением равны нулю [там же, с. 13]. Единообразие же банковской эмиссии позволило бы избежать проблем, связанных с необходимостью тщательного изучения каждой банкноты на предмет того, сможет ли выпустивший его банк платить по нему, либо нет.
кую жизнь. Не случайно поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между предпринимателями и трудящимися, их профсоюзами. Во-первых, оно в законодательном порядке регулирует забастовки, не допуская те из них, которые могут создавать угрозу национальной безопасности. Во-вторых, государство выступает организатором социального партнерства. Что означает такое партнерство?
кую жизнь. Не случайно поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между предпринимателями и трудящимися, их профсоюзами. Во-первых, оно в законодательном порядке регулирует забастовки, не допуская те из них, которые могут создавать угрозу национальной безопасности. Во-вторых, государство выступает организатором социального партнерства. Что означает такое партнерство?
Столкновения между предпринимателями и профсоюзами временами, особенно в условиях плохой хозяйственной конъюнктуры, могут носить ожесточенный характер. Забастовочная борьба иногда достигает столь большого накала, что может даже парализовать всю экономическую жизнь. Не случайно поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. В результате образуется своего рода «треугольник». В нем взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, которое тем самым регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда. Это регулирование влияет на амплитуду (размах) колебаний, которым подвержена величина заработной платы в зависимости от ряда обстоятельств. Максимальная граница вознаграждения за труд определяется верхним пределом стоимости рабочей силы, повышенным спросом на работников определенной профессии и определенной монополизацией рынка со стороны профессионального союза работников. Минимальная же граница образуется с учетом низшего предела стоимости рабочей силы, в результате возросшего предложения труда и образования монопсонии со стороны работодателей.
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта). Парето может стать безработица, и тогда государство вынуждено вмешаться, чтобы обеспечить приемлемый уровень занятости. Оно вынуждено также вносить коррективы в платежный дисбаланс, региональные проблемы и движение цен. Государство берет на себя финансирование оборонных услуг и фундаментальных научных исследований. Через свою бюджетную политику государство воздействует на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение, службу занятости, образование и науку, осуществляет защиту окружающей среды и экологический мониторинг, защищает правопорядок и борется с терроризмом и преступностью. Государство устанавливает технологические стандарты и принимает меры по усилению конкуренции. По существу, это услуги, оказываемые государством обществу в обмен на то, что общество (налогоплательщики) содержит государство.
Изменяя размер налоговых ставок, государство воздействует на соотношение фондов накопления и потребления (создавая, например, дополнительные стимулы для инвестиционной деятельности, маневрируя уровнем косвенных налогов); способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке (в частности, путем снижения или отмены таможенных пошлин); воздействует на уровень цен (через ставки косвенных налогов, таможенных пошлин, ставки других видов налогов).
Реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирова-
Через налоговый механизм государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулирует или сдерживает их темпы развития, усиливает или ослабляет накопление капитала, влияет на возрастание или снижение платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.
Последнее обстоятельство заслуживает особого внимания. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство воздействует на объем денежной массы в обращении. Мобилизация сбережений физических лиц снижает платежеспособный спрос. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг (ломбардный кредит) Центральным Банком РФ являются важными инструментами регулирования ликвидности коммерческих.банков. Эмитируя ценные бумаги, государство увеличивает спрос на заемные средства, способствуя «удорожанию» кредита,^ е. росту ссудного процента, что угнетающе действует на экономику и вызывает перелив средств из реального сектора экономики в финансовый.
7) осуществление государственной инвестиционной политики. Посредством рынка государственных ценных бумаг государство воздействует на объем денежной массы, поддерживает баланс государственного бюджета или регулирует размер его дефицита.
Налоговые льготы являются факультативным, но очень важным элементом налога, при помощи которого государство решает вопросы своей экономической политики. Оперируя налоговыми льготами, государство воздействует на участников экономических отношений таким образом, чтобы стимулировать те виды экономической деятельности и в тех секторах экономической жизни, которые с точки зрения государства нуждаются в дополнительных инвестициях.
Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.
Групповых технологических Групповой технологии Группового поведения Грузоподъемность транспортных Грузовыми операциями Генеральным направлением Генеральная ассамблея Генеральной совокупности Генерального секретаря Генерирующих мощностей Геофизические исследования Географическими условиями Географическое расширение вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|