Государство устанавливает



Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, — это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой—доходы и расходы централизованных денежных фондов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором— об их потоке. Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща любому субъекту хозяйства, но особенность государства состоит в том, что, пользуясь законным правом принуждения, в результате систематически осуществляемого перераспределения, доля общественного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале. Правда, эти цифры не отражают полностью все аспекты государственной деятельности. С одной стороны, государство часто контролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономической оценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства (земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемые природные и культурные ценности и т.д.). С другой, расходы государства, в конечном счете, характеризуют услуги, которые оно предоставляет на нерыночной основе. Таким образом, и запас, и поток ресурсов общественного сектора частично изъяты из рыночного оборота, что сказывается на экономических измерениях. Но в целом роль и масштабы этого сектора наиболее концентрированно можно выразить удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе или ВВП.

Очень важно также знать, каковы доходы непосредствен-лх поставщиков ресурсов и производителей продукта дан->го года. Для этого используют показатель национального >хода (НД) или (N1). Он показывает, во сколько обществу 1ходится с точки зрения потребления ресурсов производ-во данного чистого объема производства (это объем по-•ебления ресурсов национального годового производства >бственниками факторов производства). Дело в том, что че-!3 систему косвенных налогов государство участвует в пер-[чном распределении доходов, но ничего не вкладывает в юизводство в обмен на такое участие. Именно по этой жчине косвенные налоги на бизнес не входят в состав НД:

Во-вторых, в переходных системах государство участвует в формиро-

вил 89,6%. В настоящее время государство участвует в капитале при-

Очень важно также знать, каковы доходы непосредствен-лх поставщиков ресурсов и производителей продукта дан->го года. Для этого используют показатель национального >хода (НД) или (N1). Он показывает, во сколько обществу 1ходится с точки зрения потребления ресурсов производ-•во данного чистого объема производства (это объем по-•ебления ресурсов национального годового производства >бственниками факторов производства). Дело в том, что че-13 систему косвенных налогов государство участвует в пер-[чном распределении доходов, но ничего не вкладывает в юизводство в обмен на такое участие. Именно по этой жчине косвенные налоги на бизнес не входят в состав НД:

Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

Специфической функцией современной рыночной экономики является использование кредита наряду с деньгами и дотациями как инструмента ее регулирования. Кредитное регулирование экономики — это совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала от источников к сферам приложения, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития. Данной цели служит также государственный кредит.

В 1970-х гг. индонезийская нефтяная компания Pertamina ввела в практику соглашения о совместной деятельности, по которым подрядчик и государство выступают в качестве равных партнеров (50%/50%) в тех районах, которые прежде были под исключительным контролем Pertamina. Первый такой контракт был подписан в 1977 г., за ним последовали многие другие. Обычно подрядчик оплачивает уже произведенные в данном районе работы или вносит средства на оплату работ в ближайшие два-три года (смотря что больше). После этого подрядчик и Pertamina делят затраты на разведку, освоение и эксплуатацию месторождений в соотношении 50%/50%. Добытая нефть также делится в соотношении 50%/50%. Полученные подрядчиком 50% нефти после этого делятся так же, как в обычном СРП: 85%/15% в пользу государства плюс инвестиционные кредиты, нефть первого транша, обязательства перед внутренним рынком и пр. Некоторые считают, что действительная пропорция раздела нефти здесь оказывается 92,%/7,5%, но при этом не учитывают, что государство участвует в расходах.

В странах, использующих соглашения о разделе про-I, СРП фиксируют отношения между подрядчиком и государством. В тех странах, где в ходу концессионные соглашения, последние покрывают большую часть тех же самых аспектов деятельности, что и СРП. В любом случае, если государство участвует в реализации проекта, быть заключено также и соглашение о совместной тельности.

Если государство участвует в реализации проекта, необходимо соглашение о совместной деятельности. Такие : строятся по образцу аналогичных соглашений г частными компаниями. Требование о необходимости такого соглашения может содержаться в тексте СРП. Вот как это было недавно сформулировано в малайзийском контракте:

Публично-правовые. Они находятся под постоянным государственным контролем. Государство участвует в составлении правил биржевой торговли и контролирует их выполнение, обеспечивает правопорядок во время торгов (зачастую прибегая к помощи полиции) и т. п. Этрт тип распространен в Германии, Франции.


Парето может стать безработица, и тогда государство вынуждено вмешаться, чтобы обеспечить приемлемый уровень занятости. Оно вынуждено также вносить коррективы в платежный дисбаланс, региональные проблемы и движение цен. Государство берет на себя финансирование оборонных услуг и фундаментальных научных исследований. Через свою бюджетную политику государство воздействует на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение, службу занятости, образование и науку, осуществляет защиту окружающей среды и экологический мониторинг, защищает правопорядок и борется с терроризмом и преступностью. Государство устанавливает технологические стандарты и принимает меры по усилению конкуренции. По существу, это услуги, оказываемые государством обществу в обмен на то, что общество (налогоплательщики) содержит государство.

Мы только что рассмотрели, как политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам: когда государство устанавливает цену ниже той, которая уравнивает спрос и предложение, совокупное благосостояние потребителей и производителей, вместе взятых, снижается. Конечно, это не означает, что такая политика плоха: она может достичь цели, которую политики и общественность считают важной. Но у такой политики есть и отрицательный результат: совокупный излишек производителя и потребителя сокращается на величину полных убытков.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ -заболевание, связанное с систематическим и длительным воздействием вредного фактора, свойственного данной профессии, либо особых условий труда, характерных для того или иного производства или профессии. При П.з. государство устанавливает повышенное обеспечение пособиями и пенсиями.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

венных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Обязательное страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. Именно через издание законов государство устанавливает обязательную форму страхования. Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т.д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.

Помимо налогов государство устанавливает сборы и таможенные пошлины.

В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения наличных денек С одной стороны, сами финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и в кассе.

Распределение затрат предприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством и является основой для определения законодательной базы. Государство устанавливает определенные принципы и правила, по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию

Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.


Групповой деятельности Генеральных директоров Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей Генеральное соглашение Генеральному директору Гарантиям пенсионных Географическая концентрация Географическим признакам Географическое распределение вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика