Готовность потребителя



В советской и зарубежной литературе пока еще отсутствуют специальные исследования, посвященные ресурсной стратегии «радикальной» группы государств — участников ОПЕК, их противоречиям и коллизиям с консервативными членами этой организации. Кроме того, предлагаемая читателю работа выходит в свет через несколько лет после издания книг об ОПЕК, принадлежащих перу Р. Н. Андреасяна и А. Д. Казюкова, а также Р. О. Инд-жикяна. Прошедшие годы оказались насыщены событиями, существенными для понимания ситуации в топливно-энергетическом комплексе мирового капиталистического хозяйства. Анализируя накопленные факты, автор попытался по-новому оценить ряд явлений, и в частности принципы взаимодействия нефтеэкспорти-рующих государств до конца 1984 г.

американским участникам Международного нефтяного картеля повысить прибыли на 88% [355, 1980, № 12, с. 45], несмотря на то что основная часть их прямых инвестиций в нефтедобывающую промышленность стран ОПЕК к тому времени уже перешла в собственность государств—участников организации. В том же году доходы американских ТНК от ближневосточной нефти достигали 2,4 млрд. долл. (по сравнению с 1,6 млрд. в 1977 г.) при самых минимальных активах в регионе. Фактически эти средства представляли собой оплату различных технологических, сбытовых w других «услуг» монополий национальным нефтяным компаниям [45, с. 19].

На практике для большинства государств—участников ОПЕК в 70-е и начале 80-х годов была в целом характерна тенденция к обесценению накопленных ими за рубежом финансовых активов— преобладающей формы размещения свободных остатков их сбережений — при одновременном многократном росте реальной стоимости углеводородного сырья в среднем за весь период4.

В 70-е и 80-е годы обычно лишь при резких повышениях спроса на продукцию членов ОПЕК, которые следовали за спадами или этапами вялой конъюнктуры на мировом капиталистическом рынке жидкого топлива, например при рыночном буме 1979 г. после спада спроса в 1978 г., большинство участников этой организации сравнительно полно использовали наличные производственные мощности своей нефтедобывающей промышленности, загружая их на 9/10 или более. Однако при неблагоприятной конъюнктуре данный показатель в той или иной мере снижается у всех государств — членов ОПЕК- Как правило, они начинают реагировать на ослабление рыночного спроса сокращением производства и экспортных поставок, лишь в последнюю очередь прибегая к скидкам с официальных котировок, а тем более — к их понижению, как к крайне нежелательным мерам. В кризисном 1982 г. по различным причинам бездействовала почти половина суммарного нефтедобывающего потенциала ОПЕК, в основном вследствие консервации.

Эти приемы для большинства государств-участников стали постоянными, а для некоторых — эпизодическими факторами их нефтяной политики. Ограничительные тенденции в сырьевой стратегии развивающихся государств-нефтеэкспортеров можно рассматривать и с другой точки зрения: как отсутствие у многих из них экономической заинтересованности в расширении потенциала своей добывающей промышленности до тех пределов, которые определяются максимальным технологически допустимым темпом эксплуатации всех их разведанных запасов жидкого топлива 7.

Принцип национализации встречал на протяжении всей истории ОПЕК сильное сопротивление консервативных кругов, в особенности со стороны Саудовской Аравии. Он так и не получил четко сформулированного и безоговорочного одобрения ни в одной резолюции этой организации. Хотя ОПЕК и выражала в своих решениях поддержку конкретных акций такого рода некоторых государств-участников, например Ирака, это выглядело лишь как вынужденное признание крайней меры в исключительных случаях, когда всеми другими средствами воздействия на нефтяные компании не удавалось достичь удовлетворения законных требований страны-продуцента, уже одобренных и закрепленных ранее резолюциями ОПЕК- Кроме того, в случае с Ираком, например, непосредственно затрагивались интересы других нефтеэкспортеров Персидского залива, что также повлияло на их позицию. Этими решениями не утверждалось неотъемлемое и неограниченное право владельцев природных ресурсов на их национализацию как суверенный односторонний акт публичной власти государства-продуцента и самостоятельное определение ее условий.

концессиях, т. е. выработка новых соглашений между государствами и иностранными концессионерами путем переговоров этих двух сторон и, следовательно, компромисс между ними. Незначительный шаг вперед был сделан на январской 1971 г. конференции ОПЕК в Тегеране. Там был подтвержден этот принцип и одновременно декларирована свобода действий стран-членов принимать необходимые меры для проведения его в жизнь [24, с. 51; 285, с. 4—5]. Более радикальное заявление, чем эта осторожная формулировка, противоречило бы интересам реакционных кругов в рамках данной международной организации. Консервативное крыло'не хотело связывать себя твердыми обещаниями как относительно собственной политики в области контроля над нефтяной промышленностью, так и в особенности по поводу безусловной поддержки мероприятий других государств—участников ОПЕК, которая могла бы втянуть «умеренные» режимы в серьезную конфронтацию с иностранными монополиями.

Стремясь к наиболее полному соответствию нефтяной политики долгосрочным национальным интересам, антиимпериалистический режим Ливии с начала прошлого десятилетия первым среди государств — участников ОПЕК приступил к активной и последовательной консервации ископаемых ресурсов. В течение 1970—1975 гг. это государство произвело самое значительное абсолютное сокращение экспорта нефти с 159,4 млн. до 69,2 млн. т в год (на 90,2 млн. т), а также относительное — на 56,6% (рассчитано по [353, 1982, № 10, с. 153]). Таким образом, Ливия внесла наиболее весомый реальный вклад в сдерживание роста поставок на мировой капиталистический рынок жидкого топлива в тот важный для нефтеэкспортирующих стран период и в создание благоприятной для них конъюнктуры. Политика этого государства стала не последней по значению предпосылкой «революции цен» 1973—1974 гг., а затем в условиях временного сокращения спроса

Попытки разработать и утвердить подобную программу действительно предпринимались на всем протяжении 60-х и 70-х годов, причем весьма многочисленные и достаточно широко освещавшиеся как в прессе, так и в научных публикациях. Однако за первые два десятилетия существования ОПЕК не только ни одна из них не получила всеобщего одобрения государств-участников, не говоря уже о практической их реализации, но даже сам принцип квотирования экспорта или распределения рынков так и не стал постоянной основой деятельности этой международной организации, по крайней мере до 1983 г. Сокращение добычи и вывоза жидкого топлива членами Организации арабских стран — экспортеров нефти в октябре 1973 г. после начала арабо-израильской войны осталось единственным примером. совместного выступления группы нефтеэкспортирующих государств в данной области за тот период. Однако оно было кратковременным, пресле-

отверг сам принцип фиксации этих обязательств. Но поскольку все решения и резолюции высшего органа ОПЕК — ее конференции— принимаются только единогласно, а обязательный характер приобретают лишь после их ратификации соответствующими органами государств — участников Организации [327], то для систематической блокировки принципа квотирования достаточен отказ от него хотя бы одного из участников, а тем более столь влиятельного, как Саудовская Аравия.

На саудовскую позицию не повлияло и то обстоятельство, что проект распределения квот, вынесенный на обсуждение мартовской конференции 1982 г., пожалуй, наилучшим образом удовлетворял интересы этой страны как почти никакого другого члена ОПЕК. Предложенный для нее максимум нефтедобычи позволял поддерживать экспортные поступления на уровне, намного превосходящем текущие валютные расходы. В то же время квоты, предназначенные для Ливии, Нигерии и ряда других участников организации, заведомо сильно расходились с их финансовыми планами и программами развития, давая этим государствам гораздо более веские основания для несогласия с некоторыми положениями проекта, хотя в целом принцип квотирования встречал с их стороны полную и безоговорочную поддержку. Самое же большее, на что была согласна Саудовская Аравия, это ни к че-


Если в экономической оценке используется принцип теневого курса обмена для учета премии к официальному курсу и если рыночная цена на товар, не находящийся в списке товаров внешнеторгового оборота, представляет собой довольно точную оценку альтернативной стоимости, рыночная цена принимается непосредственно, как экономическая с учетом поправки на трансферты. Аналогично поступают в тех случаях, когда критерием является готовность потребителя платить.

На этом этапе торговый представитель пытается совершить продажу. Некоторые работники не способны довести покупателя до этой стадии. Им недостает уверенности в себе, неудобно просить о заключении сделки или они не могут уловить подходящий для этого психологический момент. Торговым работникам необходимо уметь определять готовность потребителя к совершению покупки по некоторым признакам, включающим физическое состояние клиента, его действия, утверждения, комментарии и вопросы. Они могут использовать разную технологию заключения сделки. Можно попросить оформить заказ, повторить пункты соглашения, предложить помочь секретарю подготовить заказ. Можно предложить клиенту товар на выбор — А или Б, попросить потребителя сделать незначительные уточнения — цвета, размера и так далее, или подчеркнуть, что потеряет покупатель, если сделка не будет совершена на месте. Также торговый представитель может предложить покупателю специальные уступки, для того чтобы завершить сделку (особая цена, дополнительное количество товара бесплатно или сувенир в подарок).

Индикатор важен для валютного рынка, поскольку является показателем уверенности потребителя. Большой объем заказов на дорогостоящие предметы показывает готовность потребителя тратить деньги, что стимулирует производство, а следовательно, и другие показатели экономики. Поэтому высокие данные по товарам длительного пользования являются фактором, укрепляющим валютный курс.

Величина денежных доходов потребителей определяет их возможность заплатить равновесную цену за продукт X и другие товары. А денежные доходы зависят от количества людских и материальных ресурсов, которые поставляет получатель дохода, и от их цены на рынке ресурсов. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в определении размера денежного дохода, который каждое домохозяйство предлагает в обмен на часть совокупного общественного продукта. В пределах, ограниченных денежным доходом потребителя, только от его готовности заплатить равновесную цену за продукт X зависит, попадет ли некоторое количество этого конкретного товара к этому конкретному человеку. А желание и готовность потребителя купить продукт .АГ зависит от того, отдает ли он предпочтение этому продукту в сравнении с доступными заменителями, а также от соотношения цен на них. Таким образом, цена продукта играет ключевую роль в определении структуры расходов потребителей.

пени («в пределе») потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В), чтобы при этом уровень удовлетворения остался прежним. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по кривой.

Выпуклость кривой безразличия, то есть убывание ПНЗ, объясняется тем, что субъективная готовность потребителя к замещению продукта А продуктом В (или наоборот) зависит от исходных потребляемых количеств продуктов А и В. Еще раз обратитесь к табл. 2 и рис. 2, начав с точки/ Здесь потребитель имеет относительно большое количество продукта А и очень мало продукта В. Это означает, что «в пределе» продукт В весьма ценен (то есть имеет высокую предельную полезность), тогда как продукт А «в пределе» менее ценен (его предельная полезность низка). Отсюда следует, что потребитель с готовностью откажется от значительного количества продукта А ради, скажем, еще двух единиц В. В нашем конкретном случае потребитель готов обойтись без шести единиц А, чтобы получить две дополнительные единицы В, то есть ПНЗ равна &/2, или 3.

может быть готовность потребителя рекомендовать данную продукцию другим

ным поставщиком — определяет готовность потребителя поставить себя в зави-

В период интенсивного обновления выпускаемой продукции осваиваются, в частности, новые образцы машин, оборудования, приборов, которые, попадая в соответствующую сферу применения, создают там предпосылки для реализации новых технологий. Однако эти предпосылки в силу объективных причин осуществляются не сразу: не всегда обеспечена готовность потребителя к использованию новой техники (кадры, производственные мощности), в технике широкого применения не учтены конкретные условия потенциальных возможностей, заложенных в новых образцах машин и оборудования, что происходит несколько позднее, по мере преодоления отмеченных препятствий, в частности за счет мероприятий НТП, усиления технической базы производства средствами труда собственного изготовления и т.д. Существующие периоды характеризуются интенсивностью технологических инноваций.

Тенденция, заключающаяся во все возрастающем внимании к технологическим инновациям более адекватна современному состоянию промышленного производства в стране. Прежде всего здесь сказались некоторые реальные трудности девяностых годов: исчерпаны возможности совершенствования многих базисных видов .продукции, ощущается дефицит энергетических, сырьевых и финансовых ресурсов, уменьшилось воздействие на потребителя расширения номенклатуры товаров, в международном научно-техническом обмене возросла роль ценовой конкуренции, особенно в отношении ряда традиционных товаров. Новая продукция технического назначения далеко не всегда является основой появления новых технологических процессов, и низкая готовность потребителя к использованию новой, достаточно сложной техники снижала экономическую эффективность ее использования.

Затем торговый представитель переходит к этапу заключения сделки. Некоторые работники не умеют подвести покупателя к этой стадии или грамотно провести ее. Им недостает уверенности в себе, неудобно просить оформить заказ или же они не могут уловить подходящий психологический момент для заключения контракта. Торговые работники должны уметь определять готовность потребителя к совершению покупки по некоторым признакам, таким как активное поведение, высказывания, комментарии и вопросы. Для завершения сделки используются различные методы. Можно предложить оформить заказ; резюми-


Группового взаимодействия Грузоподъемности подвижного Грузового автотранспорта Генеральным секретарем Генеральной ассамблеей Генеральное соглашение Генеральному директору Гарантиям пенсионных Географическая концентрация Географическим признакам Географическое распределение Географического расположения Геологических исследований вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика