|
Генеральному директору
планирования и регулирования заработной платы, взаимоувязанной по всем уровням управления. На уровне государства ежегодно в Генеральном соглашении, которое заключается между правительством РФ, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей, устанавливаются такие основные параметры для планирования и регулирования заработной платы, как размер ММОТ, порядок индексации заработной платы и пенсий, методика и критерии определения уровня жизни, малообеспечен-ности, прожиточного и физиологического минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины, единая тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы. На уровне отраслей в тарифных соглашениях конкретизируются и дополняются основные положения Генерального соглашения, устанавливаются отраслевые тарифные системы оплаты труда, разрабатываются тарифно-квалификационные справочники, устанавливаются различного рода доплаты и компенсации, связанные с условиями труда. При этом условия оплаты труда, устанавливаемые в тарифных соглашениях, не могут ухудшать условия, зафиксированные в Генеральном соглашении. При переходе к рынку наибольшие сложности и трудности в планировании и регулировании заработной платы возникают на нижнем уровне управления — непосредственно в организациях, получивших полную самостоятельность в организации П.з.п., но оказавшихся к этому неподготовленными. Изменились цели и задачи планирования и регулирования расходов на оплату труда. Если раньше организации стремились заполучить от министерств и ведомоств возможно больший фонд оплаты труда, то теперь, наоборот, возникает необходимость изыскивать возможности для сокращения затрат на оплату труда, чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы. Потребовалось найти новые формы и методы планирования и регулирования заработной платы, которые позволили бы привлечь к поиску и использованию резервов все подразделения организации. Успехи могут быть достигнуты при переходе на нормативный метод планирования заработной платы и коллективный подряд. В этом случае всем подразделениям рассчитываются стабильные и в то же время динамичные нормативы, позволяющие учитывать изменения в условиях их работы,
населения и развития рынка труда, меры по регулированию уровня жизни и обеспечению соц. гарантий, правовому обеспечению трудовых отношений, соц. партнерству. На уровне отраслей заключаются па трехсторонней основе (профсоюзы, объединения работодателей, Минтруда РФ) отраслевые (тарифные) соглашения, в которых конкретизируются положения Генерального соглашения и устанавливаются основные направления развития отрасли, условия и оплата труда, соц. гарантии для работников отрасли. В регионах заключаются т.н. специальные соглашения, устанавливающие условия решения определенных соц.-экон. проблем, связанных с терр. особенностями. Завершающее звено во всей системе управления соц. развитием — разработка и реализация программ соц. развития персонала предприятия. Если па предшествующих, более высоких уровнях управления закладывались, исходя из реальных возможностей экономики страны, отрасли, региона, основные нормативы соц. развития на данный период, создавались правовая база и необходимые условия для решения соц. проблем, то на уровне предприятия эти условия находят свою реализацию в виде конкретных мероприятий, в виде программ соц. развития коллективов. Решать эти проблемы приходится в новых, более сложных условиях. Каждое предприятие должно самостоятельно, опираясь на свои экон. и финансовые возможности, разрабатывать свою, оригинальную, а не типовую программу, устанавливать приоритетность мероприятий, находить пути для их решения за счет развития кооперации с др. предприятиями, местными органами власти. Чтобы программы соц. развития коллективов не только разрабатывались, но и обязательно осуществлялись, нужна правовая основа, которая обязывала бы администрацию выполнять мероприятия, записанные в программах. Сегодня такой правовой основой становится коллективный договор. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ — целенаправленные мероприятия, связанные с решением одной из самых сложных проблем работы с персоналом организации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенная врабатываемоть первого в новых профессиональных и соц.-экон. условиях труда. При планировании выделяют первичную и вторичную
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — правовая основа для функционирования С.р.т.о. в РФ, зало-женая в марте 1992 г. (Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"), содействует договорному регулированию трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей на разных уровнях управления — государство, отрасль, регион, организация. На верхнем уровне управления Указом Президента РФ образована "Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений", основными задачами которой являются заключение Генерального соглашения, рассмотрение отраслевых тарифных соглашений и урегулирование трудовых споров. Персональ-
ный состав Комиссии определяется указами Президента при соблюдении принципов паритетного представительства, полномочности, равноправия и взаимной ответственности сторон соц. партнерства — представителей Правительства РФ, российских объединений профсоюзов и объединений предпринимателей (работодателей). Посредством Генерального соглашения на обшегос. уровне формируется система важнейших соц. нормативов, определяются меры по повышению соц. гарантий граждан, по защите наиболее уязвимых групп населения, по обеспечению роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики, реализации республиканских соц.-экон. программ. На втором, среднем уровне управления заключаются отраслевые (тарифные) соглашения, в которых определяются основные направления соц. развития отраслей, устанавливаются условия и размеры оплаты труда, соц. гарантии для работников отрасли. В регионах заключаются специальные (терр.) соглашения, в которых устанавливаются необходимые условия для решения соц.-экон. проблем, связанных с терр. особенностями. При этом и отраслевые и терр. соглашения не могут ухудшать соц. нормы и условия, определяемые Генеральным соглашением. В качестве участников соглашений могут выступать: на отраслевом уровне — соответствующие профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы, объединения работодателей, Министерство труда и соц. развития РФ; на терр. уровне — соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), объединения работодателей, органы исполнительной власти. Завершающим звеном во всей С.р.т.о. является реализация программ соц. развития организаций. Если на предшествующих, более высоких уровнях управления закладывались, исходя из реальных возможностей экономики страны, отрасли, региона, основные нормативы соц. развития на данный период, создавалась правовая база и необходимые условия для решения соц. проблем, то на уровне организации эти условия находят свою реализацию в виде программ соц. развития коллективов. Чтобы программы соц. развития успешно осуществлялись во всех организациях, независимо от форм их собственности, нужны правовые нормы, которые обязывали бы администрацию выполнять мероприятия, записанные в программах. В современных условиях
С конца XVIII века США, в меньшей степени Япония и некоторые западноевропейские страны заключили серию договоров о дружбе, торговле и навигации (ДДТН), которые включали различные положения о защите собственности, в частности о запрете экспроприации собственности со стороны иностранного государства. После Второй мировой войны, когда двусторонние торговые соглашения начали утрачивать былое значение из-за установления многосторонней торговой системы под эгидой Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), защита инвестиций стала главной целью этих соглашений. ДДТН отличались от ДИС по двум аспектам. Во-первых, ДДТН регулировали разнообразные вопросы, включая торговые, морские и консульские отношения. Во-вторых, в то время как ДИС заключались преимущественно между развитыми странами, в ДДТН вступали развивающиеся и развитые страны (США и западноевропейские страны). Значительное количество ДДТН сохраняет юридическую силу и в настоящее время. США заключили такие договоры с 30 странами, однако некоторые из них никогда не вступали в силу1.
сторонних торговых переговоров (1986-1993), проходивших в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, предложила следующее определение ТРИМС: любая мера инвестиционной политики, например запрещение или вытеснение импорта, или вьщвижение в отношении экспорта определенных требований, или иным образом сведение их на нет, или снижение какой-либо выгоды от них.
Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, условно говоря, состоит из двух основных частей. В первой части оно обязывает страны — члены ВТО не применять в области регулирования иностранных инвестиций меры, препятствующие развитию международной торговли, а во второй части, являющейся, на наш взгляд, главной с практической точки зрения, указываются конкретные такие меры. Действие Соглашения охватывает инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами (регулирование иностранных инвестиций в сфере услуг осуществляется посредством ГАТС — Генерального соглашения по торговле и услугам).
Известно, что валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию. В стране, осуществляющей валютный демпинг, увеличиваются прибыли экспортеров, а жизненный уровень трудящихся снижается вследствие роста внутренних цен. В стране, являющейся объектом демпинга, затрудняется развитие отраслей экономики, не выдерживающих конкуренции с дешевыми иностранными товарами, усиливается безработица. Крупные фирмы-экспортеры используют валютный демпинг как средство валютной и торговой войны для подавления своих конкурентов. В 1967 г. на конференции бывшего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) был принят Антидемпинговый кодекс, предусматривающий специальные санкции при применении демпинга, включая валютный. Правилами ГАТТ предусмотрено право государства, понесшего ущерб от демпинга, облагать соответствующий товар специальной антидемпинговой импортной пошлиной, равной разнице между внутренней ценой на рынке страны-экспортера, и ценой, по которой данный товар экспортируется. Ныне, когда конкурентоспособность экспортных товаров определяется не столько их ценой, сколько качеством, организацией сбыта, послепродажного обслуживания и других услуг, падает значение демпинга как средства завоевания экспортного рынка.
Отмеченное, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отмены импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением деятельности Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Со времени вступления в силу ГАТТ импортные таможенные пошлины в развитых странах бьии снижены более чем на 3/4, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров «Токийского раунда», их средняя величина составила 4,7% [Бабин, с. 39].
Россия переходит к рынку в условиях, когда мир уже имеет многовековой опыт движения к свободной многосторонней торговле, полной конвертируемости валют и др. опыта. Однако движение это было медленным и осторожным. Цели, записанные в уставах МВФ и Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ, теперь ВТО), и сейчас еще не полностью достигнуты многими промышленными странами Запада.
Согласно нормам Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), страны-члены ВТО должны предоставлять иностранным поставщикам услуг национальный режим работы на своих рынках. При этом допускаются изъятия в зависимости от того, насколько важен тот или иной сектор услуг для национальной экономики. В структуре управления производственным объединением, крупным химическим предприятием выделяются следующие подсистемы, возглавляемые руководителями, непосредственно подчиненными генеральному директору или директору: управление научно-техническим развитием и обслуживанием производства, экономическим развитием, основной производственной деятельностью, кадровым обеспечением и социальным развитием коллектива, материальными ресурсами и сбытом, капитальным строительством, а также внешние связи и правовое обеспечение.
В подсистему входят отдел капитального строительства, отдел комплектования оборудования. Если объем строительно-монтажных работ, осуществляемых хозяйственным способом, составляет не менее 1500 тыс. р., или, соответственно, 3000 тыс. р. при осуществлении работ подрядным способом, то подсистему возглавляет заместитель генерального директора по капитальному, строительству. При меньших объемах работ функции управления капитальным строительством выполняет отдел капстроительства, начальник которого подчиняется непосредственно генеральному директору объединения.
Он песет основную ответственность перед собственниками фирмы за конкретную работу и в ее администрации наделен полномочиями первого руководителя. В наших условиях эта должность соответствует генеральному директору объединения или директору предприятия. (Пром. науш. ред.)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ — самостоятельное структурное подразделение аппарата управления, подчиняющееся непосредственно первому руководителю организации (директору, генеральному директору, президенту и т.п.). Главные задачи Ю.о. — обеспечить соблюдение законности во всех сферах деятельности организации, защиту его правовых интересов, защиту прав его работников, распространение правовых знаний среди членов трудового коллектива. В состав Ю.о. могут входить подразделения (группы, бюро), специализирующиеся на вопросах финансового, гражданского, трудового, адм. права. Работники Ю.о. разрабатывают или принимают участие в разработке документов правового характера, осуществляют методическое руководство правовой работой в организации и оказывают правовую помощь ее структурным подразделениям при разработке нормативно-организационных документов (Положений о подразделениях, Должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и др.), визируя их; участвуют в работе по заключению договоров с поставщиками, потребителями, клиентами, готовят заключения об их юридической обоснованности; готовят обоснованные ответы при отклонении претензий; совместно с др. подразделениями подготавливают материалы о хищениях, недостачах, о поставках некачественной нестандартной продукции для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы; оформляют документы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности и т.д. Особой сферой Ю.о. является кон-
Составить отчет генеральному директору Seaforth Nursing Home, рассмотрев следующие вопросы:
3. Некоторые сотрудники аппарата управления компанией высказали свои замечания генеральному директору по поводу процедур бюджетирования. В ответ на это генеральный директор обратился к ним с предложением наметить пути совершенствования системы бюджетирования в компании.
Кому: Генеральному директору Seaforth Nursing Home От кого:
В основе составления отчетов по центрам прибыли также лежит принцип контролируемости. В табл. 2 представлен отчет холдиша, обладающего иерархической структурой управления и организовавшего центры прибыли пс видам выпускаемой продукции (хозяйственные сегменты) и географическим регионам (географические сегменты). Менеджеры низшего звена несут ответственность по видам продукции. Они контролируются менеджерами ге-QI рафических регионов, подчиняющимися, в свою очередь, генеральному директору холдинга.
Отчет генеральному директору холдинга
Современная организационная структура предприятия представлена на рис. 5. Она жестко централизована и состоит из отделов, возглавляемых директорами, которые подчиняются непосредственно генеральному директору предприятия. Отделы координируют работу аптек и аптечных пунктов.
Специалисты отделов, равно как и директора отделов, на основании управленческой информации принимают решения в рамках должностных полномочий. При возникновении вопроса, решение которого выходит за рамки должностных полномочий директора отдела, информация по нему предоставляется генеральному директору. Данный вопрос решается им самостоятельно или выносится на совет ди-
Государства необходимо Государства посредством Государства становится Государства значительно Государственный пятилетний Государственные агентства Государственные долгосрочные Государственные капиталовложения Государственные минимальные Гармонизация интересов Государственные регулирующие Государственные внутренние Государственных ассигнований вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|