Хозяйственных механизмов



Ряд закономерностей развития социалистического производства, особенно развитие прогрессивных форм его организации: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования обусловили появление в начале 60-х годов объединенных предприятий, последующее укрупнение их, создание производственно-хозяйственных комплексов в виде производственных и научно-производственных объединений.

Создание производственных объединений во всех отраслях промышленности способствовало укреплению хозяйственного расчета основного звена промышленности. Достигаемая в объединении более высокая степень концентрации производства позволяет осуществлять рациональную специализацию производства внутри производственно-хозяйственных комплексов, а также централизацию ряда производственных и управленческих функций (например, финансирование, материально-техническое снабжение, сбыт продукции, капитальное строительство). Это создает взаимную экономическую зависимость отдельных производственных единиц внутри производственных объединений, предприятий и их подразделений и требует разработки и внедрения внутрипроизводственного хозрасчета.

Генеральная схема предусматривает дальнейшее укрепление объединений как единых производственно-хозяйственных комплексов, несущих ответственность за состояние и развитие районов, технический уровень производства, качество выпускаемой продукции.

процесса — воспроизводство мощностей и основных фондов с помощью капитального строительства. Следовательно, капитальное строительство — форма расширенного воспроизводства основных фондов. В результате его обеспечиваются планомерный рост производственных мощностей, ввод в действие новых и расширение действующих предприятий, оснащение промышленности и других отраслей народного- хозяйства современной техникой, реконструкция технической базы. С капитальным строительством неразрывно связано решение задач рационального размещения производительных сил, освоения природных богатств восточных (районов, рационального разделения общественного труда между отдельными экономическими районами, создание новых крупных хозяйственных комплексов в важнейших районах страны, а также повышение жизненного уровня советских людей и обороноспособность страны.

Повышение роли естественных богатств, расположенных на территории освободившихся государств, стимулировалось парал^ лельным процессом упрочения их суверенитета над этими богатствами. Общее экономическое содержание последнего состоит в возможностях реализации государственной монополии отдельных стран на значительную часть планетарного ресурсного потенциала. По сути эти возможности впервые начали раскрываться практически, постепенно выходя за свои прежние формально-юридические рамки. При сравнительно более благоприятных объективных предпосылках независимые государства обретают способность осуществлять действительно самостоятельную стратегию, которая сама становится существенным условием функционирования ресурсоемких отраслей и хозяйственных комплексов.

В свою очередь, Программа должна содержать систему целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых путей и средств их достижения. В Программе отражаются: оценка итогов предшествующего социально-экономического развития и характеристика существующего состояния экономики; провозглашаемая макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; экономическая, социальная и внешнеэкономическая политика государства. Основу Программы будут составлять прогнозы развития России в целом, а также природно-хозяйственных комплексов, отраслей и регионов.

образование новых форм крупных организационных структур - объединений государственных предприятий — единых хозяйственных комплексов, включающих совокупность одно- или многопрофильных объединений, предприятий и организаций;

В условиях радикальной реформы значительно усиливается роль кредита и денежного обращения. Кредит должен стать одним из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового управления экономикой. Кредитные ресурсы банков страны должны быть сосредоточены, прежде всего, на развитии наукоемких отраслей и хозяйственных комплексов, определяющих научно-технический прогресс, стимулировании обновления производственных фондов и осуществлении крупных народнохозяйственных программ.

Проведение хозяйственной реформы осуществлялось путем перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования нефтедобывающих объединений как единых производственно-хозяйственных комплексов, обеспечивающих развитие добычи нефти в каждом нефтяном районе. Работа объединений в условиях новой системы хозяйствования полностью подтвердила действенность и эффективность такого пути осуществления реформы. В период работы в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования (1967—1975 гг.) нефтедобывающее объединение стало основным хозяйственным звеном нефтяной промышленности.

Генеральная схема, принятая на основе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2.III 1973 г., предусматривала дальнейшее укрепление нефтегазодобывающих объединений как единых производственно-хозяйственных комплексов, несущих ответственность за состояние и развитие нефтегазодобывающих районов, технический уровень производства, качество выпускаемой продукции. Исходя из этого, все действующие в системе МНП территориальные нефтегазодобывающие объединения преобразованы в производственные объединения, а часть входящих в их состав нефтегазодобывающих управлений в производственные единицы.

Непрерывность общественного производства требует постепенного возобновления всех его элементов. Одно из важнейших условий этого процесса — воспроизводство мощностей и основных фондов с помощью капитального строительства. Следовательно, капитальное строительство — форма расширенного воспроизводства основных фондов. В результате его обеспечивается планомерный рост производственных мощностей, ввод в действие новых и расширение действующих предприятий, оснащение промышленности и других отраслей народного хозяйства современной техникой, реконструкция технической базы. С капитальным строительством неразрывно связано решение задач рационального размещения производительных сил, освоения природных богатств восточных районов, рационального разделения общественного труда между отдельными экономическими районами, создание новых крупных хозяйственных комплексов в важнейших районах страны.


19. В а т е л ь И. А., Моисеев Н. II. О моделировании хозяйственных механизмов.— Экономика и математические методы, 1977, т. XIII, вып. 1.

23.5. Изучить межстрановые различия функционирующих хозяйственных механизмов и наметить пути и последовательность их поэтапного сближения.

Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами в западной экономической литературе подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов» и т.п. Поэтому возникла и все более обостряется потребность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты.

Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности.

Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важный вывод. В целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов.

основы третьего типа макрорегулятора. Такая общность проявляется прежде всего в том, что во всех странах Запада нет двух крайних типов хозяйственных механизмов. Нет ни стихийного саморегулирующегося рынка, нет ни полностью централизованного планово-государственного управления. А что же имеется?

Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами в западной экономической литературе подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов» и т.п. Поэтому возникла и все более обостряется потребность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты.

Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов к некоммерческим видам деятельности.

Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важный вывод. В целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов.

основы третьего типа макрорегулятора. Такая общность проявляется прежде всего в том, что во всех странах Запада нет двух крайних типов хозяйственных механизмов. Нет ни стихийною саморегулирующегося рынка, нет ни полностью централизованного планово-государственного управления. А что же имеется?

Б. Рассмотрим отношение разных хозяйственных механизмов к так называемым внешним эффектам. Под такими эффектами подразумеваются побочные последствия рыночного поведения производителей и потребителей. Частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов» и т. п. Поэтому возникла и все более обостряется потребность регулировать, компенсировать отрицательные внешние эффекты.


Хозрасчетных показателей Хозрасчетной деятельности Хозрасчетного экономического Хранением обработкой Художественных произведений Характеристика организации Характера использования Характеристика различных Характеристики экономической Характеристики финансовых Характеристики информации Характеристики некоторых Характеристики отдельных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика