|
Хозяйственным руководителям
На рис. 6.2 предложена классификация ФХЖ по экономическим и юридическим характеристикам. В зависимости от роли субъекта, управляющего хозяйственным процессом, ФХЖ под-
[4] Тем самым между реальным хозяйственным процессом и его информационным отражением возникает параллельность, которая может привести и, как правило, приводит к неадекватности. При этом существуют три ступени прорыва из информационной бухгалтерской системы к системе реальной: 1) установление адекватности документа факту хозяйственной жизни — определяется в момент регистрации данных из документа; 2) установление адекватности ценностей и их источников фактическому наличию — определяется на момент инвентаризации; 3) установление правильности выполнения процедуры регистрации — выявляется путем последующей проверки — аудита. Эти три ступени есть три «очные ставки» бухгалтерского отражения с отображаемыми объектами, копии с оригиналами. Таким образом, человек «видит» хозяйственные процессы через набор символов языка, а язык может быть только уточнен и не более. Реальный хозяйственный процесс остается «по ту сторону бухгалтерского учета».
Факт воспроизводится с помощью элементарной логической частицы — конструкта; воспроизведение факта — активная логическая операция, бухгалтер в этом случае выступает как соавтор управляющих хозяйственным процессом, помогающий увеличить ценность формируемой им информации. Воспроизведение реализуется практически в счетоводстве путем, как было отмечено, трансформации (F) в (О).
Так, счет «Транспортно-заготовительные расходы», с одной стороны, калькуляционный (группа 1.1.1.1.2), так как показывает сумму расходов, связанных с определенным хозяйственным процессом, с другой стороны, регулирующий дополнительный (группа 1.2.2.1), так как уточняет оценку материалов. Однако если этот счет не применяется, то такие расходы записываются на счет «Материалы», и, следовательно, счет «Транспортно-заготовительные расходы» можно рассматривать как инвентарный (группа 1.1.1.1). Если материалы учитываются по определенным заранее заданным ценам, то счет «Материалы» трактуется как материальный (группа 1.1.1.1.1), но если по дебету этого счета начисляются все затраты, связанные с их приобретением, то счет можно назвать калькуляционным (группа 1.1.1.1.2). Счет «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов» можно рассматривать или как контрактивный (группа 1.2.2.2.1), или как резервный (группа 1.1.2.2). Счета расходов и доходов будущих периодов могут быть представлены или как контрарные (группа 1.2.2.2), или как финансово-распределительные (труппа 1.1.1.2.3). Далее, счет «Товары» — материальный (группа 1.1.1.1.1), но с не меньшим основанием мы можем утверждать, что это и счет расчетов (группа 1.1.1.2.2), так как материально ответственное лицо должно отчитаться за находящиеся у него ценности. Счет «Торговая наценка (скидка)» по принятой классификации — контрарный контрактивный счет (группа 1.2.2.2.1). Но его можно трактовать как фондовый (группа 1.1.2.1), как источник собственных средств, как счет потенциальной прибыли, кроме того, на практике он часто является прежде всего собирательно-распределительным (в течение месяца концентрирует торговую наценку (скидку) в торговой фирме, а потом распределяет ее по магазинам, но если перераспределяет, то становится финансово-распределительным — группа 1.1.1.2.3).
Полная и комплексная автоматизация бухгалтерского учета исключает ручной труд, ликвидирует разрыв во времени между хозяйственным процессом, получением первичной информации, ее обработкой и выдачей результативной информации. У бухгалтера высвобождается время для выполнения аналитических и контрольных операций. Путем методологического, информационного и организационного единства она способствует активному воздействию на процесс управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы или индивидуального предпринимательства. Хозяйственная деятельность может охватывать следующие виды:
На рис. 6.2 предложена классификация ФХЖ по экономическим и юридическим характеристикам. В зависимости от роли субъекта, управляющего хозяйственным процессом, ФХЖ под-
Для руководства хозяйственным процессом и осуществления контроля необходимо иметь
тую модель управления текущим хозяйственным процессом в виде:
ления хозяйственным процессом в длительном периоде.
При помощи графиков и диаграмм иллюстрируют взаимосвязь между различными финансовыми явлениями, сравнивают отчетные данные за несколько периодов, а также отчетные показатели с плановыми, характеризуют структуру (состав) какого-либо явления. Графики являются одной из форм оперативного контроля и управления хозяйственным процессом.
1. Система информации о конъюнктуре должна обеспечивать достаточную оперативность получения необходимых показателей, которые так же, как и их состав, должны определяться характером конкретных целей и задач. Конъюнктура рынка отличается исключительной динамичностью. Для того чтобы результаты ее изучения могли быть использованы для целей текущего планирования и оперативного управления хозяйственным процессом, они должны быть основаны на анализе оперативной информации. В противном случае можно будет лишь регистрировать допущенные ошибки и просчеты, поскольку нет условий для их своевременного выявления и исправления. Не менее важным, думается, будет изучение раздела, посвященного этапам жизненного цикла товара. Причем понятие жизненного цикла относится не только к конкретным изделиям, но и к их группам, например товарным классам. Идея цикличности не была своевременно воспринята нашими производственниками, а одним из крайних проявлений недавней тотальной критики действий зарубежных предпринимателей стал перенос понятия цикличности на факты преднамеренного сокращения срока службы товаров с помощью менее прочных материалов и иных приемов. Подобные факты действительно наблюдаются (кстати, и в нашей стране-вспомним сокращение срока службы электролампочек), но они не имеют ничего общего с идеями жизненного цикла товара. Подробное изложение каждого этапа с точки зрения оптимальных действий производителя позволит хозяйственным руководителям, которым в условиях рыночной экономики придется неоднократно встречаться со сложными ситуациями, особенно при выводе на рынок товара-новинки, избежать многих ошибок. Примеры тактики фирм в различных условиях, которые приводит Ф. Котлер, варианты решений и обоснования их выбора-все это своеобразная школа хозяйствования, ориентированного на рентабельность, но не любой ценой, а благодаря своевременному удовлетворению многообразных запросов потребителя.
Однако автор не устает напоминать, что для успешной работы за рубежом требуется тщательное изучение новой для фирмы макросреды, особенностей рынков, культурных и иных характеристик потребителей, государственного регулирования предпринимательской деятельности. Различия между странами могут оказаться столь велики, что отработанные годами, выверенные комплексы маркетинга придется частично или даже полностью приспосабливать к новым условиям. Ф. Котлер достаточно подробно рассказывает о путях адаптации товаров, цен, методов распространения и стимулирования при выходе на зарубежные рынки, о структурной организации маркетинговой службы, занимающейся внешнеторговой деятельностью. Здесь хотелось бы обратить внимание читателей на то, что можно назвать вторым выводом: все стороны маркетинга фирма постигает, осваивает и развивает на внутреннем рынке, так сказать, повседневно. И только потом, задумав расширить свою деятельность с помощью выхода на международный рынок, принимается адаптировать имеющийся маркетинговый опыт к новым условиям. Никак не наоборот! Поэтому попытки игнорировать это простейшее правило вряд ли перспективны. Об этом не мешало бы помнить тем хозяйственным руководителям, которые готовы поступиться логикой развития для решения сиюминутных внешнеторговых проблем.
Материал настоящей работы окажет определенную помощь менеджерам производственных предприятий в решении проблем управления созданием новой продукции. В основу изложенной стратегии управления созданием инновационного продукта в системе маркетинга положена идея цикличности важнейших маркетинговых категорий — потребности, спроса и производства. В свое время в нашей стране идея цикличности не была воспринята, более того, подвергалась определенной критике. В частности, понятие цикличности было необоснованно обвинено в объяснении фактов преднамеренного сокращения срока службы промышленных изделий, в частности, электрических ламп накаливания, перехода на менее прочные материалы и другие приемы. Подобные факты не имеют ничего общего с концепцией цикличности маркетинговых переменных. Исследование каждого из этапов циклов жизни потребности, спроса производства новой продукции позволит избежать многих ошибок хозяйственным руководителям, которым в условиях рыночной экономики придется встречаться со сложными хозяйственными и коммерческими ситуациями, особенно в период вывода на рынок нового изделия взамен ранее выпускавшегося.
Издание адресовано широкому кругу специалистов: бухгалтерам, аудиторам, экономистам, работникам налоговых и финансовых служб, менеджерам, хозяйственным руководителям и юристам, а также преподавателям и студентам экономических и юридических ВУЗов и факультетов.
Консалтинг — это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений1.
Инфраструктура бизнеса включает в себя и некоторые другие профессиональные услуги, оказываемые хозяйственным руководителям. Отличие таких услуг от консультационных состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственного выполнения определенных организационных, технических или информационных функций.
Поэтому для краткости всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг, а не только услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений, называют обобщенным понятием «консалтинг», услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений в этом случае обозначают термином «консалтинг-менеджмент».
КОНСАЛТИНГ (consulting) - профессиональная помощь хозяйственным руководителям, менеджерам и предпринимателям в решении задач и проблем, стоящих перед ними, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместной разработки решений.
Помимо консультационных, инфраструктура рыночной экономики включает в себя еще ряд профессиональных услуг, оказываемых хозяйственным руководителям. Их отличие от консультирования состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме советов, рекомендаций или совместно вырабатываемых с клиентом решений, а в форме непосредственного выполнения некоторых организационных, технических или информационных функций. С консультированием их роднит то, что, во-первых, эта помощь осуществляется на основе глубоких научных и профессиональных знаний и, во-вторых, так же, как и консультирование, она представляется на коммерческих началах независимыми фирмами. Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих эти услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области. Можно выделить 10 видов таких услуг: аудит и бухгалтерское обслуживание, юридические услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринг, инвестиции, подбор кадров (рекрутмент), реклама и отношения с общественностью, деловая информация, переподготовка кадров (трейнинг). В последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и вышеперечисленные услуги. Поэтому иногда для краткости всю совокупность этих услуг называют обобщенным термином "К.". Услуги в форме советов и рекомендаций, а также совместно вырабатываемых с клиентом решений называют в этом случае термином "менеджмент-консалтинг" — "управленческое консультирование" (см. также - Консультант).
Данная информация позволит хозяйственным руководителям ориентироваться на региональном рынке с учетом долгот временных устойчивых тенденций: направлений совершенствования современных технологий, перспектив развития производственных мощностей, наличия сырьевых ресурсов, возможностей импорта, имеющихся запасов и резервов, соотношения между собственным производством и предложением аналогичг ных предприятий на региональных рынках.
управления, осуществляют руководство коллективом, планируют, организуют и направляют его деятельность на выполнение цели, а также несут личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений. В составе хозяйственных руководителей выделяются два основных типа: линейные и функциональные руководители. Линейные руководители осуществляют все функции по руководству производством на участке, в цехе, на предприятии (фирме), в объединении и т.п. Функциональные руководители — начальники служб, отделов, групп, выполняющих одну из функций управления организацией. Специалисты оказывают квалифицированную помощь хозяйственным руководителям при анализе и решении сложных вопросов развития производства или самостоятельно руководят инженерно-техническими и другими функциональными службами. Вспомогательные работники осуществляют техническое и информационное обеспечение аппарата управления.
Характера использования Характеристика различных Характеристики экономической Характеристики финансовых Характеристики информации Характеристики некоторых Характеристики отдельных Характеристики покупателя Характеристики предприятий Характеристики распределения Характеристики трудового Характера оборудования Характеристик экономического вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|