Хозяйственной конъюнктуры



В Директивах XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966— 1970 гг. обращается внимание на обеспечение правильного сочетания централизованного планового руководства с развитием хозяйственной инициативы и самостоятельности промышленных предприятий. Указано на необходимость сосредоточить централизованное плановое руководство хозяйством в первую очередь на совершенствовании основных народнохозяйственных пропорций, улучшении размещения производства и комплексном развитии экономических районов.

Важное место в системе мер повышения хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий занимают предоставленные им права в маневрировании материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Предприятиям, например, разрешено использовать амортизационные отчисления на капитальный ремонт не только по прямому назначению, но, если это экономически целесообразно, и на приобретение нового оборудования взамен устаревшего; списывать с баланса морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования средства труда; определять нормативы собственных оборотных средств по элементам в пределах общего норматива, установленного вышестоящим органом; утверждать новые и пересматривать действующие нормы выработки и нормы обслуживания; устанавливать сдельную, повременную или аккордную оплату труда для отдельных групп рабочих, показатели и условия премирования рабочих на основе типовых положений; устанавливать высококвалифицированным мастерам и другим инженерно-техническим работникам надбавки к заработной

Совершенствование системы управления на современном этапе предусматривает внедрение хозяйственного расчета в органы управления. Хозрасчет — метод управления социалистическим хозяйством на принципах демократического централизма, обеспечивающий правильное сочетание централизованного планового руководства с развитием хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий. Внедрение хозяйственного расчета будет способствовать ускорению НТП, повышению производительности труда, снижению издержек производства и увеличению доходов. В химической промышленности наибольшее распространение хозяйственный расчет получил во втором звене — ВПО. ВПО и подчиненные ему предприятия, научно-исследовательские и проектные организации образуют единый производственно-хозяйственный комплекс, который действует на началах хозяйственного расчета, обеспечивая доходами от реализации продукции полное возмещение затрат на ее производство, расходов на создание, внедрение и освоение новой техники, содержание аппарата управления, развитие подотрасли (принцип самоокупаемости), а также прибыль для взноса в государственный бюджет. За ВПО закрепляются централизованные фонды и резервы (фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства, единый фонд развития науки и техники и др.). Это позволяет концентрировать финансовые и другие ресурсы на главных направлениях развития и технического перевооружения подотрасли, способствует выравниванию технического уровня производства на подчиненных предприятиях.

В условиях новой системы планирования и экономического стимулирования X. р. характеризуется дальнейшим расширением хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий, совершенствованием социалистических принципов планирования и управления хозяйством; увеличением доли доходов, оставляемых в распоряжении предприятия, и повышением роли собственных источников расширенного воспроизводства; усилением экономической заинтересованности предприятия в улучшении его работы, повышением экономической ответственности за выполнение плановых заданий, возрастанием роли экономиче-ких рычагов (прибыль, кредит н др.) в повышении эффективности производства и др.

Однако дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Интенсификация общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции предполагают максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий. На современном этапе развития экономики необходимо прежде всего вьыснить, какие изменения в использовании труда произошли в процессе производства по сравнению с заданием и с прошлым периодом. Основная задача анализа использования труда на предприятии состоит в том, чтобы выявить все факторы, препятствующие росту производительности труда, приводящие к потерям рабочего времени и снижающие заработную плату персонала.

М.И. Боголепов в начале XX в. обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь»1.

Принцип демократического централизма носил скорее идеологический оттенок, но тем не менее позволял предприятиям проявлять определенную инициативу, например, выдвигать повышенные «встречные» планы, самостоятельно разрабатывать проекты финансовых планов, которые в конечном счете утверждались вышестоящей организацией. Без ведома последней предприятие практически ничего не могло предпринять в плане хозяйственной инициативы, скажем, изменить внутреннее распределение прибыли, продать излишнее оборудование или реализовать продукцию покупателю, не имеющему на нее наряда.

Курс на рыночную экономику, а следовательно, на ускорение интенсификации общественного производства, повышение его экономической эффективности и качества продукции требует полной мобилизации всех имеющихся резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий. На современном этапе развития экономики мало ответить на вопрос, как выполнено задание трудовым коллективом. Необходимо прежде всего выяснить, какие изменения в использовании труда произошли в процессе производства по сравнению с заданием. Изменения могут носить двоякий характер: положительный и отрицательный. Задача анализа хозяйственной деятельности состоит в том, чтобы обнаружить все изменения, определить их характер и в последующем либо содействовать, либо противодействовать их развитию.

Малое предпринимательство. Экономической активности в России во многом способствует малый и средний бизнес, рассчитанный на развитие и поддержку хозяйственной инициативы граждан. В юридическом смысле такого рода субъекты именуются субъектами малого предпринимательства. К ним относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ и ее субъектов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; коммерческие организации, в которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает 30% (в зависимости от отрасли); физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица. Статус малого бизнеса определен Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Примечательно, что в субъектах РФ есть свои законы о малом бизнесе. Введен порядок упрощенного налогообложения и отчетности, использования государственного имущества. Действуют федеральные и региональные целевые программы и фонды поддержки малого предпринимательства. Созданы ассоциации и союзы субъектов малого бизнеса.

эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.


НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная система мер гос. органов по достижению определенных макроэкон. результатов путем нормативного, обязательного и срочного обложения доходов (имущества юридических и физ. лиц) в пользу государства. Основная функция Н.п. — регулирование экономики. Н.п. воздействует на состояние хозяйственной конъюнктуры и материальной обеспеченное -

В условиях рыночной экономики предприятия приобретают полную экономическую обособленность, самостоятельность и ответственность. В то же время возникает неопределенность хозяйственной конъюнктуры как следствие свободного установления предприятием хозяйственных связей с партнерами и свободных цен и тарифов на продукцию, работы и услуги. Одной из основных управленческих задач при этом является минимизация риска предпринимательской деятельности на основе оценки каждого принимаемого хозяйственного решения с точки зрения возможности извлечения экономической выгоды. В такой ситуации предприятие в той или иной степени может нуждаться в дополнительных источниках финансирования. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов можно лишь путем объективного информирования их о своей финансовой деятельности. В этом случае особую актуальность приобретает внешний финансовый анализ5состоящий из:

Регулирующая роль системы налогообложения проявляется в том, что, изменяя налоги, можно стимулировать хозяйственнную деятельность предприятий, спрос на продукцию и услуги, занятость населения, увеличение чистых прибылей, способствовать оживлению хозяйственной конъюнктуры.

Монетаризм приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику — ограниченным. Кроме того, должен поддерживаться стабильный рост денежной массы. Эту концепцию используют Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Данные особенности обусловливают соответствующие формы и методы хозяйствования в процессе приобретения и эксплуатации ОПФ. С целью определения стратегии и тактики эксплуатации ОПФ в условиях меняющейся хозяйственной конъюнктуры рынка руководители предприятий и соответствующих служб должны знать состояние и движение основных фондов. Это достигается с помощью организации учета их наличия и использования.

Совпадение экономических интересов поставщика и потребителя следует искать в направлении установления долгосрочных взаимовыгодных отношений между ними. Это достигается различными путями. Поставщик (производитель) должен иметь гарантию долгосрочного сбыта его продукции, что дает возможность осуществлять капиталовложения, не боясь ухудшения хозяйственной конъюнктуры. Кроме того, поставщик должен заинтересовать покупателя в том, что он обеспечивает не только регулярность поставок своей продукции, но и ее высокое качество.

Монетаризм приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику — ограниченным. Кроме того, должен поддерживаться стабильный рост денежной массы. Эту концепцию используют Международный валютный фонд и Организация экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

МОНЕТАРИЗМ — школа, полагающая, что рост денежной массы определяет инфляцию и поэтому экономическая политика в первую очередь должна быть направлена на ограничение и стабилизацию денежных знаков (его сторонником является М. Фридман). М. — экономическая теория, согласно которой количество денег г обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры, и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального дохода. Монетаристы — наиболее влиятельная сейчас среди сторонников свободного нерегулируемого рынка школа экономической мысли — считают, что государство должно ограничить свое вмешательство в хозяйственную жизнь (наряду с выполнением традиционных функций) только поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. По их мнению, в долгосрочном плане финансовая экспансия веде г только к росту процентных ставок и вытеснению частных инвестиций, тогда как кредитно-денежная экспансия стимулирует только инфляцию, но не расширение объема производства.

О. р. неодинаковы в различных странах и периодически меняются под влиянием хозяйственной конъюнктуры, с учетом банковской практики и т. д. ОВЕРДРАФТ — форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счету клиента банка (сверх остатка на счете), в результате чего образуется дебетовое сальдо. Обычно между банком и клиентом заключается соглашение по максимальной сумме О., условиях предоставления кредита, порядке погашения. При О. в погашение задолженности направляются все суммы, зачисляемые на текущий счет клиента, поэтому объем кредита изменяется по мере поступления средств, что отличает О. от обычных ссуд. Проценты взимаются по существующим или согласованным сгавкам. Право пользоваться О. предоставляется наиболее надежным клиентам.

е) риск непродления аренды при оперативном лизинге в период высокой хозяйственной конъюнктуры, когда арендуемые виды основных средств используются наиболее эффективно (это связано со срочным характером арендных отношений при этой форме).

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.


Характеристики должностей Характера изменения Характеристики конструктивные Характеристики определяют Характеристики погрешности Характеристики потребителей Характеристики продукции Характеристики стратегии Характеристику финансовых Характеристику структуры Характеристик финансового Характеристик отдельных Характера осуществляемых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика