Хозяйственного поведения



Среди ведущих тенденций современного национально-освободительного движения выделяется активизация борьбы государств, освободившихся от колониальной или полуколониальной зависимости, за ликвидацию своего неравноправия в системе мирового капиталистического хозяйства. Особенно широкий размах этот чрезвычайно трудный, но постоянно развивающийся процесс приобрел в первой половине 70-х годов. Именно тогда важные позитивные сдвиги, и прежде всего дальнейшее упрочение международных позиций социалистического содружества, а также укрепление государственно-политической самостоятельности освободившихся государств, создали объективные условия для практического решения проблем экономической деколонизации. «Теперь уже ясно,— отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду,— что при нынешнем соотношении мировых классовых сил Освободившиеся страны вполне могут противостоять империалистическому диктату, добиваться справедливых, то есть равноправных экономических отношений» [15, с. 13]. Первоочередность данного круга проблем в антиимпериалистическом движении свидетельствует о растущем признании в развивающихся странах того объективного факта, что именно неоколониальная эксплуатация их хозяйственного потенциала, и в первую очередь природных и трудовых ресурсов, служит одним из основных препятствий на пути социально-экономического прогресса.

Неоднозначный подход развивающихся стран к разработке ключевых направлений их экономической стратегии определяется наличием и взаимодействием сложного комплекса факторов, особенностей хозяйственного и социально-политического развития. Причем значение этих особенностей, так же как и необходимость их углубленного, разностороннего изучения, нарастает в современных условиях по мере усиливающейся дифференциации молодых освободившихся государств, все более четкого оформления их специфических национальных интересов. Страны — экспортеры углеводородного сырья в данном отношении не составляют исключения. Различия в сырьевой политике этих государств объективно обусловлены существенным несовпадением величины разведанных запасов их основных природных ресурсов, численности населения и среднего уровня его благосостояния, технико-и социально-экономических предпосылок для рационального ис-лользования экспортных доходов, а также целым рядом других причин. Но на первый план среди них все определеннее выступают различия в социально-экономической и политической ориентации, которые оказывают возрастающее воздействие на формирование государственной стратегии в области применения национального хозяйственного потенциала в целом и на сырьевую политику в частности.

Специфика нынешнего положения в развивающихся странах с национально-демократическими режимами определяется тем, что мелкобуржуазное политическое руководство нередко располагает там и важной экономической опорой — обширным государственным сектором. Однако слаборазвитость, финансовые и другие трудности зачастую резко снижают реальные преимущества от контроля государства даже над существенной частью хозяйственного потенциала. Наиболее полно этими преимуществами теоретически способны воспользоваться правящие круги стран — мировых экспортеров углеводородного сырья. Выгоды их позиций в международном разделении труда (с начала 70-х годов) материализуются в крупных валютных доходах рентного происхождения, которые обеспечивают государственной власти экономическую, и прежде всего финансовую, автономию и открывают перед государством потенциальные возможности, беспрецедентные в развивающемся мире. Отмеченная советским исследователем А. И. Левковским «тенденция к росту относительной самостоятельности государственного аппарата» [109, с. 170] здесь, пожалуй, проявилась наиболее отчетливо.

Дальнейшее развитие сотрудничества и экономической интеграции стран СЭВ будет осуществляться путем укрепления производственного и хозяйственного потенциала всего содружества, всестороннего подъема благосостояния народов братских стран. Сотрудничество в рамках СЭВ служит развитию и совершенствованию экономических отношений на взаимовыгодных, справедливых основах.

Здесь могут быть различные классификации функций государства в условиях перехода к рынку. Одни из них (функций): во-первых, «системоформирующие» — связанные с проведением институциональных преобразований, развертыванием инфраструктуры и выработкой правил экономического поведения становящихся субъектов предпринимательства; во-вторых, «системоутверждающие» — сопряженные с проведением структурной экономической перестройки и созданием условий необратимости трансформационных процессов; в-третьих, «системовоспроизводящие» — обеспечивающие эффективную консолидацию экономического и социально-политического потенциалов общества. Исходя из этих позиций, необходимо определять суть переходного периода: это система отношений государственных и предпринимательских структур по поводу использования ресурсно-хозяйственного потенциала общества на основе оптимизации сочетания интересов этих структур в процессе разработки и реализации целей социально-экономического развития. Основная же проблема этого периода — направить предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов на достижение вырабатываемых государством экономических и социальных ориентиров.

• показатели финансово-хозяйственного потенциала коммерческой организации;

15. Ветров А.А. Баланс: оценка хозяйственного потенциала предприятия // Бухгалтерский учет. — 1992. — № 6.

Здесь могут быть различные классификации функций государства в условиях перехода к рынку. Одни из них (функций): во-первых, «системоформирующие» — связанные с проведением институциональных преобразований, развертыванием инфраструктуры и выработкой правил экономического поведения становящихся субъектов предпринимательства; во-вторых, «системоутверждающие» — сопряженные с проведением структурной экономической перестройки и созданием условий необратимости трансформационных процессов; в-третьих, «системовоспроизводящие» — обеспечивающие эффективную консолидацию экономического и социально-политического потенциалов общества. Исходя из этих позиций, необходимо определять суть переходного периода: это система отношений государственных и предпринимательских структур по поводу использования ресурсно-хозяйственного потенциала общества на основе оптимизации сочетания интересов этих структур в процессе разработки и реализации целей социально-экономического развития. Основная же проблема этого периода — направить предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов на достижение вырабатываемых государством экономических и социальных ориентиров.

родных ресурсов как составляющей хозяйственного потенциала региона и

5. В 1990-х годах в процессе глобализации мировой экономики проявились две тенденции: а) усиление позиций США и б) формирование экономического полицентризма (многих центров), ведущего в конечном счете к образованию экономических систем планетарного масштаба. Так, например, быстрое наращивание хозяйственного потенциала стран Азиатско-Тихоокеанского региона привело к возникновению здесь новых валютно-финан-совых рынков. Из-за притока на эти рынки капитала из высокоразвитых стран вскоре произошла глобализация финансовых рынков.

Изложенные закономерности позволяют сделать вывод, что для наиболее полной реализации мощного народно-хозяйственного потенциала электрификации необходимо найти оптимальное сочетание государственного регулирования с рыночными механизмами.

Правительство России осуществляет меры по поддержанию минимально необходимого уровня экологической безопасности и масштабов прямой природоохранной деятельности, компенсационных мероприятий, а также по сохранению существующего технического и организационно-хозяйственного потенциала в данной сфере. Неотложность реализации этих мер определяется в первую очередь сложной экологической обстановкой во многих регионах страны ,и, кроме того, необходимостью выпдлнения обязательств, вытекающих из международных договоров и конвенций по сохранению биологического разнооб-


Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).

М., 2000. Степанов М. В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США

Степанов М. В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М., 1990.

Свободная К., которая ведется посредством «сбивания» цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры». В них отражаются те требования общественно-нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы. Таким образом, рыночное сотрудничество приводит к успеху, если товаровладелец

Предпринимательство как особый вид деятельности предполагает наличие у субъектов этой деятельности определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в особом творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особо важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления.

М., 2000. Степанов М. В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США.

Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными условиями, складывающимися в российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, политическая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промышленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; наличие огромных природных богатств; сезонный характер народного хозяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).

Степановы. В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. - М.: Наука, 1990.

Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры, когда требуются ответы на ключевые вопросы: где находится предприятие, каковы итоги и условия его деятельности? В антикризисном управлении она выполняет роль некой сивиллы.

Наконец, помимо объективных законов в экономической сфере действуют субъективно-психологические законы. Чем объясняется наличие такого рода законов хозяйственного поведения людей?

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. В западной литературе в этом случае пишут о позитивной экономической теории, которая путем анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей. При этом применяются: экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели (абстрактное — отвлеченное от второстепенных моментов — обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей).


Характера направленных Характеристики приведены Характеристики социальных Характеристикой эффективности Характеристику использования Характеристик федерального Характеристик определяющих Характеристик производства Характеристик требований Характеризуется коэффициентом Характеризуется определенными Характера относятся Характеризуется производством вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика