Хозяйственного руководителя



Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.

Кафедра экономической теории и хозяйственного регулирования Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова (заведующий кафедрой д-р экон. наук, профессор И.И. Столяров)

лей, экономической и конкурентной ситуации в отрасли, положения на финансовых рынках и т.д.); техническое сканирование (изменение в ходе научно-технической конкуренции, появление принципиальных новшеств, нетрадиционное использование известных технологий и т.д.); политическое сканирование (оценка общей политической ситуации, стабильности правительств, системы государственного регулирования экономики, стабильности и рациональности хозяйственного регулирования экономики; эффективности хозяйственного законодательства; степени политического риска инвестиций в данный регион и т.д.).

Однако в дальнейшем ставка на государственное вмешательство в экономику не вполне оправдалась. К тому же выявились существенные недостатки кейнсианской модели хозяйственного регулирования.

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил — натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвиди-;Мы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процес-; ом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возик новый тип инфляции, который не отвечает привычным оцен-

1. В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

Следует признать, что ни в России, ни в большинстве других ;тран, вставших на путь системных экономических реформ, рас-[еты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтере-ованности у производителей не оправдались. Запустить новую истему хозяйственного регулирования оказалось далеко не про-то. Переход от одной системы к другой — от централизованно правляемой к основанной на действии рыночных сил — натолкался на беспрецедентные проблемы, которые не были предвиди-[ы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процес-ом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возик новый тип инфляции, который не отвечает привычным оцен-

1. В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

В пятилетнем правлении социалистов истекший 2001 г. оказался не самым ярким. Темпы ВВП снизились после периода бурного роста 1997—2000 гг.; в преддверии грядущих выборов (весна-лето 2002 г.) правительство не совершало важных шагов в экономике и в социальной сфере, а значит, не было и крупных забастовок, обычных для Франции конца XX в. 2001 г. был интересен скорее тем, что в очередной раз доказал: попытки сохранения кейнсианской модели хозяйственного регулирования сегодня не дают устойчивого положительного экономического эффекта.

БАЛАНС СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА — составная часть баланса народного хозяйства, представляющий собой наиболее общую взаимосвязанную систему экономических показателей, характеризующих развитие производства, его межотраслевые, территориальные и иные пропорции и связи. Инструмент государственного и хозяйственного регулирования воспроизводства в отрасли, ее важнейших взаимосвязей и тенденций развития.


Таким образом, наличие циклов с их фазами роста, стагнации, упадка и замены есть явление закономерное и неустранимое. Однако, что приносит нам такая закономерность, как к ней относиться, играет она положительную или отрицательную роль в нашей жизни? Однозначно ответить на поставленные вопросы нельзя: данную закономерность следует просто иметь в виду в практической деятельности хозяйственного руководителя, как объективно данную. "Ничто не вечно под луной", все стареет, и всему хорошему есть свой неизбежный конец. Рано или поздно, старое должно уступить место новому, и именно в этом - залог движения вперед. Однако переход к новому циклу всегда связан с трудностями. Последняя фаза старого цикла ("фаза упадка") тяжела сама по себе. Однако неожиданным нередко оказывается то, что начало нового цикла сопряжено с еще большими трудностями, чем конец старого.

закон развития объекта представляли в виде непрерывного, неснижающегося роста. Жизнь каждый раз вносила болезненные коррективы в такие убеждения. Поэтому очень важно для будущего хозяйственного руководителя научиться видеть хозяйственную жизнь в ее динамике и принимать любые управленческие действия с учетом перспектив развития объекта.

Конечно, находки такого уровня - участь не каждого хозяйственного руководителя и специалиста. Но каждый должен сделать максимум возможного, чтобы отыскать принципиально новые решения, поскольку иное означало бы заранее смириться с мыслью, что успешная жизнь - не твой удел.

яла.новых заданий — долг каждого хозяйственного руководителя, спе-цшлиста, всех трудящихся. Большие возможности для активного участия коллектива предприятия в разработке и выполнении плана открывает встречное планирование.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.

Такая роль показателей длительности цикла производства приводит к необходимости систематически разрабатывать планы организационно-технических мероприятий по сокращению времени цикла и устанавливать для них технически обоснованные нормы. Для успешного решения этих задач нужны прогрессивные нормативы. На ХХПсъезде КПСС отмечалась необходимость разработки прогрессивных плановых нормативов по технологическим методам и срокам выполнения работ; было указано, что их внедрение и строжайшее соблюдение нужно рассматривать как закон для каждого хозяйственного руководителя.

Для планирования производства необходимо иметь прогрессивные плановые нормативы на сроки выполнения работ. Их строжайшее соблюдение должно стать законом для каждого хозяйственного руководителя.

В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и т.п. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства2.

В итоге менеджмент научно отразил основные принципы и способы организации производства на предприятии, определил функции управления, методы деятельности хозяйственного руководителя и пути обеспечения эффективной деятельности организации. Возникла такая междисциплинарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и т.п. Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, управленческого искусства2.

Неритмичная работа предприятия (фирмы) может отрицательно сказаться на работе предприятий-смежников. В силу социально-экономического разделения труда предприятия (фирмы), особенно в реальном секторе экономики, органически взаимосвязаны. Нарушение ритма на одном хозяйствующем объекте вызывает трудности в работе других объектов и даже целой отрасли экономики. Вот почему обеспечение ритмичности работы предприятия (фирмы) — важная функция хозяйственного руководителя (менеджера).

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ — 1. Учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий с целью контроля за выполнением плана и сохранностью собственности предприятия, а также получения сведений для хозяйственного руководителя. По данным А.у. можно следить за состоянием запасов каждого вида товарно-материальных ценностей, осуществлением расчетов с каждым поставщиком, подрядчиком, рабочим и служащим, дебитором и кредитором, подотчетным лицом и т.д. В А.у. производственные расходы показываются по статьям и объектам калькуляции. Это позволяет составлять отчетные калькуляции себестоимости выпускаемой продукции. Натуральные показатели А.у. дают возможность определять результаты инвентаризации (издержки, недостачи). А.у. неразрывно связан с синтетическим учетом и ведется с елью детализации данных этого учета. Записи в А.у. производятся на основании первичных бухгалтерских документов. При этом делается ссылка на документы и указываются другие необходимые сведения. Регистрами А.у. могут быть книги, карточки, ведомости, табуляграммы; 2. Учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.


Характеристики потребителей Характеристики продукции Характеристики стратегии Характеристику финансовых Характеристику структуры Характеристик финансового Характеристик отдельных Характера осуществляемых Характеризовать эффективность Характеризуется множеством Характеризуется отношением Характеризуется показателями Характеризуется следующим вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика