|
Хозяйственном отношении
Предмет «Микроэкономика» вобрал в себя все существенные изменения, происшедшие в хозяйственном механизме за последнее время. Растет интерес к стратегическому взаимодействию фирм, к роли неопределенности и асимметричной информации, к стратегии ценообразования фирм в условиях власти рынка. Эти темы обычно отсутствуют или слабо освещены в печати. В нашей книге этим темам отведено достойное место, однако это не означает, что понять микроэкономику стало труднее или что для этого требуется какая-то особая подготовка. Мы старались сделать все возможное, чтобы облегчить понимание предмета, и надеемся, что вы с пользой для себя прочтете эту книгу. В книге почти нет математических выкладок, поэтому она доступна широкому кругу читателей.
Таковы общие итоги работы предприятий за три года двенадцатой пятилетки и в том числе за два года работы в условиях хозяйственного расчета. Эти итоги — результат кропотливой повседневной работы предприятий отрасли по выявлению и использованию резервов роста эффективности производства, умелого использования рычагов и стимулов, заложенных в хозяйственном механизме.
Предприятия не имеют экономических стимулов для принятия более напряженных планов по сравнению с исходными данными или пятилетним планом. Однако в хозяйственном механизме есть рычаги, противодействующие установлению низких плановых показателей. Прежде всего это внутрипроизводственный хозрасчет.
Новым в современных условиях является широкое использование норм и нормативов для выделения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также оценки эффективности их использования. В современном хозяйственном механизме с помощью норм и нормативов обеспечивается взаимосвязь между конечными результатами и затратами на их достижение, стимулируется экономное использование ресурсов. Это достигается через заранее установленную зависимость между конечными результатами производства и потребностью в ресурсах и затратах, а также величиной средств на материальное стимулирование (например, норматив определения прироста заработной платы, норматив распределения прибыли и определения доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия). Таким образом, новым в хозяйственном механизме является то, что нормы и нормативы используются в качестве плановых заданий. Ранее для этих целей устанавливалась абсолютная величина ресурсов .
Уровень оптовых цен должен формироваться исходя из эффективности, качества, технико-экономических характеристик и потребительских свойств продукции. Повышение роли цены в хозяйственном механизме должно превратить ее в активный инструмент осуществления экономической стратегии партии.
ее реализации. Но здесь возникает комплекс проблем. Главные требования к организации процессов рыночной трансформации: во-первых, не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований — не перераспределение власти, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства); во-вторых, усиление роли государства использовать для упорядочения и защиты либеральных начал в хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического регулирования смешанной экономики — рыночного, корпоративного, государственного; в-третьих, сосредоточить усилия государства на создании действенного механизма управления финансовыми потоками — без этого не добиться макростабильности в сфере финансового и денежного обращения.
В 1985 году Советским правительством был обьяв-лен новый экономический курс под названием «перестройка». Изменения в хозяйственном механизме общества должны сопровождаться новациями в системе бухгалтерского учета предприятий. И действительно, в конце 80-х годов начинается работа по обновлению понятийного аппарата бухгалтерского учета, изменению форм отчетности, Плана счетов с учетом требований рыночной экономики, а с января 1998 года в Российской Федерации действует Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Следуя существующей практике стран с рыночной экономикой, ранее единый отечественный бухгалтерский учет был разделен на финансовый (сориентированный на внешних пользователей) и управленческий (формирующий информацию для использования внутри предприятия). Однако программой реформирования охвачен лишь бухгалтерский финансовый учет. Вопросы организации на предприятиях управленческого учета ( а в их числе — и сегментарного учета и отчетности) должны регламентироваться предприятиями самостоятельно, и, возможно, поэтому они оказались лишенными должного внимания со стороны научной общественности.
В 1985 году Советским правительством был обьяв-лен новый экономический курс под названием «перестройка». Изменения в хозяйственном механизме общества должны сопровождаться новациями в системе бухгалтерского учета предприятий. И действительно, в конце 80-х годов начинается работа по обновлению понятийного аппарата бухгалтерского учета, изменению форм отчетности, Плана счетов с учетом требований рыночной экономики, а с января 1998 года в Российской Федерации действует Программа рэформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Следуя существующей практике стран с рыночной экономикой, ранее единый отечественный бухгалтерский учет был разделен на финансовый (сориентированный на внешних пользователей) и управленческий (формирующий информацию для использования внутри предприятия). Однако программой реформирования охвачен лишь бухгалтерский финансовый учет. Вопросы организации на предприятиях управленческого учета ( а в их числе — и сегментарного учета и отчетности) должны регламентироваться предприятиями самостоятельно, и, возможно, поэтому они оказались лишенными должного внимания со стороны научной общественности.
Современное состояние российского налогообложения свидетельствует о том, что в нем переплетены рыночные и административно-командные принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством [52; 60]. Поэтому реформу российского налогообложения в 90-х годах отличает поступательно-возвратное движение. Это свойство сохранится до тех пор, пока не будут осуществлены структурные преобразования во всем хозяйственном механизме страны.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и обшей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалан-сированию бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге — к экономическому кризису.
ее реализации. Но здесь возникает комплекс проблем. Главные требования к организации процессов рыночной трансформации: во-первых, не допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований — не перераспределение власти, а повышение социально-экономической эффективности воспроизводства); во-вторых, усиление роли государства использовать для упорядочения и защиты либеральных начал в хозяйственном механизме, для выстраивания полиформического регулирования смешанной экономики — рыночного, корпоративного, государственного; в-третьих, сосредоточить усилия государства на создании действенного механизма управления финансовыми потоками — без этого не добиться макростабильности в сфере финансового и денежного обращения. Торговые фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции. Торговые фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Среди торговых фирм особо выделяются крупные монополистические объединения, занимающие господствующее положение на мировом рынке отдельных товаров или во внешнеторговом обороте отдельных стран. Так, подавляющая часть международной торговли сахаром, цветными металлами, зерном, каучуком, хлопком, пушниной, лесоматериалами, кожсырьем сосредоточена в руках небольшого числа крупных специализированных торговых фирм.
3 «В хозяйственном отношении каждая стадия АПК относительно обособлена от других, поскольку все они выступают как
опыт даже благополучных в хозяйственном отношении стран, в ча-
Торговые фирмы осуществляют в основном операции по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо в юридическом и хозяйственном отношении и осуществлять торгово-посред-нические операции.
Именно поэтому на современном этапе понятия «мировая экономика», «мировое хозяйство» находят столь частое и широкое применение и в специальной литературе, и в материалах средств массовой информации. При наличии разнообразных и сложных проблем все более очевидна целостность мира в хозяйственном отношении.
Всякое предприятие как субъект экономической деятельности представляет собой самостоячельную в хозяйственном отношении структуру, обладающую правами юридического лица. Как объект предприятие — это совокупность структурных подразделений, определенным образом организованных для достижения поставленных целей.
В организационно-хозяйственном отношении предприятие является самостоятельной хозяйственной единицей, наделенной правами юридического лица и располагающей необходимым для производственной деятельности имуществом, собственным или переданным ему во владение собственником.
соответствии с которыми определяются наиболее типичные права и обязанности участников внешнеторговых сделок, устанавливаются принципы распределения расходов между ними по доставке товара, момент перехода риска от продавца к покупателю и др. Их называют базисными условиями поставки. ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ - фирмы, независимые в юридическом и хозяйственном отношении от производителя и покупателя, участвующие в реализации продукции на основе соглашения с производителем или покупателем или их отдельного поручения. Они получают прибыли за счет разницы в цене покупки и продажи или в виде вознаграждения за представленные услуги по продвижению товаров на внешние рынки. К основным Т.п. относятся: экспортные фирмы, реализующие за рубежом продукцию отечественных производителей или закупающие ее по поручению иностранных потребителей. Эти фирмы могут быть специализированными (по сбыту сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности и др.) или универсальными. Импортные фирмы закупают за рубежом продукцию за свой счет и реализуют ее на внутреннем рынке. Они обычно специализируются на закупке промышленного сырья, сельскохозяйственной продукции (чай, кофе, сахар, табак, пряности) и др. Универсальные экспортно-импортные фирмы ведут торговлю разной продукцией отечественного и зарубежного производства. Наиболее крупные из них — торговые дома осуществляют не только торговые операции, имея торговые предприятия у себя в стране и за рубежом, но и организуют производство определенной продукции, имеют собственные промышленные, научные, маркетинговые, транспортные предприятия, сами осуществляют страхование и финансирование торговых операций (располагая собственными страховыми, финансовыми компаниями). Торговые дома играют основную роль во внешней торговле ряда стран (например, Японии). К Т.п. относятся также брокеры, фцкторы, дистрибьюторы, стокисты. Во внешней торговле участвуют оптовые и розничные фирмы.
• наличие дивизиональных организационных структур управления, в рамках которых выделяются полностью самостоятельные в оперативно-хозяйственном отношении структурные подразделения (производственные отделения) и совершенно оправданным является дублирование не некоторых, а всех функций управления на уровне этих отделений;
Проиллюстрировать построение дерева целей для интегрированного плана маркетинга можно на примере транспортного цеха завода по выпуску лекарств в г. Купавна (Московская обл.). В процессе реструктуризации завода было решено выделить этот цех в самостоятельный в оперативно-хозяйственном отношении филиал, центр финансовой ответственности, который бы полностью отвечал за доходы и расходы, за движение денежных средств и т.д. Загрузка производственных мощностей в среднем за год составляет в цехе 80%, в том числе на 60% — за счет других цехов завода, 20% — за счет внешних потребителей. Проблема была в том, что загрузка за счет основной деятельности (спроса на транспортные услуги со4 стороны других цехов завода) на предстоящий 1999 г. (в связи с экономическим спадом) могла быть обеспечена на уровне не более 30% вместо 60% в 1997—1998 гг. Компенсировать 30% падения уровня необходимо было за счет получения заказов "на стороне", оказания транспортных услуг сторонним организациям и рядовым гражданам. Отсюда главной целью плана маркетинга (цель первого уровня) было увеличение объема реализации услуг внешним потребителям ("на сторону") в 1999 г. в 2,5 раза по сравнению с уровнем 1998 г., чтобы компенсировать падение спроса со стороны собственного предприятия. Если в 1998 г. объем реализации услуг сторонним организациям и гражданам составил 400 тыс. руб., то в 1999 г. эту цифру предстояло увеличить до 1 млн руб.
Под кооперированием в строительстве понимаются организационно закрепленные производственные связи между организациями и предприятиями, самостоятельными в хозяйственном отношении, участвующими в инвестиционном процессе. Эта связь на практике выражается в совместном выполнении организациями и предприятиями работ по непосредственному возведению объектов строительства, а также при осуществлении поставок оборудования, материалов и оказании услуг.
Характеристики социальных Характеристикой эффективности Характеристику использования Характеристик федерального Характеристик определяющих Характеристик производства Характеристик требований Характеризуется коэффициентом Характеризуется определенными Характера относятся Характеризуется производством Характеризуется совокупностью Характеризуется затратами вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|