Хозрасчетных интересов



6. Хозяйственный расчет, материальная заинтересованность предприятий, отдельных работников в развитии и совершенствовании производства позволяют сочетать централизованное руководство социалистическим промышленным предприятием с предоставлением им значительной оперативно-хозяйственной самостоятельности, интересы государства— с интересами отдельных предприятий, производственных единиц, цехов, участков, каждого работника. Хозяйственный расчет основан на использовании закона стоимости в интересах социализма, на соизмерении денежных затрат и получаемых результатов, возмещении расходов собственными доходами, экономии дредств и повышении рентабельности производства. Хозрасчетные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договдрных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают свою продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке, где повседневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности.

Хозрасчетные предприятия, используя предоставленную им оперативно-хозяйственную самостоятельность в целях выполнения государственного плана, несут в то же время экономическую ответственность за результаты своей деятельности и правильное использование производственных фондов.

Следует иметь в виду, что при наличии общегосударственной собственности на землю и природные ресурсы в СССР все государственные хозрасчетные предприятия наделены экономической самостоятельностью, а земля и природные ресурсы закреплены государством за определенными предприятиями. В условиях полного хозяйственного расчета это неизбежно ведет к образованию дифференциальной ренты как разницы между индивидуальными издержками производства при использовании различных по качеству и расположению природных ресурсов и при едином уровне цены на одноименный товар одинакового качества. Установление цен на основе издержек производства в худших условиях необходимо для создания нормальных условий работы предприятий, осуществляющих свою деятельность на худших месторождениях.

ботников в развитии и совершенствовании производства. Хозрасчет позволяет сочетать централизованное руководство социалистическим промышленным предприятием с предоставлением им значительной оперативно-хозяйственной самостоятельности, интересы государства — с интересами отдельных предприятий, производственных единиц, цехов, участков, каждого работника. Хозяйственный расчет основан на соизмерении денежных затрат и получаемых результатов, возмещении расходов собственными доходами, экономии средств и повышении рентабельности производства. Хозрасчетные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договорных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают свою продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке СССР, где повседневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности.

В плановом производстве большая роль принадлежит хозяйственному расчету, который является основным методом планового руководства. Хозяйственный расчет выражается в соизмерении денежных затрат и результатов хозяйственной деятельности, в обеспечении экономии общественного труда и рентабельности производства. Хозрасчетные предприятия работают на основе договорных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке, где ежедневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности. В решениях партии и правительства предусматривается более широкое использование хозяйственного расчета,

Хозрасчетные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договорных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают свою продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке, где повседневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности.

Хозрасчетные предприятия располагают фондами экономического стимулирования. В системе этих фондов основными являются: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд развития производства, единый фонд развития науки и техники и другие специальные фонды.

1. Магистральные трубопроводы — самостоятельные хозрасчетные предприятия. Они предназначены для перекачки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы, желез-

татами хозяйственной деятельности, возмещая свои расходы собственными доводами и обеспечивая получение чистого дохода (прибыли). Иначе говоря, хозрасчетные предприятия в результате реализации своей продукции должны получить больше выручки, чем стоило производство этой продукции. Деятельность хозрасчетного предприятия строится на ряде принципов (самоокупаемость, хозяйственная самостоятельность, материальное стимулирование, материальная ответственность, контроль рублем).

1. Магистральные трубопроводы — самостоятельные хозрасчетные предприятия. Они предназначаются для перекачки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы, железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также для транспортирования нефтепродуктов из районов их производства (с НПЗ) в районы потребления (до наливных станций или перевалочных нефтебаз, рис. 1).

Самостоятельные хозрасчетные предприятия вспомогательного производства разрабатывают свои техпромфинпланы по полному составу разделов и показателей.


Достижение этой цели предусматривается путем усиления экономической заинтересованности коллективов предприятий в конечных результатах производства, т.е. через развитие хозрасчетных интересов. Для реализации этой цели предусматривается комплекс мер по дальнейшему совершенствованию экономических методов управления, улучшению планирования, расширению прав и самостоятельности объединений, предприятий и организаций в их производственном и социальном развитии, а также в оплате труда и материальном стимулировании.

В условиях усиления и укрепления экономических методов хозяйствования особое значение имеет правильное сочетание хозрасчетных интересов предприятия с общегосударственными интересами. Решению этой задачи способствуют резкое сокращение числа централизованно планируемых предприятиям показателей, оценка их деятельности по реализованной продукции, прибыли и рентабельности, увеличение оставляемых в распоряжении предприятий средств для развития производства и поощрения коллектива работников, организация оплаты их труда не только в зависимости от личного труда, но и от результатов работы всего предприятия, установление платы за производственные основные фонды и оборотные средства из прибыли в зависимости от стоимости закрепленных за предприятием производственных фондов, налаживание новых взаимоотношений между предприятиями на основе хозяйственных договоров и взаимной ответственности по поставкам продукции производственно-технического назначения и т. д.

На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС было указано на необходимость создания более совершенного экономического механизма управления общественным производством, создания оптимального сочетания общегосударственных и хозрасчетных интересов. "Главный вопрос в теории и практике социализма - как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная практика. На нынешнем этапе социализма значение этого вопроса неизмеримо возрастает"1.

Народнохозяйственный подход к оценке различных мероприятий научно-технического прогресса при учете хозрасчетных интересов различных ведомственных организаций и предприятий возможен только В'условиях социалистического планового ведения народного хозяйства [21].

Таким образом, наряду с понятиями «стройка» и «объект; строительства», переход к планированию На основе товарного показателя требует более «универсального» понятия законченности объекта трубопроводного строительства, максимально отвечающего принципу эксплуатационной готовности на уровне строительного предприятия, сооружающего объект, а также отвечающего требованиям хозрасчетных интересов подрядных организаций. Ущемление одного из этих принципов не позволит реализовать потенциальные возможности системы планирования и оценки деятельности строительных организаций. Таким понятием, очевидно, может стать «законченный объект» трубопроводного строительства.

Большой практический интерес и вместе с тем большую трудность в настоящее время представляет разработка методологических вопросов оценки эффективности применительно к промышленному предприятию — основному звену общественного производства, наделенному всеми хозрасчетными функциями (рис. 3.1). ] Это предъявляет особые требования к методам увязки хозрасчетных интересов предприятия с интересами народного хозяйства.

ния их хозрасчетных интересов. Последнее обычно требуется, когда новая техника внедряется за счет средств фонда развития производства, кредитов Госбанка и других аналогичных источников финансирования. В связи с этим следует различать народнохозяйственную и хозрасчетную экономичность техники. Однако в любом случае окончательный вывод об экономической целесообразности варианта предполагает соблюдение народнохозяйственного подхода. Принятый вариант должен быть эффективным не только для предприятия, но и способствовать повышению эффективности всего народного хозяйства.

тодам руководства, увязку хозрасчетных интересов предприятий с общегосударственными интересами, на разработку прогрессивных, научно обоснованных экономических норм и нормативов, совершенствование ценообразования, кредитного и всего банковского дела, перестройку плановой работы,. повышение роли экономического анализа в принятии хозяйственных решений, строжайший режим экономии и предотвращение всевозможных бесхозяйственных затрат и потерь.

Методы измерения производительности труда должны постоянно совершенствоваться, с тем чтобы найти объективную оценку эффективности (результативности) затрат труда с учетом конкретных экономических целей и целенаправленного использования тех или иных факторов. При современных экономических методах управления в условиях перехода к рыночной экономике ведется поиск таких измерителей, которые выражали бы связь результатов и затрат с учетом хозрасчетных интересов как отдельных работников, так и общества в целом. В качестве результата используется прибыль, доход, а затрат — фонд оплаты труда.

Интересы строительной организации с точки зрения приоритетов могут приходить в противоречие с народнохозяйственными интересами, что требует возмещения строительным организациям дополнительных затрат, возникающих при возведении объектов недостаточной хозрасчетной приоритетности. Это обстоятельство особенно важно при проведении подрядных торгов, когда строительная организация в условиях конкуренции должна принимать решения с учетом своих хозрасчетных интересов. При оценке приоритетов необходимо учитывать, что экологически опасные объекты вообще не подлежат оценке и просто исключаются из рассмотрения. Одновременно высокий приоритет может быть присвоен объектам социальной сферы вне зависимости от других критериев.

Принятие решений на основе оценки приоритетов осуществляется в следующих ситуациях: при формировании строительных программ, когда число заявок на строительство объектов превышает возможности строительных организаций и выходит за объемы финансирования по различным источникам; при решений задачи сокращения непомерного фронта работ путем консервации уже начатых объектов или путем отсрочки начала строительства новых объектов. Освободившиеся средства при этом могут быть направлены на ускорение строительства других объектов строительной программы: при необходимости ускорения строительства отдельных наиболее важных для народного хозяйства объектов, реализуемой в пределах возможностей строительных организаций (в этом случае ускорение строительства одних объектов может быть достигнуто только за счет других объектов, выбор же последних следует осуществлять на основе оценки их приоритетности); при принятии решений в условиях чрезвычайных обстоятельств (например, при необходимости ликвидации последствий аварий или стихийных бедствий), когда приходится перебрасывать ресурсы строительных организаций на другие объекты; при проведении подрядных торгов (тендеров), когда строительная организация принимает решения в пределах своих хозрасчетных интересов, учитывая дополнительные затраты, возникающие при возведении объектов низкой хозрасчетной приоритетности.

Определение хозрасчетной эффективности новой техники не исключает необходимости ориентации хозрасчетных интересов на народнохозяйственные. Для соблюдения во всех случаях народнохозяйственных интересов следует предусматривать приоритет на-


Характеристик потребителей Характеристик различных Характеризуется использованием Характеризуется одновременно Характеризуется отсутствием Характеризуется повышенной Характеризуется сложностью Характеризуется возможностью Характера потребления Характеризует экономическую эффективность Характеризует использование Характеризует обеспеченность вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика