Индикативное планирование



планирования и регулирования заработной платы, взаимоувязанной по всем уровням управления. На уровне государства ежегодно в Генеральном соглашении, которое заключается между правительством РФ, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей, устанавливаются такие основные параметры для планирования и регулирования заработной платы, как размер ММОТ, порядок индексации заработной платы и пенсий, методика и критерии определения уровня жизни, малообеспечен-ности, прожиточного и физиологического минимума, состава и стоимости минимальной потребительской корзины, единая тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы. На уровне отраслей в тарифных соглашениях конкретизируются и дополняются основные положения Генерального соглашения, устанавливаются отраслевые тарифные системы оплаты труда, разрабатываются тарифно-квалификационные справочники, устанавливаются различного рода доплаты и компенсации, связанные с условиями труда. При этом условия оплаты труда, устанавливаемые в тарифных соглашениях, не могут ухудшать условия, зафиксированные в Генеральном соглашении. При переходе к рынку наибольшие сложности и трудности в планировании и регулировании заработной платы возникают на нижнем уровне управления — непосредственно в организациях, получивших полную самостоятельность в организации П.з.п., но оказавшихся к этому неподготовленными. Изменились цели и задачи планирования и регулирования расходов на оплату труда. Если раньше организации стремились заполучить от министерств и ведомоств возможно больший фонд оплаты труда, то теперь, наоборот, возникает необходимость изыскивать возможности для сокращения затрат на оплату труда, чтобы выжить в условиях конкурентной борьбы. Потребовалось найти новые формы и методы планирования и регулирования заработной платы, которые позволили бы привлечь к поиску и использованию резервов все подразделения организации. Успехи могут быть достигнуты при переходе на нормативный метод планирования заработной платы и коллективный подряд. В этом случае всем подразделениям рассчитываются стабильные и в то же время динамичные нормативы, позволяющие учитывать изменения в условиях их работы,

ных условий в коллективных договорах и соответствующих соглашениях; содействие занятости посредством участия П.с. в разработке гос. программ занятости, осуществления профсоюзного контроля за занятостью и соблюдением законодательства в этой области; право первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; право П.с. на участие в урегулировании трудовых споров вплоть до использования таких средств защиты соц.-трудовых прав и интересов работников, как организация и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и др. коллективных действий; право П.с. на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей, их объединений, органов гос. власти и местного самоуправления информации по соц.-трудовым вопросам, необходимой им для осуществления своей деятельности; право П.с. па осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, включая создание собственных инспекций труда, беспрепятственное посещение организаций, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями коллективного договора, соглашения; право П.с. на соц. защиту работников, имея в виду соц. страхование и охрану здоровья, соц. обеспечение, улучшение жилищных условий и др. ее виды. П.с. вправе участвовать в формировании соц. программ, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен. Отношения П.с. с работодателями, объединениями предпринимателей, органами гос. власти и местного самоуправления строятся на основе соц. партнерства, равноправного паритетного участия в управлении гос. фондами соц. страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др. фондами, самостоятельной организации и проведения оздоровительных мероприятий среди членов П.с. и их семей, взаимодействия по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физ. культуры и спорта. Отношения П.с., первичных профсоюзных организаций с др.

Резко сократилась платежеспособность населения, ибо «обвалились» его реальные доходы. Государство отказалось от практики индексации заработной платы по мере роста инфляции. Недопустимо низким оказался порог минимальной заработной платы и очень редкими во времени стали акции по ее пересмотру. Во всяком случае, в 1998 г. население на свои доходы могло обеспечить душевое потребление мяса и мясопродуктов к уровню 1990 г. на 65%, молока— 58, рыбы и рыбопродуктов — на 45%.

В качестве одной из причин, повлиявших на замедление темпов роста денежных доходов, по мнению ряда аналитиков, явилось отсутствие индексации заработной платы работников бюджетной сферы, что, на наш взгляд, неверно.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектировки размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Рассматриваются также предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

7) порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы на планируемый год;

Очевидно, что попытка учесть все виды индексации заработной платы чрезмерно усложнит нашу модель, поэтому мы и не будем этого делать. Для начала предположим, что все договоры в нашей модели индексируют заработную плату прямо пропорционально изменениям уровня цен, т. е. каждый раз, когда уровень цен поднимется на одну единицу, будет повышаться на одну единицу и оговоренная в контракте номинальная заработная плата. Предположим, хотя это и исключительно редко практикуется н реальной жизни, что индексация происходит постоянно, на протяжении всего срока действия договора. Кроме того, предположим, что заработная плата может не только повышаться, но и понижаться в соответствии с изменениями уровня цен (это тоже происходит редко).

Построение кривой совокупного предложения при полной индексации заработной платы в случае изменения уровня цен. В течение срока действия трудового договора, заключенного работниками и работодателями, базовая заработная плата VIе равна ожидаемой в момент подписания контракта рыночной номинальной заработной плате, какой бы она была в идеальных условиях (W"). Если во время действия договора уровень цен изменится, то спрос на труд тоже изменится, что вызовет изменение уровня занятости (рис. А). Но если реальная заработная плата полностью индексируется относительно уровня цен, то тогда номинальная заработная плата тоже изменится соответственно уровню цен. Равновесный уровень занятости будет прежним. Из этого следует, что реальный объем производства также останется неизменным (рис. Б). Следовательно, кривая совокупного предложения в современной кейнсианской модели трудовых договоров при полной индексации заработной платы будет вертикальна (рис. В). Меры денежно-кредитной политики, направленные на сдвиг кривой совокупного спроса, будут нейтральны в период индексации заработной платы.

По причинам, описанным в этой главе, работники и работодатели обычно не договариваются о полной индексации заработной платы и не компенсируют таким образом последствия изменений уровня цен, не предвиденных при подписании договора. Тем не менее пока существует изменчивость совокупного спроса, в договорах присутствует по крайней мере частичная индексация заработной платы. Другими словами, даже если договор и не подразумевает прямо пропорциональную индексацию относительно уровня цен, индексация существует, но с коэффициентом меньше единицы.

сравнению с Европой) таких явлений, как пенсионные планы, комиссионные выплаты, премиальные выплаты, процентные выплаты из прибыли фирмы, а также то, что многие работники являются совладельцами компании-работодателя. Подобные отношения между работниками и работодателями являются видами индексации заработной платы относительно доходов компании, т. е. доходы работников зависят от цен и, следовательно, доходов, получаемых компанией-работодателем. Хотя заработная плата и не индексируется относительно общего уровня цен напрямую, эти прочие выплаты и доплаты, скорее всего, являются своеобразными косвенными методами индексации.

Возможен и такой вариант, что исследования индексации заработной платы как в США, так и за рубежом допускают некоторые ошибки и имеют свои недостатки. Некоторые экономисты считают, что недавние исследования в этой области в лучшем случае являются лишь первом шагом в правильном направлении. Они полагают, что экономисты должны более точно определить степень распространения индексации заработной платы перед тем, как оценивать его как высокий или низкий.


6. Чем характеризуется индикативное планирование?

Индикативное планирование способно выступить мощным средством решения неотложных задач восстановления экономики и проведения эффективной долгосрочной политики.

В отличие от директивного планирования (план — это закон) индикативное — необязательное — носило взаимовыгодный характер и являлось формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. В целом индикативное планирование представляет не только институт госрегулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное и определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не «развертываются» по «исполнителям», которые участвуют в его реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

В данном обстоятельстве принципиальное отличие индикативного планирования от централизованно-директивного. Если в последнем роль рынка была вспомогательной, то индикативное планирование призвано предвосхитить (и по возможности скорректировать в лучшую сторону) будущую траекторию развития рыночной экономики.

В своем развитии индикативное планирование прошло через разные формы, соответствующие различным этапам госрегулирования «смешанной экономикой».

По мере развития смешанной экономики, глобализации рынков (прежде всего в общеевропейских масштабах) индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму. Во Франции идея стратегического планирования выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации коих призвано брать на себя государство, впервые получила воплощение в десятом индуктивном плане (1989-1992 гг.). Были установлены шесть главных направлений развития (укрепление национальной валюты и обеспечение занятости, образование, научные исследования, социальная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб), каждое из которых получило статус целевой государственной программы, обеспеченной системой различного рода финансовых преференций. В целом приходится констатировать распространение в 80-90-х гг. весьма сдержанных настроений по отношению к использованию инструментов индикативного планирования, это стало реакцией на ряд обстоятельств, в том числе на падение эффективности функционирования госпредприятий (70-80-е гг. выявили ряд негативных сторон в эволюции госпредпринимательского сектора. Выполнение общенациональных приоритетных задач влечет за собой возрастание дефицита госпредпринимательского сектора, которое наблюдается во всех странах ЕС), и на чрезмерные аппетиты отраслевых лоббистов.

ЗО.Дудкил В., Петров Ю. Индикативное планирование-механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал.— 1998.— № 6, 7.

Прогнозы, индикативное планирование.

Индикативное планирование способно выступить мощным средством решения неотложных задач восстановления экономики и проведения эффективной долгосрочной политики.

В отличие от директивного планирования (план — это закон) индикативное — необязательное — носило взаимовыгодный характер и являлось формой государственного вмешательства в экономику при полном сохранении его демократической сути. В целом индикативное планирование представляет не только институт госрегулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное и определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения. Макропоказатели индикативного плана не «развертываются» по «исполнителям», которые участвуют в его реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

В данном обстоятельстве принципиальное отличие индикативного планирования от централизованно-директивного. Если в последнем роль рынка была вспомогательной, то индикативное планирование призвано предвосхитить (и по возможности скорректировать в лучшую сторону) будущую траекторию развития рыночной экономики.


Использование установок Использовании финансовых Использовании информационных Использовании наличности Использовании отдельных Иллюстративного материала Использовании продукции Использовании собственных Использовании технических Имущество выполнить Использованию финансовых Использованию материальных Использованию производственных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика