|
Историческими традициями
экологическим законодательством Республики Башкортостан мы относительно самостоятельную часть законодательства республики, которое является подотраслью экологического законодательства России, призванную обеспечить нормативное регулирование ских отношений на территории Башкортостана с учетом климатических, национальных, культурно-бытовых и исторических особенностей данного региона.
Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь непосредственным образом сказываются преобладание в отдельных странах традиционно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплексом и др. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности организационной структуры как конкретной фирмы, так и фирм отдельных стран. Поэтому, хотя и существуют многие общие черты, присущие структуре управления крупными фирмами, тем не менее важное значение имеют учет и изучение специфических особенностей организационной структуры, сложившихся в конкретных условиях.
ства. С учетом всех конкретно-исторических особенностей развития общественного производства партия разработала и научно обосновала необходимость превалирования интенсивных факторов развития, базирующихся на лучшем использовании созданного промышленного потенциала, трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для промышленных предприятий на передний план выдвигается задача осуществления такой организации, планирования и управления производственными процессами, которые обеспечивали бы получение оптимальных значений конечных, а не промежуточных результатов производственной деятельности. Прежний принцип, получивший в литературе название редукционистского, уже не обеспечивает эффективного решения поставленных задач. Так, например, на заводе ПТО им. В. И. Ленина в 1980 г. при превышении затрат на внедрение новой техники и технологии против плановых более, чем на 15% было высвобождено только 68% планируемого условного высвобождения при выполнении остальных показателей плана технического развития.
В рамках цивилизационного подхода вся история экономических систем делится на так называемые стадии эконо-рического развития. Экономическая стадия — это теорети-ческое обобщение специфики экономического развития, определяемое наиболее важными, исторически обусловлен-юлми обстоятельствами (технология; организация производства, распределения и обмена; уровень благосостояния; роль даучно-технического прогресса). Так, выделяют следующие жгадии экономического развития: традиционное общество (с яосподством данных самой природой или естественных тех-яюлогий, простой кооперации труда, распределением продуктов в основном для целей непосредственного потребле-щия, низким уровнем благосостояния большинства произ-ардителей, с натуральным или простым товарным обменом, крайне медленным темпом НТП, с преимущественно вне-щкономическими методами управления хозяйством и в существенной мере ограниченными правами человека); переводное к индустриальному общество (с формированием элементов макроэкономики крупного промышленного производства); индустриальное общество (макро-экономика сложившегося массового производства промышленных товаров ж услуг); послеиндустриальное (постиндустриальное) производство (макроэкономика, сориентированная на массовое щотребление товаров и услуг домохозяйствами всех типов, с шриоритетами непроизводственной сферы и такого важного вкономического ресурса, как информация). Все это накладывает свой отпечаток на понимание исторических особенностей развития макроэкономик различных государств. Бы-ио бы неправильно полагать, что стадии экономического развития абсолютно механически следуют друг за другом. И явегодня в макроэкономике многих стран мира сочетаются Элементы традиционности, индустриальное™ и более высокие ступени развития. Речь в теоретическом анализе в дан-йом случае идет о некоей «равнодействующей» (стратегическом направлении макроэкономического развития). В силу этого все макроэкономики, в той или иной степени, об-
-анализ исторических особенностей процессов реформирования предприятий
В первой главе рассмотрены причины постановки вопроса о реформировании рынка газа с учетом его текущего состояния, исторических особенностей формирования и присущих этому рынку основных проблем.
В рамках цивилизационного подхода вся история эконо-Лических систем делится на так называемые стадии эконо-рического развития. Экономическая стадия — это теорети-ческое обобщение специфики экономического развития, определяемое наиболее важными, исторически обусловлен-далми обстоятельствами (технология; организация производства, распределения и обмена; уровень благосостояния; роль жаучно-технического прогресса). Так, выделяют следующие жгадии экономического развития: традиционное общество (с яосподством данных самой природой или естественных тех-яюлогий, простой кооперации труда, распределением продуктов в основном для целей непосредственного потребле-щия, низким уровнем благосостояния большинства произ-ардителей, с натуральным или простым товарным обменом, •раине медленным темпом НТП, с преимущественно вне-щкономическими методами управления хозяйством и в существенной мере ограниченными правами человека); переводное к индустриальному общество (с формированием элементов макроэкономики крупного промышленного производства); индустриальное общество (макро-экономика сло-всившегося массового производства промышленных товаров т услуг); послеиндустриальное (постиндустриальное) производство (макроэкономика, сориентированная на массовое «тотребление товаров и услуг домохозяйствами всех типов, с шриоритетами непроизводственной сферы и такого важного вкономического ресурса, как информация). Все это накладывает свой отпечаток на понимание исторических особенностей развития макроэкономик различных государств. Бы-ио бы неправильно полагать, что стадии экономического развития абсолютно механически следуют друг за другом. И явегодня в макроэкономике многих стран мира сочетаются Элементы традиционности, индустриальное™ и более высокие ступени развития. Речь в теоретическом анализе в дан-йом случае идет о некоей «равнодействующей» (стратегическом направлении макроэкономического развития). В силу этого все макроэкономики, в той или иной степени, об-
Не только мелкие, но и достаточно крупные предприятия и организации могут иметь сравнительные преимущества, которых по разным причинам нет и не может быть у других фирм, например, в силу каких-то исторических особенностей или местоположения. Так, ру-
, ше всего справится с продвижением продукта (в силу опыта и исторических особенностей прошлой производственно-хозяйственной ,> деятельности предприятия, технологии и состава производственных мощностей, особенностей местоположения, накопленного научно-технического потенциала, которым оно располагает благодаря опыту работы и квалификации руководителей и специалистов и т.п.). Главным методологическим приемом маркетингового аудита является перечень вопросов, на которые предстоит искать ответы. От того, насколько полным и правильным будет этот перечень, во многом зависит эффективность процедуры аудита. Все вопросы можно разделить на шесть основных категорий оценки:
Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий ведут к смягчению социальных конфликтов. Этому способствуют и механизмы согласования интересов в системе социального партнёрства, с помощью которых при посредничестве государства увязываются интересы основных социальных партнёров: профсоюзов и союзов предпринимателей. Всё это в условиях укрепления институтов демократической политической власти и гражданского общества открывает возможности для постепенного движения развитых стран к обществу социального сотрудничества, согласия (консенсуса). Тем не менее время от времени и в этих условиях вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наёмных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие. Современная смешанная экономика формируется с разной скоростью при огромном разнообразии конкретно-исторических условий в различных странах и регионах мира. В зависимости от соотношения различных секторов и форм экономического и социального регулирования, национальных, культурно-исторических особенностей и традиций, этапа, на котором находится страна, складываются различные национальные модели смешанной экономики. Выделяются североамериканская, западноевропейская, японская модели смешанной экономики, а также модели развития смешанной экономики в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В рамках западноевропейской модели социального рыночного хозяйства различаются англосаксонская модель (Великобритания, Ирландия), континентальная модель (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция), средиземноморская модель (Греция, Испания и Италия), социал-демократическая скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия). О чем бы ни шла речь применительно к экономическим преобразованиям — производстве, обращении, деньгах, кредите, инвестициях, темпах роста, разгосударствлении, либерализации экономии и т. д. — не в последнюю очередь имеются в виду поведение и действия людей с их мотивами, эмоциями, реакциями, национальными, историческими традициями. Поэтому для экономического развития важны такие начала, как духовный склад населения, система ценностных установок и уровень правосознания. Все эти начала связаны с психологией людей, с их, как сейчас принято говорить, менталитетом, а значит, и с поведением во всей общественной жизни (включая и экономику). Почти все экономические понятия сопрягаются с психологией и имеют психологическое измерение.
Представление бухгалтеров о стоимости, предназначенной к распределению, отличается в разных странах. Расхождение объясняется, в первую очередь, сложившимися историческими традициями, заложенными в основу доминирующей, законодательно закрепленной учетной концепции. При этом практически везде в качестве верхней границы, а чаще всего и единственного
Основные концепции, допущения и принципы МСФО являются общепринятыми в национальных системах учета и отчетности большинства развитых стран. Во всем мире самой развитой и известной системой является система СААР (общепринятые бухгалтерские принципы) - Generally Accepted Accounting Principles, общие соглашения по теории и практике бухгалтерского учета, принятые в США. Среди самых сильных, с большими историческими традициями, бухгалтерских школ в мире особо стоит отметить сложившиеся в Великобритании, Франции и Германии.
О чем бы ни шла речь применительно к экономическим преобразованиям — производстве, обращении, деньгах, кредите, инвестициях, темпах роста, разгосударствлении, либерализации экономии и т. д. — не в последнюю очередь имеются в виду поведение и действия людей с их мотивами, эмоциями, реакциями, национальными, историческими традициями. Поэтому для экономического развития важны такие начала, как духовный склад населения, система ценностных установок и уровень правосознания. Все эти начала связаны с психологией людей, с их, как сейчас принято говорить, менталитетом, а значит, и с поведением во всей общественной жизни (включая и экономику). Почти все экономические понятия сопрягаются с психологией и имеют психологическое измерение.
в экономических процессах, в формировании потоков движения финансовых средств. Конкретные направления и объемы расходования бюджетных средств по различным правительственным программам определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития. Выработка этих приоритетов представляет собой сложный процесс, в котором принимают участие различные социальные слои и группы населения, интересы которых выражают специфические общественные организации, представители делового и научного мира, законодательной и исполнительной власти. Бюджетные средства расходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства. Отношение между этими статьями определяется многими факторами: положением страны в мировой системе, социально-экономической структурой общества, историческими традициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансирует затраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры (дороги, транспорт, связь). Огромную роль играет бюджет в финансировании образования и подготовки квалифицированных кадров. Государственный бюджет — важный источник финансирования социальных расходов. Доходная часть государственного бюджета складывается главным образом из налоговых поступлений. Здесь же аккумулируются взносы в фонды социального страхования, а также процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций. От 75 до 90% (в зависимости от страны) всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылей корпораций и доходов населения, остальные 10— 25% приходятся на обложение имущества и капитала. Налоговая (фискальная) политика является методом государственного воздействия на хозяйственные процессы. Меняя ставки подоходного обложения, правительство может регулировать сумму средств, остающихся «на руках» у населения и корпораций. Исторический опыт свидетельствует о том, что правительствам ряда стран Запада удавалось по-
Основным ориентиром для минимального уровня оплаты труда является сумма необходимых расходов. Она определяется историческими традициями, уровнем обеспеченности и ролью государства, структурой цен на товары и услуги. Различие этих факторов в странах обуславливает структура личных доходов их населения. Средняя заработная плата рабочих в 1989 г. (для России — в рублях, других стран — долларах) приводится в табл. 21.2. В развитых странах доля расходов на продовольствие и табак составляет 15-29%; обувь и одежду 6-9%; мебель и оборудование жилья 6-9%; транспорт и связь 10-16%; оплату квартиры, топлива и электроэнергии 15-22%; отдых 6-10%; медицинское обслуживание 1-13%.
Представление бухгалтеров о стоимости, предназначенной к распределению, отличается в разных странах. Расхождение объясняется, в первую очередь, сложившимися историческими традициями, заложенными в основу доминирующей, законодательно закрепленной учетной концепции. При этом практически везде в качестве верхней границы, а чаще всего и единственного
основном социальными и историческими традициями, которые в
основном социальными и историческими традициями, которые в дей-
Многие особенности экономической системы определяются существующими у субъектов экономики историческими традициями, жизненными ценностями, обычаями, правилами и т.д. В Башкортостане к ним, например, можно отнести: слабую предрасположенность коренного населения к торговле, рыночным отношениям, промышленному производству; исторически-генетическую склонность основной массы трудоспособного населения к коллективным, кооперированным, общинным формам организации труда; наличие у людей специфических для данного региона потребностей (обильное употребление в пищу мясомолочных продуктов, меда, кумыса и т.п.); богатство республики отдельными природными ресурсами - нефтью, рудами цветных металлов, лесом и т.д., что обусловливает особенности производства, производственных технологий и связей и, соответственно, своеобразие формирования и функционирования экономической системы.
Организационное построение системы регулирования фондового рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг — различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг.
Инвестиционных возможностях Инвестиционными проектами Имущественные комплексы Инвестиционным портфелем Инвестиционная корпорация Инвестиционной эффективности Инвестиционной финансовой Инвестиционной программе Инвестиционной стратегии Инвестиционного института Инвестиционного контроллинга Инвестиционного поведения Инвестиционном менеджменте вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|