Изменения экономической



Кривые предложения и спроса указывают, какое количество товара конкурирующие производители и потребители готовы продавать и покупать в зависимости от цены, которую они получают и платят. Но, помимо цены, предложение и спрос определяются и другими условиями. Например, количество товара, которое производители готовы продать, зависит не только от цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит как от бюджета потребителей, так и от других факторов. Ниже мы определим, как изменения экономических условий или налоговой политики влияют на рыночные цены и предложения товаров. Чтобы сделать это, мы должны понять, как сдвигаются кривые предложения и спроса в ответ на изменения таких переменных величин, как ставки заработной платы, капитальные затраты и доход.

Причину такой политизации и такого ажиотажа, на наш взгляд, можно усмотреть в полном отрыве положений обсуждаемого закона от идеи конкурсности, хотя она в нем и упоминается. Надо, чтобы в законе о недрах было явно записано, что соглашения о разделе продукции могут заключаться тогда, когда условиями конкурса это допускается и когда в условиях конкурирования записаны те причины изменения экономических условий разработки, которые подлежат компенсации, и в каких пределах эта компенсация допустима, за какую плату за недра недропользователь выигрывает конкурс и какую рентабельность своего предприятия он намерен гарантировать компенсациями. То есть все ключевые количественные вопросы, которые будут записаны в соглашения о разделе продукции, должны быть определены конкурсным путем, а не в кабинетах чиновников после конкурса.

В случае, если объект конкурса предполагается предоставить в пользование на правах раздела продукции, то в перечень обязательных условий или условий конкурирования необходимо ввести основные параметры компенсации: что компенсируется, в каких пределах, каким способом проводится контроль изменения экономических условий разработки.

Существуют, однако, серьезнейшие причины, по которым переход к двусторонним отношениям между потребителями и производителями и подрыв роли международных нефтяных компаний могут происходить не в столь широких масштабах и не так быстро, как полагает кое-кто из сторонников создания национальных нефтяных компаний. Одна из них состоит в том, что и производители и потребители все еще неохотно идут на то, чтобы ввести в свою торговлю нефтью широкую практику заключения непосредственных сделок с правительствами, ибо такие сделки могут быть поставлены под удар в случае внезапного изменения экономических условий.

исходя из предположения эволюторности поведения экономической системы на относительно небольшом временном интервале и при сравнительно малых удельных изменениях экономических показателей, имеет смысл для анализа переменных затрат выстроить определенную математическую регрессионную модель. Детерминированная составляющая варьирует в зависимости от степени изменения экономических факторов и будет либо линейной функцией, либо разлагаться в ряд Тэйлора более высокого порядка. В случае невозможности линеаризовать функцию (разлагая в ряд или преобразуя) при небольшом числе коэффициентов можно будет использовать методы нелинейного оценивания. В конечном итоге это поможет выявить наиболее важные экономические показатели, наиболее значимо влияющие на производственный процесс. Эмпирически их изменяя можно будет проследить, как изменится хозяйственный результат с достаточной степенью вероятности.

Характер изменения экономических показателей технического прогресса представлен на рис. 7.

Рис. 7. Характер изменения экономических показателей технического прогресса:

Система внешней торговли Российской Федерации находится н стадии формирования, вместе с ней оформляется соответствующая ей нормативная база. Эти преобразования осуществляются в сложных условиях изменения экономических отношений, экономического кризиса и распада сложившихся хозяйственных связей.

3. Изменения экономических показателей, помимо всего прочего, являются предметом сознательного действия людей (общества).

Изучаемая закономерность изменения экономических показателей (моделируемая связь) выступает в скрытом виде. Она переплетается со случайными с точки зрения исследования (неизучаемыми) компонентами вариации и ковариации показателей. Закон больших чисел гласит, что только в большой совокупности закономерная связь выступает устойчивее случайного совпадения направления варьирования (случайной ковариации). Из этого вытекает третья предпосылка стохастического анализа — достаточная размерность (численность) совокупности наблюдений, позволяющая с достаточной надежностью и точностью выявить изучаемые закономерности (моделируемые связи). Уровень надежности и точности модели определяется практическими целями использования модели в управлении производственно-хозяйственной деятельностью.

Изложенная выше динамика изменения экономических показателей газовых месторождений Краснодарского края (улучшение показателей в первые годы разработки и резкое ухудшение в период падающей добычи) характерна и для других крупных газовых месторождений СССР, переходящих к последней стадии их эксплуатации.


Непосредственно за сентябрьской революцией 1969 г. в Ливии последовали глубокие изменения экономической и социальной политики. Однако перемены произошли прежде всего в ее целях, методах и социальной направленности, в значительно меньшей степени затронув инструментарий и базу, которые за период 60-х годов успели набрать весьма сильную инерцию. Прежде всего сохранился открытый тип ливийской экономики, ставший почти неотъемлемым признаком малых нефтеэкспортирующих стран, но характерный также, хотя и в несколько меньшей степени, для таких гораздо более крупных государств, как Алжир. Воспроизводственные процессы и в первую очередь условия реализации основной части валового продукта для них в значительной мере продолжают определяться факторами мирового капиталистического рынка, как свидетельствуют данные табл. 9 об экспортной квоте в производстве ВВП и об импортной — в потреблении.

Глобальные изменения экономической конъюнктуры, переход к рыночным отношениям, конкуренция и формирование товарных, финансовых рынков предъявляют жёсткие требования к предприятиям и определяют необходимость крупномасштабных изменений в их деятельности. Одним из методов проведения этих изменений является реструктуризация, вследствие которой должны происходить глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, а в конечном итоге должны улучшаться финансово-экономические показатели.

Отдельные инструменты стимулирования экономического роста отторгались сложившейся системой госрегулирования, ориентированной на либерализацию экономики и на обслуживание интересов финансовой олигархии. Но любой режим регулирования экономики обладает определенной целостностью, отторгая «инородные» элементы. Попытки «привить» промышленную политику монетаризму как ведущему началу, доминанте механизма госрегулирования экономики, не могли дать жизнеспособные плоды. Ставя задачу изменения экономической политики и ее переориентации с обслуживания интересов финансовой олигархии на экономический рост, необходимо учитывать, что речь должна идти о смене экономической парадигмы, а не об отдельных усовершенствованиях хозяйственного механизма.

Технологическая политика государства не может не ориентироваться на переход к устойчивому природоориентированному развитию, в отличие от природных процессов, для которых относительная замкнутость вещественно-энергетических циклов, в традиционных технологических системах такие циклы разомкнуты. В результате их функционирования создается не только основной продукт, ради которого эти циклы и организуются, но и определенный набор отходов, поступающих в природную среду и разрушающих ее естественные циклы. Если поставить вопрос более широко, необходима разработка стратегии экологической безопасности России с определением изменения экономической ситуации при различных вариантах социально-экономического развития, ибо угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Нарастают тенденции использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств. Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характе-

Индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельных хозяйствующих субъектов, а выполняют для него функцию маяков, указывающих перспективные направления изменения экономической конъюнктуры и экономической политики государства. По отношению к предприятиям госсектора государство выполняют функцию собственника и отвечает за их развитие (применительно к ним могут использоваться технологии планирования разной степени жесткости). Для казенных предприятий, по обязательствам которых государство несет полную ответственность, требуется использование процедур директивного управления в соответствии с установленными государственными целями их развития. Касательно же предприятий, за деятельность которых ответственность государства ограничена, процедуры планирования призваны охватывать главным образом принятие стратегических решений в управлении активами и инвестиционной политики. Госсектор должен выполнять роль локомотива в реализации приоритетов экономического развития страны.

Любые кардинальные изменения экономической системы не могут быть абстрактными и должны проводиться в интересах своего народа: реформы не ради реформ, а во благо человека. России необходима смена экономической парадигмы и смещение акцентов в сторону социально рыночного хозяйства и концепции устойчивого развития. Устойчивость, динамизм социально-экономических систем определяются наличием в них механизмов са-

Опережающие, или лидирующие, индикаторы — это статистические показатели, которые опережают во времени изменения экономической конъюнктуры. Следовательно, зная соотношение их перемены (поведения) с изменением конъюнктуры, можно предсказывать, например, экономические кризисы. Так, для прогнозирования уровня занятости опережающими индикаторами являются средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающей промышленности, новые выплаты страхования по безработице. Спаду уровня деловой активности предшествует (опережает) снижение (сокращение) показателей:

Система индикаторов постоянно совершенствуется. Исследования ведутся не только Национальным бюро экономических исследований США, но и отдельными крупными экономистами. И, конечно, результаты исследования зависят от того, к какому экономическому направлению принадлежит тот или иной экономист. Например, Р. Джилберт, монетарист по сути, выделил три монетарных агрегата, которые были исследованы на способность опережать изменения экономической конъюнктуры:

Выявить все причины, обусловливающие те или иные изменения экономической ситуации, затруднительно и практически нецелесообразно. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные из них.

В 60-х — начале 80-х годов стали наблюдаться застойные явления в экономике и финансах, что выражалось в снижении темпов прироста ВВП, производительности труда, усилении сырьевой направленности экспорта, нарастании иждивенческих настроений среди населения, развитии социальной сферы по остаточному принципу. Все это свидетельствовало о необходимости кардинального изменения экономической основы общества, институциональных преобразований.

2 Изменения экономической прибыли (прибыли до налогообложения) +1638 119,3


Исчислении налогооблагаемой Исчислении показателей Исходящие документы Исходного состояния Иерархической структурой Искажение налогооблагаемой Исключает необходимости Исключают стоимость Имущественного эквивалента Исключением деятельности Исключением кредитных Исключением отдельных Исключением предприятий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика